«Бесплатная» консультация и ненужная услуга: как обманывают юристы
Выбрать юриста непросто, особенно в первый раз. Лучший вариант — сарафанное радио, а именно совет от знакомого, который уже обращался за юридической помощью и остался доволен, считает Денис Быканов, партнер MGP Lawyers А вот к отзывам в интернете стоит относиться с осторожностью. Из десяти имеющихся мнений правдивым может быть только одно, а остальные — работа конкурентов и самой компании, говорит Юлия Галуева, заместитель гендиректора по правовым вопросам Амулекс Отзывы «клиентов» в интернете компании пишут и своими силами, и размещая заказы у специализированных агентств.
Сайт — следующее, что стоит изучить: есть ли там информация о конкретном юрлице, юристах этой компании, «живые» фотографии, сведения о конкретных делах. Здесь же можно выяснить, по каким профилям работает компания. Шайбаков говорит, что если команда небольшая, но берется за все подряд, то это может указывать на невысокое качество работы. «Невозможно знать и уметь все», — объясняет эксперт. Быканов рассказал, что недавно к ним обратился клиент, который сменил уже двух адвокатов. Оба после получения авансов пропускали заседания. «Оказалось, что оба представителя работали без команды, взяли на себя слишком много дел, поэтому не успевали на все судебные заседания», — объяснил Быканов.
Скорее всего, на прямой вопрос о загруженности юрист ответит, что время на ваше дело у него есть. Даже если на самом деле его нет. Но можно посмотреть на состояние кабинета. Если в офисе не просто рабочий беспорядок, а бардак — стопки неразобранных папок и бумаг повсюду — это может говорить о высокой загруженности, считает Шайбаков. А еще в такой обстановке легче потерять переданные документы: этим юристы тоже грешат. В 2021 году до Верховного суда дошло дело о взыскании убытков с фирмы, которая потеряла оригинал извещения о ДТП. Без этого документа клиент не смог получить страховое возмещение. Осталось только подавать в суд на юристов.
Еще проблемы могут возникать, когда эксперты берутся за споры не по своей специализации. Виктория Коткова, юрист практики разрешения споров Capital Legal Services рассказала об одном из таких случаев. Иностранцу предложили войти в совет директоров одного российского банка без активного участия. Он обратился за консультацией к юристу, который не занимался банкротством и вопросами субсидиарной ответственности. Тот не увидел существенных рисков для клиента. Но банк вскоре обанкротился, а членство привело к субсидиарной ответственности на 9 млрд руб. «Клиент пришел к нам за помощью уже на стадии апелляции, когда сделать можно было не так много. В кассации мы вернули дело на новый круг, но переубедить суд все равно не удалось», — вспоминает Коткова. Поэтому еще во время консультации нужно узнать, кто из юристов возьмется за ваше дело, считает Шайбаков. А Яков Гаджиев, адвокат КА Юков и партнеры, рекомендует не стесняться спрашивать у юриста об опыте участия в аналогичных делах и о том, чем они закончились. Еще лучше запросить номера конкретных дел.
При выборе специалистов можно ориентироваться на участие в юррейтингах, причем конкретная позиция не так важна. В пример можно привести рейтинг Право.ru-300, который разделен на федеральный и региональный. В нем участвуют и крупные фирмы с известным брендом, и организации поменьше, чьи цены на услуги ниже. Это позволяет выбрать исполнителя в зависимости от потребностей и средств. Если компания не засветилась в рейтингах, стоит выяснить, как долго она существует на рынке, сколько у нее сотрудников, часто ли меняется адрес офиса.
Как проверить юрфирму:
Получить сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП. В выписке обратить внимание на сведения о руководителе и адрес фирмы. Сопоставить с тем, что указано на сайте и в договоре. Мошенники часто используют поддельные анкетные данные, предостерегает Гаджиев. Еще нужно обратить внимание на состояние организации: действующая или нет, давно ли она работает на рынке.Проверить бухгалтерскую отчетность. Выяснить, какая у компании выручка и прибыль. Насторожить должны убытки или нулевой финансовый результат.Узнать, есть ли у юрфирмы задолженность перед третьими лицами, на сайте ФССП.Проверить фирму в сервисе ФНС «Прозрачный бизнес». Сведения помогут выяснить, зарегистрирована ли фирма по массовому адресу, сколько в штате сотрудников, есть ли долги по налогам.Узнать, есть ли у компании споры. О делах с контрагентами можно узнать из Картотеки арбитражных дел, а с клиентами — в базе судов общей юрисдикции «ГАС Правосудие» или на сайте конкретного суда или судов субъекта. В Москве, например, информация может быть отражена на официальном портале судов общей юрисдикции города.При выборе адвоката удостовериться, что у него есть действующий статус, с помощью реестра на сайте Министерства юстиции.Первая встреча: как отличить мошенников
Если вы проверили компанию и она не кажется подозрительной, можно ехать в офис на консультацию. Но и там не терять бдительности.
Если вам агрессивно навязывают услуги или убеждают, что все плохо, помощь юрфирмы необходима и без нее вы непременно потерпите ущерб, — это явно не те люди, которых стоит привлекать для решения юридических вопросов.
Недобросовестные юристы могут обещать золотые горы, поэтому выглядят более убедительно для неискушенного клиента, чем профессионалы, которые не станут гарантировать 100%-й выигрыш. По словам Балдина, как-то к его коллеге обратилась мать сына, которому грозил срок за сбыт наркотиков в особо крупном размере. Адвокат честно предупредил, что «условка» для обвиняемого будет чудом. Тогда женщина обратилась к другому юристу. Он пообещал избежать реального срока, и клиентка отдала ему крупную сумму. Но в итоге парня все-таки отправили в колонию.
Добросовестный юрист сначала изучит документы клиента, проанализирует перспективы дела. Если при встрече он не торопится, расспрашивает о ваших обстоятельствах, это говорит о его готовности разобраться в ситуации. А вот если он с ходу предлагает подписать договор на крупную сумму — стоит задуматься.
Должно насторожить, если вам предлагают взять кредит на юридические услуги и оплатить всю сумму сразу, не давая времени подумать.
Еще мошенники могут предложить выгодную акцию или скидку, чтобы клиент сразу заключил договор и внес по нему платеж.
Популярные схемы обмана
Предложение бесплатной консультации — одна из самых типичных схем обмана, говорит Шайбаков из Арбитраж.ру Потенциальный клиент может узнать о выгодном предложении по телефону, в интернете или по объявлению в газете. Обещание бесплатно разобраться в проблеме здесь работает как приманка.
События могут развиваться по-разному. Консультация может оказаться бесплатной только при дальнейшем заключении договора — и с человека требуют деньги. Если он соглашается, компания берет аванс и исчезает. К Быканову как-то обратился доверитель, заплативший аванс строительной компании, которая не выполнила работы. Он пошел к первым попавшимся «юристам», которые завлекли обещанием бесплатной консультации. Но, получив деньги, ничего не сделали, а потом и вовсе пропали и перестали отвечать на звонки. Когда пострадавший обратился в MGP Lawyers, «юридическая фирма» уже подала в ЕГРЮЛ уведомление о своей ликвидации. «Мы подали в ИФНС возражения в связи с записью о ликвидации, а позднее обратились с иском в суд», — вспоминает Быканов.
Еще до первого судебного заседания нам позвонил человек, представившийся ликвидатором, и очень просил отказаться от возражений относительно ликвидации и отозвать иск. Пострадавшему выплатили сумму аванса с процентами и компенсацию госпошлины.
Вернуть деньги удается далеко не всем. Когда к мошенникам появляется много претензий, они «бросают» фирму (зачастую оформленную на номинала) и продолжают работать под новой вывеской. Привлечь их к ответственности в этом случае непросто.
Еще один популярный способ обмана — когда на словах клиенту обещают разрешить его вопрос, но в договоре указаны совсем другие услуги.
Чаще всего обманутые клиенты приходят с договорами, где в предмете указана «консультация по вопросу…» и стоимость этой консультации, например, 100 000 руб.
А бывает, суммы в десятки или сотни тысяч берут за направление жалоб или претензий. В итоге выходит, что предъявить такому юристу фактически нечего: он действительно выполнил работу, которую обозначили в соглашении. А то, что стоимость услуги завышена, — это вопрос договоренностей клиента и юриста. Поэтому, если клиенту необходимо представительство в суде, в договоре и должно быть написано: «Представительство в суде» (каком, по какому делу), объясняет Галуева. При подписании договора Шайбаков советует попросить юриста зачитать каждый пункт и дать по нему пояснения, а еще самостоятельно проконтролировать, чтобы все оговоренные с вами условия были отражены в договоре.
В августе 2019-го Наталья Гонышева* договорилась с ООО «Авангард» о юридической помощи в споре с медицинской организацией. Сотрудники должны были провести консультацию, отправить жалобы в МВД, прокуратуру и местный Минздрав за 32 500 руб. Клиентка оплатила всю сумму сразу, но юристы ничего так и не сделали, деньги тоже не вернули. Гонышева обратилась в суд (дело № 2-8490/2019). Первая инстанция встала на сторону истицы. Она расторгла договор и взыскала с «Авангарда» 32 500 руб., а еще неустойку (14 625 руб.), штраф (26 062 руб.) и компенсацию морального вреда (5000 руб.). Апелляция «засилила» это решение.
А в августе 2020-го Роспотребнадзор оштрафовал юрфирму на 100 000 руб. по ч. 2 ст. 14.7 КоАП («Обман потребителей»). Ведомство указало, что «Авангард» навязал своей клиентке ненужные услуги: жалобы в правоохранительные органы не помогли бы ей.
«Заключая договор на изготовление не имеющих юридического смысла и значения документов, ООО «Авангард» ввело потребителя в заблуждение, что с помощью этих документов может и будет разрешена спорная ситуация», — указал Роспотребнадзор Татарстана.
В августе 2017-го предприниматель Лидия Димитренко заказала доставку своей клиентке через ООО «СДЭК-ДС» восьми футболок стоимостью более 8000 руб. Но заказчик отказалась принимать посылку и даже не вскрыла ее. Как она объяснила, из-за хамства курьера. Тогда товар вернули отправителю. Но оказалось, что пакет вскрыли и заменили часть футболок. ИП решила взыскать с общества стоимость подмененного товара, а еще расходы на отправку и упущенную выгоду. Для этого она обратилась в ООО «Межрегиональный правовой центр». Юристы обещали изучить ситуацию, составить иск и представлять интересы клиента в суде. За это Димитренко заплатила сразу 58 000 руб. Но первая инстанция отказала в иске (дело № А56-65190/2019). Оказалось, что специалисты «Межрегионального правового центра» ссылались на нормы, которые неприменимы к спору. Например, ФЗ «О почтовой связи». А на заседание представителю не пришлось идти: дело рассмотрели без созыва сторон.
После этого Димитренко заплатила все тем же юристам еще 45 000 руб. за подачу апелляционной жалобы. «Межрегиональный правовой центр» пытался направить ее дважды, но каждый раз ее возвращали. Сначала сотрудники центра направили ее в апелляцию вместо первой инстанции, а потом забыли приложить нужные документы. У Димитренко лопнуло терпение, и она обратилась с иском к юрфирме, чтобы вернуть деньги. Суд удовлетворил его частично, решив, что специалисты все-таки подготовили иск и могут получить за это оплату. Недовольной клиентке присудили 93 000 руб. вместо заявленных 103 000 руб. Апелляция оказалась такого же мнения (дело № А56-84240/2020).
А Юрий Шашкин* решил расторгнуть договор с ООО «Правовая защита населения» от лета 2019-го. По его условиям юристы должны были подготовить иск, но суд его вернул из-за недостатков. Первая инстанция встала на сторону потребителя, взыскав в его пользу почти 124 000 руб. (выплаты по договору, неустойка, штраф и компенсация морального вреда). Апелляция отказала, решив, что фактически юрфирма работу выполнила. Заявление сотрудники подготовили, хоть в итоге суд его и не рассмотрел. Но кассация поправила нижестоящую инстанцию: Шашкин пытается расторгнуть договор из-за ненадлежащего оказания услуг, а не из-за неисполнения их в полном объеме (дело № 88-17926/2021). После повторного рассмотрения апелляция согласилась с первой инстанцией.
Дарья Алексеева, юрист практики разрешения споров Capital Legal Services, говорит, что на практике клиенты часто взыскивают с юристов деньги за плохую работу. По ее словам, суды часто встают на сторону доверителей, особенно когда исполнитель не может доказать, что он выполнил юридическую услугу надлежащим образом.
Мошенники могут выдавать себя за сотрудников крупных известных юрфирм. В такой ситуации оказалась юрфирма Пепеляев Групп «Нам приносят договоры, якобы заключенные с нашей компанией, а они оказываются простой бумажкой», — рассказывал управляющий партнер Сергей Пепеляев. Всего за месяц к ним обратились десять человек, к которым якобы обращались с предложением оказать услуги из «Пепеляев Групп». Только вот в электронных письмах аферисты использовали подменное наименование pepeliaevgroup.pro, в то время как официальным доменом компании является pgplaw.ru. После этого компания обратилась в полицию и просила возбудить дело о мошенничестве, но получила отказ. По словам правоохранителей, у них нет информации о причиненном заявителю или иным лицам материальном ущербе.
После этого ФПА дала рекомендации, как обезопасить себя от действий мошенников, выдающих себя за сотрудников юридических фирм:
найти официальный сайт юрфирмы (мошенники могут использовать фишинговые сайты, когда домен отличается от официального на одну букву или один символ);проверить, правда ли предложение поступило с корпоративной почты;обратиться напрямую в юрфирму, от которой якобы поступило предложение;проверять банковские реквизиты, по которым просят перевести деньги. Сотрудники юрфирм не просят клиентов переводить деньги на счета физлиц или подозрительных организаций.Об этом способе мошенничества сообщил Минюст. По данным ведомства, неизвестные звонят жертвам и представляются сотрудниками госорганов. Говорят, что можно возместить стоимость услуги представителя и получить компенсацию морального вреда за купленные фальсифицированные биологически активные добавки. Уже после этого перезванивает лжеадвокат и настоятельно просит перевести деньги за его услуги. При этом повторяют, что эти средства можно вернуть — для этого нужно направлять в Минюст заявления о компенсации.
Это разновидность телефонных мошенничеств, с которыми сталкиваются многие граждане.
* Имена и фамилии изменены редакцией.