Законодательство
8 июня 2022, 12:24

Новеллы Госдумы: разрыв с ЕСПЧ и новые полномочия прокуроров

7 июня Государственная дума рассмотрела 45 законопроектов, некоторые из которых прошли сразу второе и третье чтения. Депутаты приняли нормы, которые ограничивают срок исполнения решений ЕСПЧ, расширили полномочия прокуроров в арбитраже, упростили переезд в Россию для иностранных IT-специалистов, одобрили новые основания прекращения уголовных дел и рассмотрели новый единый законопроект о лицах под иностранным влиянием. Эксперты прокомментировали наиболее актуальные новеллы специально для Право.ru.

Выход из-под юрисдикции ЕСПЧ

Сразу в двух чтениях рассмотрены и приняты законопроекты о выходе из-под юрисдикции Европейского суда по правам человека. Согласно им Россия не будет исполнять решения ЕСПЧ, которые вступили в силу после 15 марта 2022 года.

Кроме того, Генеральная прокуратура будет проводить выплаты по таким решениям только в рублях и исключительно на счета, открытые в российских банках. Россия продолжит выплачивать компенсации до конца 2022 года.

Россию исключили из Совета Европы 16 марта.

Расширение полномочий прокуроров в арбитражных процессах

Депутаты одобрили во втором чтении новеллу, которая позволит прокурорам вступать в любое дело в качестве полноправного участника, если процесс могут использовать для уклонения от исполнения необходимых обязанностей и процедур, предусмотренных «антиотмывочным» законодательством, законодательством о налогах и сборах, валютным и таможенным законодательством, правом Евразийского экономического союза.

Кроме того, прокуратура сможет подавать иски в отношении сделок, совершенных не связанными с государством хозяйствующими субъектами, если такие сделки направлены на обход перечисленных норм.

«Не секрет, что мнение прокурора в хозяйственном споре зачастую задает основной вектор процессу», — отмечает Зоя Филозоп, партнер ЮК Центральный округ Для сохранения независимости и беспристрастности судебного процесса участие прокурора в хозяйственном споре должно быть скорее исключением, чем правилом, полагает она.

Чтобы новелла действительно эффективно помогала предотвращать перечисленные нарушения, необходимо расширение штата высококвалифицированных сотрудников прокуратуры, добавляет Филозоп. Норма о праве прокурора вступить в дело о банкротстве для защиты жилищных прав граждан, которую внесли в новеллу во втором чтении, повлечет существенное увеличение нагрузки на органы прокуратуры.

«Только практика покажет, будут ли такие меры тормозить судебный процесс или они позволят избавить судебные процедуры от недобросовестного использования для сокрытия противоправных целей», — полагает Филозоп.

8 июня Госдума одобрила новеллу в третьем окончательном чтении.

Упрощенное трудоустройство зарубежных IT-специалистов

Первое чтение прошел законопроект № 116261-8, который позволит иностранным специалистам в сфере IT и членам их семей получить вид на жительство в России в упрощенном порядке. Для этого потребуется устроиться по специальности в аккредитованную компанию по трудовому договору или гражданско-правовому договору. При этом получать разрешение на работу или патент не потребуется.

То, что льготу распространяют не только на самих работников, но и на их близких, свидетельствует о высокой заинтересованности государства в специалистах в цифровой области, полагает Ирина Володина, руководитель практики трудового права ЮК Центральный округ Но вряд ли стоит ожидать наплыва иностранной рабочей силы на российский рынок IT-специалистов после вступления новеллы в законную силу, так как многие в этой сфере привыкли работать дистанционно и такая привилегия для них будет не актуальна. Чтобы заинтересовать иностранцев, важнее ввести налоговые льготы и льготы на наем или покупку жилья на территории РФ, считает Володина.

Очевиден тренд на создание для технологических специалистов комфортной среды, что, в частности, выражается в возможности переехать в упрощенном порядке всей семьей.

Интересно, что «непрофильные» организации, то есть не аккредитованные в качестве IT-компаний, льготами пользоваться не смогут. По мнению Дмитрия Демиденко, управляющего партнера Skif Consulting, это спорный подход. Ведь, к примеру, банки выступают пионерами цифровизации и остро нуждаются в технологических кадрах, но они редко аккредитуются в качестве IT-компаний. «Видимо, в их случае мы увидим активное формирование специализированных дочерних структур, получающих соответствующие статусы», — прогнозирует эксперт.

Прекращение дела в связи с неявкой частного обвинителя

Второе чтение прошла новелла, которая вносит неявку частного обвинителя в качестве самостоятельного основания для прекращения уголовного дела. Соответствующие поправки вносят в Уголовно-процессуальный кодекс. Сейчас в таких случаях дело прекращают за отсутствием в деянии состава преступления.

Прекращение уголовного дела как по п. 2 (в действующей редакции), так и по п. 5 ч. 1 ст. 24 УПК — реабилитирующие основания, в связи с чем законопроект каких-либо серьезных последствий не несет, полагает Александр Сергеев, адвокат Alliance Legal Но новое основание будет более корректно отражать фактические обстоятельства дела.

Частные обвинители и ранее жаловались, что суды не признают причины их неявки уважительными. Жалоб не станет меньше, если закон примут, отметил Сергеев.

8 июня закон прошел также и третье чтение.

Единый законопроект об иностранном влиянии

Первое чтение прошел законопроект, который призван заменить ранее принятые разрозненные законы об иноагентах.

Согласно новелле, лицом под иностранным влиянием могут признать любое российское или иностранное юрлицо, общественное объединение, действующее без образования юридического лица, а также физлицо независимо от его гражданства. Основанием для этого может быть политическая деятельность, сбор значимой для военной безопасности информации, распространение сведений для неограниченного круга лиц либо финансирование такой деятельности в сочетании с получением поддержки из-за рубежа.

Четыре действующих реестра иноагентов предлагается заменить единственным. Попавшим в него лицам запретят занятие образовательной и просветительской деятельностью, участие в выборах, а также участие в госзакупках.

Что еще рассмотрела Госдума

Законопроект № 106973-8 исключает из диспозиции уголовной статьи о злоупотреблениях при закупках (ст. 200.4 УК) указание на «иную личную заинтересованность» как мотив, так как термин носит оценочные характер и создает риски необоснованного привлечения к уголовной ответственности, даже если действия фигуранта не привели к ущербу для бюджета.

Новелла № 127020-8 ликвидирует противоречия, которые возникли после принятия закона № 46-ФЗ в марте. Он разрешает проводить закупки у единственного поставщика в более широком круге случаев, но действующее законодательство все еще рассматривает это как антимонопольное нарушение, которое предполагает административную и уголовную ответственность. Одобренный Госдумой в первом чтении законопроект исключает такую ответственность при проведении закупок по нормам антикризисного закона, а также вводит временный мораторий на антимонопольные проверки.

Законопроект № 127049-8 дополняет разрешение параллельного импорта и освобождает объекты интеллектуальной собственности, которые являются составляющими такого импорта, от правовой защиты. Законопроект № 116377-8 разрешает без штрафов и пеней выкупать взятые в лизинг объекты, если платежи по ним в марте выросли.