Минюст предложил, как вернуть в общество после колонии
Минюст предлагает создать в России систему пробации, чтобы помочь отбывшим срок адаптироваться в обществе. Для этого ведомство подготовило законопроект, который предусматривает работу с заключенными в тюрьме и после освобождения. Людей, вышедших на свободу, предлагают учить и устраивать на работу, им будут бесплатно помогать юристы и психологи.
Система пробации добровольная. Она не только поможет адаптироваться бывшим заключенным, но и снизит преступность. Сейчас уровень рецидивов в стране составляет 44%. Юрист Criminal Defense Firm Даниил Горьков объясняет эту цифру, в частности, невозможностью трудоустройства и отсутствием источника дохода. Часто те, кто вышел на свободу, не могут найти место без образования, а те навыки, которыми человек обладал до заключения, становятся невостребованными из-за быстро меняющегося рынка труда.
Но даже если образование и навыки соответствуют вакансии, на работу возьмут не всегда. Например, человек с судимостью не может заниматься педагогической деятельностью (ст. 331 ТК). Трудности могут возникнуть, даже если судимость погашена или снята. По закону брать таких людей на работу можно (ст. 86 УК), но на практике это не всегда так. Часто компании перестраховываются и не хотят брать тех, кто был судим, даже если речь идет об условном сроке.
На юридическом форуме пользователь задал вопрос юристу онлайн. Он был осужден в 2009 году на два года условно. Через шесть лет уже с погашенной судимостью он попытался устроиться на работу, но не прошел проверку службы безопасности компании. Пользователь спросил у юриста, почему возникают проблемы с трудоустройством, хотя «в ТК написано, что погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия». Юрист на сайте отвечает, что человек прав и может обратиться в суд. «Но как вы потом будете работать? Попытайтесь найти другую работу», — совет в итоге такой.
Многие работодатели предпочитают не брать тех, у кого была судимость, даже если она погашена. Формально это незаконно, но отстоять свои права сложно. Лучше искать другую работу.
Так что даже тем, кто искренне хочет начать новую жизнь, приходится очень непросто.
Разработанная Минюстом система пробации — логичный шаг, считает адвокат юрфирмы Ялилов и Партнеры Рустам Губайдуллин. Но инициативу можно назвать запоздалой, ведь подобные институты в Европе и США существуют уже давно. Отдельные законы о пробации есть даже в ближайших странах, например Казахстане, Узбекистане и Грузии. И только сейчас очередь дошла до нас.
Как сейчас помогают отбывшим наказание
В нескольких регионах России приняты законы о социальной адаптации осужденных, рассказывает партнер адвокатского бюро Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры Андрей Бастраков. Они действуют в Республике Башкортостан, Архангельской, Кировской, Ленинградской, Омской и Тюменской областях. Законы похожи между собой и определяют меры поддержки вышедших на свободу, в том числе помощь в трудоустройстве и получении образования, оформление документов, предоставление временного жилья.
Есть и специальные центры социальной адаптации и реабилитации для таких граждан. Такие учреждения можно найти в Республике Башкортостан, Забайкальском и Красноярском крае, Воронежской и Ульяновской областях, Санкт-Петербурге. Здесь люди могут временно жить и питаться, получать психологическую поддержку.
Некоторые социальные гарантии для осужденных закреплены на федеральном уровне. Например, согласно п. 9 ст. 80 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» заключенные могут получать среднее профессиональное и высшее образование заочно. А ч. 6.1 ст. 12 УИК закрепляет право на психологическую помощь.
Помогает и ряд НКО. Например, в Казани работает проект «Взгляд в будущее»: психологи и юристы бесплатно помогают осужденным, отбывшим наказание, и их семьям. На сайте проекта можно посмотреть видео о том, как подготовиться к выходу на свободу, прочитать инструкцию по погашению судимости или записаться на консультацию к специалисту.
Все эти меры действуют в отдельных регионах и затрагивают только несколько сфер жизни. Часто социальная поддержка заключенных оказывается формальной, а те, кто вышел на свободу, остаются ни с чем.
Сегодня лиц, отбывших наказание, фактически оставляют без какой-либо поддержки. Это недопустимо ни с моральной точки зрения, ни в связи с показателями уровня рецидивов.
Что нового предлагает Минюст
Новый законопроект систематизирует существующие законы и установит единые для всей страны стандарты социальной адаптации осужденных и вышедших на свободу.
Пробация длится не больше года, конкретные сроки определяются индивидуально. Отказаться от участия в программе можно любой момент.
Индивидуальную программу составляет исполнительное учреждение или уголовно-исполнительная инспекция. Согласившись участвовать в системе пробации, человек обязан исполнять ее условия. Если он откажется это делать (например, перестанет ходить на работу или не станет оформлять документы), то программу прекратят.
Согласно законопроекту, в России будет три вида пробации:
приговорная (исполнительная) будет использоваться при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией от общества;пенитенциарная будет действовать в колониях и исправительных центрах;постпенитенциарная будет направлена на социализацию людей, которые уже вышли из мест лишения свободы и оказались в сложной жизненной ситуации.Губайдуллин считает, что главное новшество законопроекта — ресоциализация людей после отбытия наказания. Но реализовать эти меры будет сложнее всего, потому что потребуется набрать профессиональные кадры, создать специальные центры пробации и разработать индивидуальные программы ресоциализации.
По задумке Минюста индивидуальная программа ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации станет основным инструментом системы пробации. Такой документ будут составлять для каждого, в него запишут необходимые меры поддержки и помощи. Например, человеку, у которого есть родственники, помогут с ними связаться и наладить контакт. А если у человека нет образования, то ему подскажут, где и как его получить. Еще индивидуальная программа может включать психологическую поддержку, юридическую, медицинскую и бытовую помощь, содействие в трудоустройстве, оказание соцуслуг.
Адвокат Балтийской коллегии адвокатов имени Анатолия Собчака Елена Менде считает, что не все планы Минюста реалистичны. Она отмечает нехватку квалифицированных психологов в России и сложности с восстановлением социальных связей.
Невозможно заставить родственников общаться с человеком, который отбывает наказание. Не могу представить себе эффективные меры, которые могут системно работать. И на мой взгляд, не нужно на этом в целом концентрироваться.
Как правильные и сравнительно простые в реализации Менде отмечает образовательные меры поддержки. Она считает, что нужно сфокусироваться на организации обучающих программ в сфере IT, технологий производства и строительства.
К делу социализации бывших заключенных ведомство хочет привлекать коммерческие компании и ИП, НКО и религиозные организации, научные и медицинские учреждения. В законопроекте указано, что НКО могут привлекать для психологической помощи, а коммерческие компании и ИП смогут взять отбывших срок на работу. Минюст будет экономически стимулировать их, но конкретные меры поддержки в документе не указаны.
Минюст сообщает, что если законопроект о пробации примут, то придется внести изменения и в другие нормативно-правовые акты. А для этого понадобится время. Ведомство рассчитывает, что частично система начнет функционировать с 1 июля 2022 года. К этому времени должно заработать все, кроме постпенитенциарной пробации. Полноценная система появится к 1 января 2025-го.