«Помощь от Госдумы»: налоговые льготы, индексация и наказания для бизнеса
Налоговые льготы и поддержка
Одобрен закон о налоговых льготах для борьбы с последствиями санкционного давления. Эта инициатива подразумевает временное освобождение граждан и бизнеса от ряда налогов.
Так, физлица не должны будут платить НДФЛ с процентов по вкладам более 1 млн руб., полученных в 2021–2022 годах, а также налоги со средств, которые сэкономили на процентах по займам в 2022 и 2023 годах. Повышенный транспортный налог будут начислять на машины стоимостью от 10 млн руб.
Отели и гостиницы на пять лет освободили от НДС. Для IT-компаний в 2022–2024 годах обнулят ставку налога на прибыль. Законом предусмотрены и другие льготы, в том числе учитывающие резкий скачок валютных курсов.
Кадастровую стоимость недвижимости для целей налогообложения в следующем году зафиксируют на уровне 1 января 2022-го (ко второму чтению эту норму распространили и на физлиц).
Законопроект № 84984-8 принят во втором и третьем чтениях.
Упрощенный доступ в САР
В специальных административных районах (САР) смогут теперь зарегистрироваться компании, которые созданы до 1 марта 2022-го (а не до 2018-го, как раньше). Кроме того, резидентам САР не придется подтверждать деятельность на территории нескольких государств.
Срок на инвестиции вырос до года, а на представление подтверждающих их документов — до 30 рабочих дней. На исключение переехавших в САР фирм из иностранных реестров юрлиц теперь предоставляют два года. Кроме того, международным компаниям в САР разрешено применять нормы иностранного корпоративного права до 2039 года, а еще регистрировать в российских «офшорах» международные личные фонды от 5 млрд руб. Офисы разрешается создавать не только непосредственно на островах Русский и Октябрьский, где расположены САР, но и во Владивостоке, так как площадь островов естественным образом ограничена.
Новые нормы, бесспорно, важны для российского бизнеса с иностранными компаниями, уверен Александр Токарев, партнер KPMG Ранее действовавшие условия делали невозможным для многих использовать режим международных холдинговых компаний. В то же время новые нормы Токарев призывает рассматривать в совокупности с принятыми в прошлом месяце избыточными и чрезмерно жесткими требованиями к уровню присутствия, деятельности и инвестициям таких компаний для получения налоговых льгот. По мнению эксперта, для улучшения режима САР нужно снизить требования к персоналу и офисам на территории этих районов, а еще к объемам инвестирования.
Принятые сегодня льготы для резидентов САР, особенно с учетом введенных ранее требований к сабстенсу и уровню инвестиций, повысят привлекательность САР для российского бизнеса, полагает Анастасия Берман, юрист налоговой практики АБ Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры
Законопроекты № 84923-8 и № 84991-8 приняты во втором и третьем окончательном чтениях.
Поддержка импорта и таможенные послабления
Новелла разрешает ввоз в РФ многокомпонентного товара в рамках нескольких внешнеэкономических сделок в течение шести лет. Компании, которые занимаются импортом в Россию менее года, освобождены от уплаты налогов и таможенных пошлин. В случае доначисления пошлины по результатам таможенной экспертизы внесшие залог импортеры освобождаются от пени. Процедура выдачи классификационных решений таможенными органами сокращена и упрощена.
Если сравнивать вариант поправок к первому чтению и то, в каком виде поправки подошли ко второму чтению, то законодатель склонился к большому количеству норм, носящих бланкетный характер, полагает управляющий партнер ЮК Варшавский и партнеры Владислав Варшавский. Правительство будет определять конкретные категории лиц, имеющих право на льготы. Обязанность кабмина установить перечень категорий товаров, которые могут быть заявлены к выпуску до подачи декларации на товары, ко второму чтению стала только его правом.
В любом случае послабления должны положительно отразиться на участниках внешнеэкономической деятельности, полагает Варшавский.
Законопроект № 84933-8 принят во втором чтении.
Смягчение наказаний для субъектов МСП и не только
Депутаты внесли изменения в ст. 3.4 КоАП и обязали заменить для малого и среднего бизнеса штраф предупреждением при первом допущенном правонарушении (ранее формулировка статьи оставляла это на усмотрение суда). Новелла также установила, насколько можно снизить штрафы для МСП ниже минимального предела: он будет равен штрафу для ИП либо составит не менее 50% минимального и не более 50% максимального размера штрафов по соответствующей статье.
Ранее снижение штрафа ниже минимального размера было предусмотрено только в исключительных случаях, напомнила Ксения Пантелеева, советник, заместитель управляющего партнера, руководитель регионального офиса Alliance Legal CG в Екатеринбурге. Теперь же размеры снижения штрафов будут нормативно установлены, и применять данную норму можно будет в том числе для статей, где сумма санкции в виде штрафа изначально составляла менее 100 000 руб.
Кроме того, бизнес разрешили не привлекать к ответственности, если за то же нарушение уже наказали его должностное лицо. Это возможно, если юрлицом были приняты все предусмотренные законодательством меры для соблюдения правил. По ряду составов должностные лица не будут отвечать, если наказание уже понесено юридическим лицом. Диспозиция этой нормы «весьма условна», полагает Пантелеева, поэтому реализация норм будет зависеть от правоприменительной практики; с учетом обвинительного уклона российского правосудия новелла может оказаться фактически нерабочей.
Изначально предлагаемое изменение было рассчитано только на социально ориентированные некоммерческие организации, а также субъекты малого и среднего предпринимательства, напоминает Светлана Виногорова, старший юрист ЮБ Григорьев и Партнеры Ко второму чтению внесли поправку, которая распространяет эту норму на все юрлица. Такое предложение можно назвать революционным, так как оно изменяет один из устоявшихся принципов привлечения к административной ответственности, полагает Виногорова.
Безусловно, преференции субъектам малого и среднего предпринимательства, а также социально ориентированным НКО нужны, но едва ли эти льготы справедливо закреплять в законодательстве об административных правонарушениях, соглашается старший юрист ЮК Варшавский и партнеры Владислав Гончаров. Административные наказания все-таки преследуют в первую очередь карательную и превентивную цели.
Кроме того, новелла предусматривает одно наказание за совершение нескольких административных правонарушений, если они выявлены в ходе одного контрольного мероприятия. Ранее похожие дела доходили до Верховного суда, например дело № А82-12352/2019, где за нарушение лицензионных требований при управлении 16 многоквартирными домами управляющей компании были назначены 16 штрафов, напоминает Пантелеева. Эту норму также распространили с МСП на всех юрлиц.
Таким образом, изначальный проект, который предполагал преференции только для определенной категории, трансформировался в довольно обширные меры поддержки для широкого круга субъектов, подытожила Светлана Виногорова.
Законопроект № 42172-8 принят во втором и третьем чтениях.
Индексация в гражданском процессе
Госдума также ликвидировала правовой пробел, который Конституционный суд выявил больше года назад. Речь идет о порядке индексации присужденных в гражданском процессе сумм, если их не выплачивают в течение длительного времени.
Новелла устанавливает, что индексация проводится по индексу цен на сайте Росстата, а ее период нужно отсчитывать со дня вынесения решения суда либо с предусмотренной им конкретной даты. В условиях роста цен новая статья процессуального кодекса об индексации может быстро стать очень популярной как единственный механизм защиты для граждан от инфляции, полагает частнопрактикующий юрист Александра Карабутова.
По результатам первого чтения в законопроект были внесены неожиданные поправки: из него исключили мораторий на индексацию присужденных сумм, подлежащих взысканию из средств бюджетной системы, на срок до истечения срока исполнения соответствующих бюджетов, указывает Карабутова. Таким образом, законодатель отказался от чрезмерной защиты публичных интересов и уравнял всех должников.
Необходимость изменений назревала давно, поскольку еще в 2018 году КС признавал норму ст. 208 ГПК неконституционной, напоминает Михаил Юрасов, адвокат практики разрешения споров адвокатского бюро A-PRO Тогда в статью внесли указание на то, что индексация должна производиться в случаях и в размерах, которые предусмотрены федеральным законом или договором, но сам закон так и не был принят. На этот раз законодатель учел свои ошибки и предложил конкретный критерий для индексации присужденных сумм, отмечает Юрасов.
Индекс роста потребительских цен Росстата значительно ниже ставки процентов по ст. 395 ГК и, как правило, ниже декларируемого уровня инфляции, определяемого Центробанком, подчеркивает Ксения Пантелеева, советник, заместитель управляющего партнера, руководитель регионального офиса Alliance Legal CG в Екатеринбурге.
Кроме того, новелла не вносит зеркальных поправок в арбитражно-процессуальное законодательство, указывает Юрасов. В пояснительной записке это объясняется отличиями в спорных правоотношениях и субъектном составе участников. Но это едва ли последовательно, так как КС вынес постановление и о закреплении норм об индексации в АПК.
Законопроект № 1207285-7 принят во втором чтении.
Декларирование цифровых активов
Законопроект предусматривает, что кандидаты на выборные государственные и муниципальные должности должны предоставлять информацию о расходах на приобретение цифровых финансовых активов за три года. Аналогичное требование предъявляется и в отношении сделок супруга и несовершеннолетних детей кандидатов. При этом необходимо отразить сведения только о расходах по таким сделкам, размеры которых превышают общую сумму доходов кандидатов вместе с супругом за этот период.
Действующее законодательство предусматривает такую обязанность только для лиц, которые уже занимают государственные должности.
Усиление контроля в этой сфере особенно актуально в связи с все более и более широким развитием цифровых финансовых инструментов и электронного финансового рынка, полагает Ирина Панькина, председатель Башкортостанского отделения Ассоциации юристов России.
Кроме того, новелла исключает изо всех соответствующих норм слово «акция», так как они являются одним из видов ценных бумаг, которые уже включены в перечень декларируемого имущества. Но узнать это можно только из пояснительной записки, отмечает Надежда Хан, ведущий юрист практики разрешения споров Адвокатского бюро A-PRO Целесообразнее было бы вынести термины «долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций» за скобочки и перечислить через запятую после «ценные бумаги», полагает она. В буквальном толковании предложенная в законопроекте формулировка подразумевает, что ценные бумаги декларированию не подлежат.
Законопроект № 1133046-7 принят во втором чтении.
Нотариальные действия в консульствах
Новелла наделяет Министерство иностранных дел и Министерство юстиции правом издавать инструкцию, которая регламентирует нотариальную деятельность в российских консульских загранучреждениях. Законопроект также унифицирует терминологию и заменяет выражение «должностные лица консульских учреждений РФ» словами «консульские должностные лица», которое используется в Консульском уставе.
Согласно действующему законодательству, полномочиями проводить нотариальные действия обладают генеральные консульства, консульства, вице-консульства и консульские агентства. Но на практике их осуществляют также должностные лица консульских отделов дипломатических представительств РФ, указывает Марина Кельбах, юрист АБ A-PRO.
Законопроект № 1197897-7 принят во втором чтении