Новеллы Госдумы: внешнее управление, запреты для СМИ и защита данных
Внешнее управление бизнесом с иностранным участием
Первое чтение прошла новелла, которая позволит назначать внешнюю администрацию в значимые для экономики компании, не менее 25% долей в которых находятся под иностранным контролем. Законопроект значим ввиду того, что иностранные предприятия на фоне санкций уходят из России.
Внешняя администрация будет назначаться по инициативе руководителя отраслевого министерства или главы региона, где работает организация. Первоначально эту инициативу рассмотрит межведомственная комиссия при Минэкономразвития. С ее согласия дело передадут в АСГМ, который и примет решение о назначении внешнего управляющего.
В течение трех лет прежние собственники могут вернуться к нормальной работе или продать свою долю в предприятии. В случае добровольного возврата иностранных лиц к работе комиссия может обратиться в суд для досрочного прекращения работы внешней администрации. А они должны будут подтвердить намерение устранить причины, которые привели к ее назначению.
При обсуждении законопроекта депутаты разошлись во мнениях. Одни, в первую очередь представители фракции КПРФ, выступили за более радикальные меры и полноценную национализацию, тогда как депутаты из «Справедливой России» и «Новых людей» призвали ужесточить критерии введения внешней администрации и дать возможность их российским собственникам брать эту роль на себя.
Закрытие СМИ по решению генерального прокурора
Еще один законопроект позволит Генеральной прокуратуре признавать недействительной регистрацию любого СМИ за распространение фейков, оскорбление общественной нравственности и выражение явного неуважения к государству, а также прекращать работу иностранной прессы на территории РФ в качестве «ответных мер».
Генеральный прокурор и его замы вправе будут ввести запрет на распространение в России любых информационных материалов СМИ из страны, которая ограничивает работу российской прессы, прекратить аккредитацию их журналистов и закрыть их представительства.
«Есть в законопроекте что-то нечестное», — полагает Антон Воробьев, партнер, руководитель практики Цифрового права АБ A-PRO. Ни в прессе, ни в пояснительной записке не обращают внимания на то, что новелла позволит Генпрокуратуре блокировать и прекращать статус отнюдь не только СМИ из недружественных стран.
На деле же проект вызывал бы большее беспокойство, если бы не отзывы лицензий и блокировка ресурсов ряда изданий в марте этого года. Сейчас он не легализует, но легитимизирует действия Генеральной прокуратуры.
Вместо прекращения работы СМИ по суду, как сейчас, предлагается признавать их регистрацию недействительной - это плохо для всей системы права, полагает Воробьев. Такой механизм обычно применяется, только если нарушения были допущены непосредственно в процессе регистрации. Таким образом законодатель как бы заявляет: «Это СМИ изначально не должно было быть зарегистрировано, а мы недоглядели».
В то же время, Воробьев позитивно оценил механизм постоянного ограничения доступа не только к сайтам с запрещенной информацией, но и к их копиям. Владельцы таких порталов тратят незначительные ресурсы на то, чтобы перенести контент на новую страницу или «зеркало» сайта. А процедуру блокировки для каждой такой копии сейчас приходится запускать с самого начала.
Как и в антипиратском законодательстве, возможность на постоянной основе блокировать, например, сайты компрометирующей направленности, создаст дополнительные механизмы защиты для пострадавших.
Валютные операции между резидентами РФ
Прошедший первое чтение законопроект № 91894-8 позволит облегчить валютные операции между российскими резидентами, если это взаимосвязанные лица. Например, если заемщик является стопроцентной дочерней компанией заимодавца или принадлежит заимодавцу, стороны могут заключать договор в иностранной валюте. Законопроект уточняет, что заем должен быть связан с размещением облигаций заемщиком и погашением валютных обязательств.
Новелла даст российским резидентам возможность помогать аффилированным лицам в погашении долгов в валюте, скорее всего, перед иностранными лицами, указывает Николай Андреев, руководитель налоговой практики ЮК Зарцын и партнеры Это позволит решить проблемы с валютной задолженностью крупного и среднего бизнеса, а также на время облегчит внешнее давление кредиторов на российскую экономику.
Правда, для полноценной реализации этого шага потребуется ослабление ограничений, введенных Центральным банком для валютных переводов за рубеж, добавляет Андреев. Сейчас Банк России и президентские указы ограничивают вывод валюты за рубеж и выплаты иностранным кредиторам.
Защита персональных данных
В третьем чтении депутаты приняли закон № 1184517-7, который устанавливает ответственность за отказ заключить договор с клиентом, не представившим свои персональные данные, если этого не предусматривает законодательство.
Нарушение новых норм будет караться штрафом в размере 5000–10 000 руб. для должностных лиц и 30 000–50 000 руб. для юридических лиц. Новелла вступит в силу с 1 сентября.
Первое чтение прошла новелла № 101234-8, согласно которой все операторы персональных данных должны будут гарантировать гражданам РФ доступ к информации об использовании персданных и компенсацию понесенного по вине этих операторов ущерба, в том числе морального. Операторы будут обязаны сообщать о любых утечках и других инцидентах с их базами данных, чтобы последствия таких утечек можно было оперативно предотвратить.
Требования законопроекта будут носить экстерриториальный характер. Россияне смогут подать иски в российский суд за нарушения и на зарубежные компании, у которых нет представительств на территории РФ.
Депутаты отметили, что сейчас эта проблема особенно актуальна, и напомнили о массовой утечке данных «Яндекс Еды». В перспективе предлагается ввести оборотные штрафы за утечки персональных данных, чтобы стимулировать компании более тщательно следить за их сохранностью.
Взыскание судебных расходов и индексация присужденных сумм
Второе чтение прошел законопроект № 18454-8, который позволяет суду самостоятельно утверждать размер компенсации расходов на защитника в случае, если потерпевший обжаловал в суде действия следователя, прокурора или дознавателя. Законопроект подготовлен во исполнение требований Конституционного суда (Постановление КС от 13.05.2021 №18-П).
Сейчас суд может только указать на допущенное следователем или дознавателем нарушение при определении размера расходов потерпевшего и обязать устранить его.
Усовершенствование процедуры взыскания расходов также подразумевает принятие положения, где будут прописаны размер и порядок выплаты соответствующих сумм, отмечает Юнона Сизых, старший консультант общей практики Alliance Legal Consulting Group Еще одним плюсом станет включение в закон положения, согласно которому в случае смерти подозреваемого или обвиняемого по прекращенным делам, процессуальные издержки будут возмещаться за счет федерального бюджета, добавляет эксперт.
Перед вторым чтением к законопроекту внесли четыре юридико-технические поправки. Две из них депутаты одобрили, еще две были отклонены.
В третьем окончательном чтении приняты поправки в АПК, которые устанавливают механизм индексации вовремя не выплаченных по решению суда сумм. Эти изменения также потребовал внести Конституционный суд. Теперь вовремя не выплаченные по арбитражному процессу суммы будут индексировать в соответствии с индексом потребительских цен, размещенным на сайте Росстата.
Третье чтение также прошли поправки в ГПК, которые фиксируют конкретный порядок замены состава суда в гражданском процессе. До сих пор в законодательстве он не был формализован.