Госдума сегодня: замена судей, личные бренды и «приземление»
Замена судей в гражданском процессе
Второе чтение прошли поправки в Гражданский процессуальный кодекс, которые определяют порядок замены судей в гражданском судопроизводстве (№ 978395-7). Согласно этим нормам, гражданское дело, которое начал рассматривать один судья или состав суда, должны дальше рассматривать они же. В случае замены процесс начинается с начала в новом составе. Основанием для замены судьи может быть отвод или самоотвод, продолжительное отсутствие из-за болезни, отпуска, учебы, командировки, прекращение или приостановление полномочий, переход к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
Действующий Гражданский процессуальный кодекс РФ, в отличие от норм АПК РФ, УПК РФ и КАС РФ, не содержит положений о порядке замены состава суда (например, в случае болезни судьи), констатирует Никита Роженцов, советник департамента юридической практики, куратор проектов Alliance Legal Consulting Group. Возможность такой замены допускается, однако основания, по которым она происходит, законом не установлены.
В некоторых случаях применительно к ГПК РФ это приводило к произвольной передачи дела от одного судьи к другому без какого-либо обоснования. Новые нормы позволят уменьшить количество споров о формировании суда в незаконном составе, полагает Роженцов.
Вопреки доводам инициаторов, в рамках гражданского судопроизводства такие изменения не допускались в районных или апелляционных судах и ранее, возражает Михаил Герман, партнер, руководитель практики трудового права GRATA International St. Petersburg. Замена состава суда проходила только по объективным причинам и на основании решений председателя суда или его заместителя.
Поэтому говорить о том, что предлагаемые изменения являются какой-либо новеллой процессуального законодательства, в данном случае не приходится, полагает Герман. Существенного влияния на процесс рассмотрения гражданских споров они не окажут, так как носят преимущественно декларативный характер, добавляет эксперт.
Кардинального изменения процессуального законодательства, его адаптации под современные реалии и сроки, с закреплением, в том числе, требований по качеству отправления правосудия, остается только ждать.
Больше оснований для камеральных проверок
Первоначально законопроект, который рассмотрели 20 апреля сразу во втором и третьем чтении, касался передачи данных, составляющих налоговую тайну, из налоговых органов в Пенсионный фонд России для оказания проактивной социальной помощи (№ 20712-8).
Но ко второму чтению в новеллу внесли множество поправок, не связанных с его первоначальной концепцией. Одна из них предлагает камеральные проверки при подаче плательщиком уточненной налоговой декларации. Как пояснила зампред думского комитета по бюджету и налогам, это необходимо, чтоб закрыть выявленную лазейку. Предприятия подают недостоверные уточненные декларации, чтоб продемонстрировать в других процедурах отсутствие долгов перед бюджетом. Согласно действующим нормам, проверки не проводятся, если сумма в декларации ниже фактически уплаченной ранее в бюджет.
В Налоговый кодекс также внесли ряд «антисанкционных» поправок. Так, в ст. 84 НК, которая регулирует порядок постановки на учет и снятия с него, понятие «организации, признаваемой банком в соответствии с законодательством иностранного государства» последовательно заменяется на более общее «иностранная организация».
Регистрация личных брендов
Рассмотренный в первом чтении законопроект (№ 63528-8) позволяет регистрировать товарные знаки не только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, но и физлицам. Эта новелла предназначена для самозанятых, а также для лиц, которые ведут деятельность без образования юрлица (например, нотариусов и адвокатов). Кроме того, в результате бренды можно будет получать по наследству или при разделе имущества при разводе, не создавая только для этого ИП.
Кроме того, п. 5 ст. 1262 ГК предлагается дополнить положением об обязательной государственной регистрации залога исключительного права на зарегистрированные в Роспатенте программу для ЭВМ или базу данных. Это должно сделать интеллектуальную собственность более привлекательной как форму инвестиций.
Новелла получила особую актуальность сейчас, когда, по мнению аналитиков и прогнозистов, экономике жизненно важен подъем малого бизнеса. «Будем надеяться, что государство этому подъему поможет», — Алексей Самыгин, говорит юрист Национального Центра Интеллектуального Капитала.
Есть и риски, отмечает Самыгин:
может значительно возрасти нагрузка на Роспатент;граждане могут начать регистрировать бренды с целью, например, дальнейшей перепродажи – эта проблема уже есть, но ее масштабы могут возрасти;по той же причине могут возрасти случаи «троллинга» — когда чужое обозначение регистрируется недобросовестным лицом как товарный знак с целью предъявления иска, а это повысит нагрузку на суды.Но такие проблемы могут и привести к дальнейшему совершенствованию системы досрочного прекращения товарных знаков и помочь «очистить» реестр от ненужных, надеется юрист.
Практика регистрации в России товарного знака иностранцами сложилась таким образом, что, если в их родной стране разрешено регистрировать товарный знак на свое имя, то они имеют возможность беспрепятственно регистрировать товарный знак в РФ без подтверждения статуса ИП, отмечает Юнона Сизых, старший консультант общей практики Alliance Legal Consulting Group. Новелла позволит уравнять с ними в правах россиян.
Упрощение регистрации в ОЭЗ
В первом чтении рассмотрели новеллу о расширении перечня разрешенных в особых экономических зонах (ОЭЗ) видов деятельности, а также об упрощении регистрации там (№ 67170-8). Количество типов ОЭЗ сокращается до трех: промышленно-технологических, туристско-рекреационных и портовых.
Чтоб стать резидентом ОЭЗ вместо бизнес-плана достаточно будет паспорта инвестиционного проекта, а заключить соответствующее соглашение можно будет за 15 дней. Заключать его будут напрямую с субъектом федерации или управляющей компанией, если им будут переданы такие полномочия.
Если деятельность ОЭЗ будет признана неэффективной пять лет подряд, ее можно ликвидировать. Оценивать эффективность начнут через два года после ее запуска. Расширять зону можно только после того, как будут загружены более 50% инфраструктурных мощностей и (или) занято более 50% общей площади земельных участков ОЭЗ.
Ответственность за отказ от «приземления»
Депутаты одобрили в первом чтении поправки в КоАП об ответственности за неисполнение принятого в 2021-м закона о «приземлении» иностранных интернет-компаний (№ 84631-8). Он обязывает все интернет-площадки с суточной аудиторией более 500 000 российских пользователей создавать филиалы в России.
Закон уже предполагал запреты на размещение рекламы, получение переводов от россиян, а также замедление сайтов в случае неисполнения этих требований. Новелла дополняет эти меры штрафами в размере 10% от выручки компании в России. Аналогичные санкции будут грозить компаниям за отказ размещать на своем сайте электронную форму обратной связи и регистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора.
Кроме того, ответственность вводится для операторов поисковых систем, провайдеров хостинга, рекламодателей и рекламораспространителей, которые не выполняют ограничения в отношении отказавшихся от «приземления» иностранных фирм. Штрафы для них составят до 5 млн руб. Рекламодателям и рекламораспространителям грозит штраф до 3 млн руб. как за рекламу нарушителей закона о «приземлении», так и за рекламу на их ресурсах.