Must-read
18 февраля 2022, 10:56

Модный приговор: в США для брендов одежды готовят новый закон

Власти Нью-Йорка планируют обязать модные компании отчитываться о своем влиянии на климат и социальную сферу. Такой законопроект правительство штата опубликовало в начале 2022 года. Бренды будут рассказывать о вреде, который они причинили экологии, раскрывать зарплаты сотрудников и объемы производства. А для нарушителей и несогласных предусмотрены крупные штрафы.

Новый закон

Нью-Йорк хочет принять закон об устойчивом развитии и социальной ответственности индустрии моды. Документ обяжет производителей одежды и обуви отчитываться о своем влиянии на климат. Нововведения коснутся компаний с доходом больше $100 млн в год: это не только люксовый сегмент (например, Prada и Armani), но и массмаркет (H&M, Zara). Эти модные корпорации не только шьют одежду, но и контролируют весь цикл производства. 

По новым правилам производители будут раскрывать как минимум 50% своих цепочек поставок: начиная с ферм, где выращивают сырье, заканчивая фабриками и сервисами доставки. В отчетах бренды начнут публиковать зарплаты сотрудников, данные о выбросах парниковых газов, количестве использованной на производстве воды и химических реагентов. Со временем эти показатели придется привести в соответствие с нормами Парижских соглашений (международный договор по теме изменения климата. — Прим. ред.). 

Еще одна обязанность модных компаний — раскрывать объемы производства материалов и отчитываться, сколько хлопка, кожи, полиэстера и других тканей они продают. Вся информация должна находиться в открытом доступе. 

Кто «за»

Инициативу поддержали политики, общественники и дизайнеры, среди них — сенатор штата Нью-Йорк Алессандра Бьяджи, Совет по защите природных ресурсов и модельер Стелла Маккартни. Бьяджи назвала закон «новаторским» и подчеркнула, что он привлечет индустрию моды к ответственности.

«Являясь мировой столицей моды и бизнеса, штат Нью-Йорк несет моральную ответственность за то, чтобы уменьшить влияние индустрии моды на экологию и социальную сферу», — считает она. 

Основатель Института новых стандартов Максин Бедат отметила, что индустрия моды — одна из наименее регулируемых отраслей. Отчасти это объясняется тем, что ее разветвленная цепочка поставок может охватывать несколько стран и континентов. Бедат подчеркнула, что новый закон разрабатывался при участии брендов и производителей.

В поддержку инициативы выступила и член Ассамблеи штата Нью-Йорк Анна Келлес. Она отметила, что индустрия моды ответственна за 4–8,6% глобальных выбросов парниковых газов, потому что государство не регулирует ее работу. Нет нормативных актов, которые ограничивают влияние производителей одежды и обуви на климат, определяют минимальные зарплаты работников индустрии и запрещают детский труд. Келлес считает, что, приняв закон, Нью-Йорк станет примером для других штатов и стран.

Закон нужно доработать: позиция критиков 

Большинство экспертов отрасли поддерживают инициативу, но считают, что закон можно доработать. Например, сооснователь ювелирного бренда Deepa Gurnani Джей Лакхани считает, что на выполнение всех предписаний закона власти отвели мало времени — всего 18 месяцев. 

Руководитель некоммерческой организации Slow Factory Foundation (занимается вопросами экологии и социального равенства) Селин Семаан отмечает непонятную систему контроля за исполнением новых правил. Недовольна Самаан и неоднозначностью формулировок: неясно, какую часть цепочек поставок должны раскрывать производители одежды. «Бренды будут публиковать ту информацию, которая показывает их только с хорошей стороны», — считает она.

Совет модельеров Америки и Американская ассоциация по производству одежды и обуви отметили, что не участвовали в разработке законопроекта и не знают, с какими компаниями консультировались его авторы: «Мы с нетерпением ждем возможности пообщаться с авторами законопроекта, чтобы внести свой вклад и поделиться своими взглядами». 

Авторы закона прислушиваются к критике. Бедат подчеркивает, что новый закон не панацея, а Бьяджи добавляет, что предстоит еще много работы. 

Что уже сделано

Закон об устойчивом развитии и социальной ответственности индустрии моды — не первая попытка урегулировать индустрию моды в США. В 2010 году Калифорния приняла закон о прозрачности цепочек поставок для борьбы с современным рабством, в 2019-м запретила продажу новых меховых изделий, а в 2021-м приняла закон о защите работников швейной промышленности. 

За последние несколько лет многие компании публично признали свою ответственность за изменение климата и нарушения прав человека. Например, бренды Ralph Lauren, Kering, LVMH и Capri Holdings приняли и стали учитывать в своей работе нормативы выбросов углерода, которые одобрены некоммерческой организацией CDP, Глобальным договором ООН, Институтом мировых ресурсов и Всемирным фондом дикой природы. 

Вся деятельность модных компаний в США давно находится под контролем. За брендами следят неправительственные организации, в том числе Ассоциация справедливого труда, которая занимается вопросами заработной платы, и Higg, которая занимается отчетностью по цепочкам поставок.

Эксперты считают, что нью-йоркская инициатива отличается масштабностью и глубиной. Новые правила будут регулировать всю производственную часть модного бизнеса.

Что будет дальше

Теперь закон об устойчивом развитии и социальной ответственности индустрии моды пройдет через комитеты Сената и Ассамблеи, а в конце весны его вынесут на голосование. Если документ примут, то брендам придется выполнить все предписания за полтора года. Нарушители будут платить штраф — 2% от годового дохода (при выручке в 100 млн долларов в год штраф составит 2 млн долларов. — Прим. ред.). Деньги будут поступать в специально созданный общественный фонд и пойдут на экологические проекты. Генеральный прокурор Нью-Йорка будет ежегодно публиковать список компаний-нарушителей.

Свободный сокращенный перевод статьи New York Could Make History With a Fashion Sustainability Act с дополнениями из материалов Fashion Industry Reacts To New York Sustainability Legislation That Could Upend Transparency Practices и Deconstructing New York’s Fashion Act.