Управление крупным состоянием: проблемы семейного и наследственного права
Богатое наследство: проблемы и решения
Получить крупное состояние по наследству в России непросто. Есть несколько основных проблем.
Проблема № 1: непрозрачная структура бизнесаЧасто наследники сталкиваются с длинной цепочкой владения компаниями, структура которых включает международные холдинги и номинальных владельцев. А еще может выясниться, что нет надлежаще оформленной документации и партнерских соглашений, которые могли бы урегулировать спорные вопросы.
В некоторых случаях родственникам умершего вообще недоступна информация о его активах и их расположении. Тогда приходится заниматься розыском денег и имущества, натыкаться на новые препятствия. Например, активы могут быть оформлены на доверенных лиц или выведены в офшорные компании. Есть вероятность, что наследники останутся ни с чем.
Проблема № 2: нет культуры наследственного планированияСостоятельные предприниматели в России не думают о своей смерти, не составляют завещаний и не объясняют наследникам, как работают их компании. В итоге к открытию наследства никто не готов, рассказывает партнер адвокатского бюро Аснис и партнеры Кира Корума. Дело усложняется еще и тем, что к наследственным правоотношениям добавляются семейные споры.
Например, так случилось с семьей участника списка Forbes Олега Бурлакова. Сначала после смерти миллиардера его родственники не могли договориться, где его похоронить, а потом сражение развернулось за активы предпринимателя, стоимость которых, по неофициальным данным, составляет около $1,5 млрд. История началась в 2021 году, наследство делят до сих пор. Сейчас идет процесс о признании годовалой девочки законным наследником миллиардера. Суд признал, что она родственница сестры Бурлакова, но отказался проводить тест с биоматериалами умершего бизнесмена. А между тем летом 2022 года истечет срок их хранения (подробнее читайте в статье «Борьба за миллиардное наследство: родство против отцовства»).
Такие споры могут длиться годами. А в это время бизнесом никто не управляет или управляет плохо. В результате крупное состояние превращается в мелкое или теряется совсем.
Проблема № 3: наследство за рубежомНепросто бывает получить в наследство иностранное имущество. В разных странах по-своему определен круг наследников по закону и по завещанию, установлены разные требования к форме завещания, системы распределения наследственного имущества. В таких случаях может возникнуть конкуренция норм права в отношении правил наследования.
Корума рассказывает, что в одном ее кейсе наследники получили два противоположных правовых заключения о том, по законам РФ или Израиля определяется состав наследников и причитающиеся им доли. Имущество находится в Израиле, а наследодатель был гражданином России и здесь же умер. Теперь ответы придется искать в суде.
Партнер практики частных клиентов адвокатского бюро S&K Вертикаль Юлия Андреева добавляет, что еще один важный вопрос — налогообложение иностранного наследства. В некоторых иностранных юрисдикциях нет налоговых обременений наследственного имущества, например на Кипре. А в других, как во Франции, налог может достигать 40–60% от стоимости наследуемого имущества.
Решение: наследственные фондыЧтобы помочь бизнесменам передавать значительные активы по наследству, в 2018 году в России приняли закон о наследственных фондах. Они дали возможность определять порядок управления бизнесом и другими активами на случай смерти. Задача наследственного фонда — не только решить личные проблемы бизнесмена (например, защитить его компанию от непрофессионального управления), но и сохранить предприятия и рабочие места, что важно для экономики. Самый известный пример наследственного фонда за рубежом — Фонд Альфреда Нобеля, из которого выплачивают знаменитые нобелевские премии.
О желании создать наследственный фонд предприниматель должен указать в своем завещании. По закону фонд создает нотариус, суд или душеприказчик, а управляет им доверенное лицо. Минимальный размер капитала законодательно не определен. По последним данным, российские нотариусы удостоверили 800 завещаний, которые предусматривают создание посмертных наследственных фондов. Но по факту до сих пор ни один из них не работает. А эксперты к этому инструменту относятся неоднозначно.
Управляющий партнер адвокатского бюро Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры Денис Архипов считает, что создание посмертного наследственного фонда — смелый шаг, потому что все еще непонятно, как инструмент будет работать на практике. А Корума отмечает, что могут быть проблемы с техникой исполнения завещания о создании фонда. Например, есть риск неисполнения воли завещателя, если кто-то не захочет или не сможет войти в орган управления фондом. Поэтому надо определить не только основных, но и «запасных» доверенных лиц.
С другой стороны, среди преимуществ наследственных фондов Корума отмечает возможность обособить имущество, а также избежать претензий наследников, претендующих на обязательную долю, и требований кредиторов.
Получается, что институт наследственных фондов в теории способен помочь сделать бизнес прозрачным для его наследников (ведь в завещании будет раскрыта информация об активах) и улучшить систему наследственного планирования в России. А вот решение проблем наследования иностранного имущества пока не найдено. Но сами по себе наследственные фонды помогут сохранить активы бизнесменов в стране. Ведь раньше предприниматели пользовались инструментами наследственного планирования иностранных юрисдикций, потому что в России их не было.
Оценивать эффективность и востребованность фондов пока рано. Прошло мало времени и не накоплен опыт их применения. Но я считаю, что фонды обречены на популярность, потому что геополитические риски будут вынуждать оформлять наследование в российском праве.
Дела семейные
Семейное законодательство тоже практически не регулирует вопросы управления крупным состоянием. Оно берет свои корни в советском праве, и некоторые институты были перенесены из него без изменений.
СК не учитывает текущие экономические и социальные условия, поэтому при разрешении имущественных споров возникают серьезные сложности.
Например, согласно ст. 34 СК имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. Получается, что один из супругов может не участвовать в активном приобретении и управлении крупным состоянием, но имеет право на его половину. Из-за этого возникают проблемы на практике, в том числе сложности с признанием имущества общим или раздельным в зависимости от совместного или раздельного ведения хозяйства, а также вопросы общих и раздельных долгов.
Выходит, что СК регулирует не управление крупным состоянием, а его распределение в случае развода. Поэтому, чтобы защитить права владельца капитала, нужно составлять брачный договор, считает Андреева. В документе можно четко определить, какое имущество, кому из супругов и в каком объеме будет принадлежать.
Развод и раздел активов сильно влияют на бизнес. Например, может произойти обесценивание активов, когда один из супругов будет искусственно занижать стоимость компании или обременит свою долю залогами.
Открытым остается и вопрос алиментов, которые должен выплачивать владелец крупного состояния на своих детей в случае развода. Партнер FTL Advisers Дарья Невская напоминает, что по закону бизнесмен будет платить те же 25–50% от зарплаты (ст. 81 СК). Она считает, что так поддерживается практика рождения «инвестиционных детей», когда ребенок от обеспеченного человека гарантирует второму родителю комфортные условия жизни даже при разводе. Ведь расход алиментов не контролируется по закону, и если ребенок уже обеспечен, то родитель может тратить оставшиеся деньги на себя.
Частично решить проблему управления крупным состоянием еще при жизни бизнесмена и уладить семейные неурядицы по этому поводу смогут личные фонды, которые появились в марте этого года. «Преимущество таких фондов в том, что учредитель может сам проконтролировать процесс создания фонда, отрегулировать его деятельность и минимизировать возможные риски», — пояснил депутат Госдумы Павел Крашенинников. Личные фонды можно создавать не только в одиночку, но и вдвоем с супругом. В таком случае в него вносят общее имущество. Минимальный размер капитала — 100 млн руб. С принятием закона о личных фондах наследственный фонд, который появился в 2018-м, стал их разновидностью.
Андреева считает, что личные фонды помогут избежать дробления активов между наследниками. А еще это ответ на налоговые риски, связанные с определением последнего места жительства наследодателя, параллельными наследственными делами и резидентством наследника на момент открытия наследства. Больше не придется искать имущество, чтобы добавить его в наследственную массу, или замораживать активы из-за полугодичного срока принятия наследства.
Но закон о личных фондах недоработан, не хватает важных для практики подробностей, считает Андреева. Например, после смерти учредителя изменить учредительные документы личного фонда можно только по решению суда. Но непонятно, кто может обратиться в суд с таким требованием. А Архипов отмечает двойное налогообложение (на уровне фонда и на уровне выгодоприобретателей) и считает, что эту проблему нужно решать.
В случае отъезда бенефициаров за рубеж возникает риск уплаты налога у источника, ведь выплаты из личного фонда будут квалифицироваться как доход от источников в РФ. Неясно, будут такие выплаты квалифицироваться как дивиденды или иные доходы.
Проблемы есть не только с личными фондами, но и с семейным законодательством. Корума считает, что его нужно привести в соответствие с нормами ГК. Например, в части оспаривания одним из супругов сделок с имуществом в период брака: надо защищать интересы не только такого супруга, но и добросовестных приобретателей.
Пока такого закона нет, но есть решение Конституционного суда. КС разъяснил, с кого можно взыскать компенсацию за недействительную сделку с совместным имуществом супругов, если один из них не давал согласия. Как следует из постановления КС от 13 июля 2021 года, сам собственник несет ответственность за регистрацию своей доли, а если суд отменил сделку, то взыскивать утраченное имущество с добросовестного покупателя все равно запрещено. Такой иск можно направить только к бывшему супругу.
Что касается изменений в СК, то еще надо установить обязанность делить имущество при расторжении брака или связывать срок исковой давности на раздел имущества с датой прекращения брака, добавляет Корума. Иначе режим общей собственности может длиться вечно.