Когда и как бизнесу можно сэкономить на юристах
Санкции и юррынок: общие тенденции
Среди главных потрясений — уход ильфов и иностранного бизнеса. И если одни компании уходят насовсем, то другие меняют собственников или переформатируются. Так, многие иностранные юрфирмы преобразуются в отечественные, часто даже с сохранением команды. Например, на базе Bryan Cave Leighton Paisner появилась фирма ALUMNI Partners, а компания Eversheds Sutherland превратилась в BIRCH LEGAL.
Клиентов у новообразовавшихся и давно существующих российских юрфирм пока что меньше не стало. У многих проектная загрузка, наоборот, стала выше, подчеркивает основатель LegalBranding Екатерина Клейменова. Но она прогнозирует, что скоро из-за ухода иностранного бизнеса ситуация изменится и между фирмами ужесточится конкуренция за клиентов.
Сейчас мы помогаем международным клиентам продать бизнес или ликвидировать российское подразделение. А новых иностранных клиентов, открывающих бизнес в России, в том числе с Востока, пока нет.
Российские юрфирмы стараются сохранять отношения с постоянными клиентами, потому что те обеспечивают работой в долгосрочной перспективе. Ведь кризис пройдет, а связи сохранятся, подчеркивает управляющий партнер Пепеляев Групп Сергей Пепеляев. Он добавляет, что иногда важно не продать конкретную услугу, а просто выслушать и успокоить клиента.
Сейчас сотрудники внутренних юридических департаментов 24/7 заняты срочными делами, подчеркивает управляющий партнер ALUMNI Partners Николай Вознесенский. Среди самых популярных вопросов — санкции и сохранение отношений с контрагентами, поиск новых поставщиков и восстановление логистики, реструктуризация бизнеса, ответственность руководящих сотрудников, подготовка иностранного бизнеса к продаже.
Спрос рождает предложение. Поэтому юрфирмы стали развивать новые практики: санкционного права, обслуживания интересов частных клиентов, релокации бизнеса в нейтральные юрисдикции.
С другой стороны, стало меньше обращений от западных клиентов, рассказывает управляющий партнер Кульков, Колотилов и партнеры Максим Кульков. Многие остерегаются вести споры в иностранных судах с участием российских компаний, ведь часть из них находится под санкциями, а остальные могут подпасть под них.
Новые законы тоже отразились на юррынке. Например, на отрасль банкротства сейчас сильно влияет введенный мораторий. И клиентов, и работы у юристов в этом направлении стало меньше, хотя практика банкротства считалась на российском юридическом рынке одной из самых востребованных, а услуги — высокооплачиваемыми, отмечает руководитель компании Natalia Klein — PR & Consulting Наталья Клейн.
Руководитель санкционной практики Delcredere Андрей Тимчук подытоживает, что это текущая оценка рынка и ситуация будут меняться.
Скоро все приспособятся к новым реалиям и правила игры стабилизируются. Санкционные вопросы станут не форс-мажором, а данностью. В условиях экономического спада такая же судьба ждет и юридический рынок. Но глубину падения мы поймем позже.
Цены на юридические услуги
Ситуация с ценами на юридические услуги сложная. Например, ALUMNI Partners, «Пепеляев Групп», «Аронов и партнеры», ZKS, «Кульков, Колотилов и партнеры» и «Прецедент консалтинг» пока сохраняют цены на прежнем уровне.
Мы в «Прецедент консалтинг» снизили расходы и себестоимость оказания услуг, чтобы оставить привычные для клиентов тарифы и сохранить качество сервиса.
А вот редкие юридические услуги, например международный авиационный лизинг и международное инвестиционное финансирование, подорожали. В России таких специалистов было мало и до санкций, говорит управляющий партнер КИАП Андрей Корельский. А после того как закрылись ильфы, многие из этих юристов переехали в зарубежные офисы и больше не работают с российскими клиентами.
Повысился спрос и цены на услуги в сфере корпоративного права, ведь многие компании ликвидируются и уходят с российского рынка. А поскольку увольняются сотрудники, актуально и трудовое право. В несколько раз подорожало юридическое сопровождение бизнес-проектов с Китаем и выстраивание новых логистических цепочек, добавляет Клейменова.
С другой стороны, цены на базовые юридические услуги снижаются. Корельский объясняет это усилением конкуренции за клиентов и выходом региональных юрфирм на столичные рынки.
На чем не экономят
Эксперты признаются, что многие клиенты стали экономить на юридических услугах. Управляющий партнер московского офиса Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры Денис Архипов рассказывает, что в условиях кризиса такое происходит часто. Компании стараются закрывать максимум вопросов своими силами и сокращают бюджет на внешних консультантов.
Не сокращаются бюджеты на сложные, срочные, особо важные проекты и задачи. Так, старший партнер ZKS Андрей Гривцов рассказывает, что не принято экономить на вопросах уголовного права. Аккаунт-директор компании Прецедент консалтинг Любовь Киселева подчеркивает, что спросом пользуются услуги, которые дают быстрый экономический эффект: сопровождение переговоров по пересмотру отношений с контрагентами, отсрочка и рассрочка платежей, обжалование кадастровой стоимости для уточнения размера платы за пользование недвижимостью, взыскание задолженности с недобросовестных контрагентов.
Впрочем, все эти меры будут иметь эффект, если у контрагента есть активы, а его бизнес стабилен.
Не экономят на услугах по защите активов за рубежом, релокации и реструктуризации бизнеса с целью выхода из-под санкций, отмечает Селютин. Ведь сейчас есть большой риск потерять активы, которые находятся в недружественном государстве. Вознесенский добавляет, что востребованы сделки M&A.
Если надо заново выстроить бизнес-процессы, организовать финансовые потоки или оформить сложную сделку, то без грамотных юристов не обойтись. То же касается сопровождения сложных споров и корпоративных конфликтов.
А те, кто включил режим жесткой экономии, отказались от абонентского обслуживания и сопровождения типовых задач, говорит Клейменова. Управляющий партнер московского офиса Регионсервис Евгения Червец рассказывает, что сейчас от их услуг отказываются только новые клиенты, которые перекладывают правовую работу на своих штатных юристов. А постоянные, наоборот, обращаются с новыми вопросами. Управляющий партнер Аронов и партнеры Александр Аронов признается, что клиенты задерживались с оплатой в феврале и начале марта, но с апреля ситуация стабилизировалась.
Вознесенский считает, что сейчас речь идет не столько об экономии, сколько о приостановке проектов. Их бизнес планировал еще до кризиса, но сейчас изменил приоритеты.
Как бизнесу сэкономить на услугах внешних консультантов
1. Нанять в штат квалифицированных юристов, которые будут заниматься текущей работой. А внешним консультантам оставить только особо сложные задачи с высокими финансовыми рисками.
2. Заключить договор комплексного абонентского обслуживания с консалтинговой юрфирмой. В таком случае получится спланировать и зафиксировать расходы, говорит Киселева. А если выстроить с юрфирмой партнерские отношения, то возможны гибкие варианты оплаты и скидки, добавляет Вознесенский.
3. Сотрудничать с региональными юристами и проводить судебные споры в онлайн-формате. Это поможет снизить расходы на проезд и проживание литигаторов, которые ведут дела в разных регионах.
4. Заменить столичную юрфирму на региональную. Часто их услуги стоят дешевле, а качество сервиса на таком же уровне.
5. Проводить своевременный правовой и налоговый аудит предприятия. Это заранее закрывает большую часть возможных юридических проблем и позволяет экономить на дальнейшем абонентском обслуживании, считает Селютин.
6. Сразу обращаться к высококвалифицированным юристам. Их советы помогут минимизировать возможные будущие расходы, подчеркивает Аронов.
В целях экономии бизнес, который сотрудничает с внешними консультантами, может отказаться от части юридических услуг. Оставить надо только стратегический минимум. Киселева считает, что не стоит экономить на процедурах, связанных с анализом и планированием рисков, надо обеспечить должную осмотрительность.
Риски отказа от юриста
Надо помнить, что экономия на юристах иногда может привести к потере гораздо больших сумм. Управляющий партнер Стрижак и партнеры Максим Стрижак подчеркивает, что скупой платит дважды. Поэтому вместо того, чтобы отказываться от юридических услуг, он советует выбирать разумное соотношение цены и качества.
Некоторые клиенты идут в суд, проигрывают и только потом обращаются к юристам. Но те не всегда могут помочь, потому что шансы на рассмотрение дела по существу зачастую уже упущены: вышестоящие инстанции, как правило, не принимают новые доказательства и аргументы без веских причин.
А те предприниматели, которые заключают договоры в сфере бизнеса без юристов, могут упустить важные условия и не предусмотреть всех рисков. Если дело дойдет до спора, то все равно придется обращаться к юристам, но цена вопроса будет другой.
Еще одна ошибка — экономить на юристах в сфере комплаенса.
Законодательство меняется очень быстро, бизнес не всегда успевает за этим следить. А ведь проще и дешевле предусмотреть риски, чем потом решать реальные проблемы.