Для изобретений и ноу-хау вводят налоговые льготы
6 апреля Государственная дума рассмотрела два законопроекта, которые призваны упростить распоряжение интеллектуальной собственностью компаний, их ноу-хау и изобретениями, а также стимулировать регистрацию прав на них. Один из них уже принят, другой прошел первое чтение.
Освобождение от НДС передачи ноу-хау по франшизе
Закон № 74851-8 освобождает передачу результатов интеллектуальной деятельности по договорам концессии от налога на добавленную стоимость. В среду депутаты приняли его сразу во втором и третьем чтениях.
Сейчас передача прав использования изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау) в составе комплекса исключительных прав не облагается НДС, но только при передаче этих прав по лицензионным соглашениям. При этом на рынке франчайзинга преимущественно используются именно договоры концессии. Новелла расширяет этот принцип и на них.
Ко второму чтению в новеллу внесли только одну поправку: теперь закон вступит в силу через месяц после официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС.
Поправки однозначно актуальны, потому что российские предприниматели все чаще обращаются к франчайзингу как основной модели масштабирования своего бизнеса, полагает Алексей Самыгин, юрист Национального Центра Интеллектуального Капитала Актуальность подтверждается и поддержкой со стороны органов государственной власти, например, правительство Москвы активно субсидирует пользователей по коммерческой концессии.
Возможно, непростая экономическая ситуация на фоне санкций, а также уход крупных иностранных франшиз с российского рынка побудили российские власти поддержать франчайзеров, предполагает Екатерина Смирнова, партнер, руководитель Санкт-Петербургского офиса Semenov&Pevzner Об этом говорит и стремительность принятия новеллы.
По мнению Самыгина, освобождение таких операций от налогообложения:
снизит налоговую нагрузку на правообладателей и пользователей;снизит налоговую нагрузку на конечных потребителей — если правообладателю не нужно уплачивать НДС, у него меньше поводов повысить цену на сэндвич или кофе;стимулирует выявление и правильное оформление интеллектуальной собственности владельцев франшиз.Новая налоговая льгота направлена на поддержку российских предпринимателей, приобретающих франшизу, подчеркивает Смирнова. Для них произойдет снижение налоговой нагрузки независимо от того, приобретают они права у отечественных правообладателей или у иностранных.
По сути, речь идет об устранении существующего правового пробела, отмечает Никита Роженцов, советник департамента юридической практики, куратор проектов Alliance Legal Consulting Group Это будет способствовать единству налоговых условий для бизнеса при обороте результатов интеллектуальной деятельности в части НДС.
В то же время у новеллы есть ряд недостатков. Выделение в цене договора коммерческой концессии вознаграждения за указанные в предлагаемом п. 26² п. 2 ст. 149 НК объекты интеллектуальной собственности (обязательное условие для применения налоговой льготы) может усложнить процесс заключения таких договоров. Вероятно, потребуется привлечь специалистов для оценки стоимости прав на тот или иной объект интеллектуальной собственности, освобожденный от НДС, указывает Смирнова. Кроме того, иностранные правообладатели, у которых уже установлена унифицированная форма договора с совокупной ценой за предоставление комплекса исключительных прав, могут не соглашаться на разделение цены договора по каждому объекту. В таком случае применить льготу не получится.
Вероятнее всего, такая льгота будет применена только к договорам коммерческой концессии, переход прав по которым был зарегистрирован в Роспатенте по установленной процедуре, ожидает Смирнова. Далеко не все предприниматели на практике производят такую регистрацию.
На передачу таких обычно входящих во франшизу объектов интеллектуальных прав, как софт, товарные знаки, коммерческие обозначения, освобождение от НДС не распространяется.
Новелла может несколько усложнить бухгалтерский учет, добавляет Самыгин. Все-таки основа коммерческой концессии — это право использования товарного знака, а не перечисленных в законопроекте объектов интеллектуальной собственности. Поэтому понадобится раздельный учёт.
Льгота на прибыль от прав на результаты интеллектуальной деятельности
Законопроект № 71616-8 возобновляет льготу, которая действовала в 2018–2019 годы. Речь идет об освобождении от налога на прибыль выявленных при инвентаризации результатов интеллектуальной деятельности. Депутаты единогласно приняли новеллу в первом чтении.
Такая льгота будет действовать в течение трех лет начиная с 2022 года, для малого бизнеса — в течение пяти лет. Ко второму чтению целесообразно пересмотреть срок действия, полагает профильный комитет Госдумы.
Многие компании не успели воспользоваться предыдущим льготным периодом, так как инвентаризация занимает продолжительное время, отмечают авторы законопроекта. О возобновлении льготы просили «Деловая Россия», РСПП и госкомпании. При этом без таких налоговых послаблений бизнес просто не заинтересован в регистрации результатов интеллектуальной деятельности, поэтому льгота не приведет к выпадению доходов.
Предыдущий льготный период дал позитивные результаты для всех, полагает Никита Роженцов. Налогоплательщики снижали для себя риск ущерба от неправомерного использования интеллектуальной собственности третьими лицами, одновременно получая льготу (пускай и на непродолжительное время), а государство начиная с 2020 года смогло получить дополнительные поступления в бюджет.
Продление данной льготы — это очередной «реверанс» в пользу налогоплательщика на фоне непростого делового климата для бизнеса. Однако большой вопрос, будет ли она продлена после окончания срока действия.
Отмена этой налоговой льготы с 1 января 2020 года стала сдерживающим фактором при оформлении неучтенных своевременно прав на интеллектуальную собственность, полагает Максим Дышлюк, управляющий партнер Национального Центра Интеллектуального Капитала Сейчас предприятия не заинтересованы в выявлении прав на результаты интеллектуальной деятельности, что везет к ряду негативных последствий:
недостаточной инвестиционной привлекательности компаний и объему инвестиций в экономику;недополучению организациями дополнительных доходов от своей интеллектуальной собственности при передаче третьим лицам лицензий на нее;ущербу от неправомерного использования третьими лицами интеллектуальной собственности;уменьшению объемов сделок и доходов, получаемых от введения этих прав в хозяйственный оборот, которые, в свою очередь, формируют налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.Новый льготный период также даст работу экспертам в сфере инвентаризации результатов интеллектуальной деятельности, что в текущей сложной экономической ситуации большой плюс, дополняет Николай Андреев, руководитель налоговой практики ЮК Зарцын и партнеры
Возобновление действовавшей в 2018–2019 годах льготы носит очевидный антикризисный характер; помимо цели непосредственно поддержать бизнес, в данном проекте видится также мера поддержки импортозамещения, попытка наполнить рынок отечественными товарными знаками, полагает Владлена Шкаева, старший юрист «Варшавский и партнеры». У этого есть и негативная сторона: льгота способна спровоцировать рост заявок на регистрацию товарных знаков, до степени смешения похожих на бренды ушедших с рынка иностранных компаний. В долгосрочной перспективе это чревато большим количеством судебных споров правообладателей «санкционного периода» с зарубежными компаниями, опасается Шкаева.