Драки, прогулы, мат и дружба с адвокатами: за что наказывали судей в 2021-м
В сентябре прошлого года Артур Кашапов, судья АС Поволжского округа, поссорился со своей супругой и отправился в один из казанских баров играть в бильярд. Вечер не задался: судья повздорил с охранниками из-за того, что они забрали у него часы. Сотрудники бара вызвали полицию, и прибывшие на место сотрудники Росгвардии применили к судье физическую силу и даже спецсредства. Потом, узнав о статусе Кашапова, судью освободили от наручников, отпустили. И даже помогли ему вернуть часы.
История закончилась рапортом сотрудников, которые указали, что судья вел себя агрессивно. За этот инцидент судью наказали предупреждением. «Кодекс судейской этики устанавливает требование в любой ситуации сохранять личное достоинство, дорожить честью, избегать всего, что могло бы причинить ущерб репутации судьи», — объяснили потом в ВККС.
Владимир Монастырский, судья Георгиевского городского суда Ставропольского края, записал одному из участников спора, который он рассматривал, голосовое сообщение, где «в неэтичной форме высказывал мнение по гражданскому делу».
Гражданин пожаловался в региональную ККС, которая увидела в действиях судьи грубость при внепроцессуальном общении с участником спора. Судье вынесли замечание, после чего он решил уйти в отставку. Но с дисциплинарным взысканием Монастырский не согласился и попробовал оспорить его в ВККС. Он настаивал, что голос на записи принадлежит не ему, а голосовое сообщение кто-то смонтировал, чтобы подставить судью. В квалифколлегии прослушали запись и без экспертизы смогли узнать голос Монастырского — поэтому ему отказали в жалобе.
Судья Сергей Ожогин из Сосновского районного суда Тамбовской области подружился со своим помощником Алексеем Щербаковым. Позже помощник уволился из суда, получил адвокатский статус и начал практиковать. Многие доверители Щербакова судились именно в Сосновском райсуде, поэтому старые приятели часто встречались в судебных заседаниях.
Когда Щербакова заподозрили в мошенничестве, правоохранители стали прослушивать его телефон и за год узнали много интересного. Например, что адвокат часто обсуждает с судьей меры пресечения по уголовным делам и получает советы по тому, как добиться смягчения ареста.
А еще Щербаков пользовался своей дружбой с судьей, чтобы заранее узнавать у него решения по конкретным делам. И если мера пресечения ожидалась «мягкой», он предлагал своим доверителям «решить вопрос» за деньги.
В итоге такая дружба стоила Ожогину карьеры. Его лишили полномочий за внепроцессуальное общение с адвокатом и конфликт интересов.
Судья Тракторозаводского райсуда Волгограда Артур Дудников разговорился со своим другом, адвокатом Антоном Пономаревым, об одной из доверительниц Пономарева, чье дело рассматривалось в другом суде. Судья заинтересовался делом и за некоторое «вознаграждение» даже предложил посодействовать в облегчении участи подсудимой. Свои услуги Дудников оценил в 400 000 руб.
Но Пономарев уже тогда находился «в разработке», поэтому разговор не остался приватным — его послушали еще и силовики. Первым делом Дудникова лишили судейских полномочий — за «внепроцессуальное общение» и мат во время беседы. «Это была приватная беседа двух взрослых людей. К сожалению, иногда мужчины, и не только, допускают матерные слова в своем общении. Если беседа приватная, это не должно приводить к прекращению полномочий», — объяснял судья свое поведение. Но вернуть мантию это не помогло.
Уже после этого Дудников еще и стал фигурантом уголовного дела о мошенничестве из-за того же предложения о «содействии». Судья настаивает, что денег не получал.
Ольга Горячева рассматривала уголовные дела в Зубово-Полянском районном суде Мордовии. В этом регионе много колоний, поэтому судье часто приходилось рассматривать различные жалобы заключенных. Но их иногда отменяли в вышестоящих судах, что плохо сказывалось на статистике Горячевой.
Судья решила это исправить своеобразным способом. Она звонила сотрудникам регионального УФСИН, чтобы те «просили» заключенных отозвать свои апелляционные жалобы. А потом и вовсе написала письмо руководству ведомства, чтобы скрыть свои нарушения. Там расценили это как прямое давление и обратились в региональную ККС, чтобы судью привлекли к ответственности. А поскольку ей уже делали замечание, на этот раз она осталась без мантии. Оспорить решение в Высшей квалифколлегии не получилось.
В марте 2021-го в 10-й ААС поступила апелляционная жалоба истца, который жаловался на отказ в принудительной ликвидации общества «Автогарант» (дело № А41-71585/2020). 13 мая апелляционная «тройка» под председательством Марины Игнахиной ее удовлетворила.
В тот же день судья «по горячим следам» написала особое мнение, в котором раскритиковала свое же решение. А спустя несколько дней особое мнение судьи появилось в картотеке арбитражных дел. С ним позже согласилась и кассация, которая оставила в силе решение первой инстанции об отказе.
Судья объяснила публикацию акта «технической ошибкой», а председатель суда Инна Воробьева упрекнула подчиненную в отсутствии «раскаяния» и «сожаления». ВККС решила, что предупреждение — подходящее наказание за публикацию особого мнения.
Судья Юлия Сафина работала в Басманном районном суде Москвы с 2012 года и за это время успела отправить в СИЗО многих известных политиков и предпринимателей: экс-губернаторов Леонида Маркелова и Никиту Белых, бывшего сенатора Рауфа Арашукова, инвестора Майкла Калви. Но работала она, как выяснилось, совсем не безупречно. Судья постоянно забывала оформлять протоколы судебных заседаний и сдавала дела в архив с большой задержкой.
Председатель суда Ирина Вырышева рассказала, что с Сафиной не хотели работать ее помощники, потому что она им постоянно грубила. А член ККС Москвы Лариса Крутовская дополнила, что ходатайства граждан, поступившие к Сафиной, нашлись не в архивах дел, а в мусорной корзине.
За такое поведение столичная ККС лишила Сафину полномочий, но ВККС решение отменила и ограничилась предупреждением. Все дело в том, что судью нельзя лишить мантии за первый дисциплинарный проступок, а раньше Сафина их не совершала. Судье позволили уйти в отставку и получать ежемесячное пожизненное содержание.
Летом 2020-го судья Верховного суда Бурятии Эвелина Ходошкинова несколько дней не была на работе, а еще пару раз ушла пораньше. Судья объяснила это тем, что из-за антикоронавирусных мер ей не с кем было оставить ребенка. А все отгулы она заранее согласовала с зампредом суда, но сделала это устно на одном из совещаний.
Но региональная ККС напомнила судье, что по закону судья должна оформлять свое отсутствие документально. Высшая квалифколлегия с этим согласилась и наказала Ходошкинову предупреждением.