Судьи
6 июля 2022, 16:02

ВС лишил мантии судью, который играл на бирже

Судья из Красноярска решил поиграть на бирже и для этого обратился к брокеру. Тот купил для него акции иностранных компаний. Об этом узнали в местном управлении ФСБ. В итоге краевая ККС досрочно прекратила полномочия судьи. Сам он посчитал это слишком строгим наказанием и обжаловал решение квалифколлегии в Верховном суде. Объяснял, что не мог повлиять на решения брокера, но ВС эти доводы не убедили.

«Случайно» купил иностранные акции

Игорь Белокопытов проработал судьей почти 12 лет. Первое назначение получил в 2010 году в Назаровский городской суд Красноярского края, а спустя три года перешел в Центральный районный суд Красноярска на неограниченный срок полномочий.

Уже после этого Белокопытов заключил с АО «Финам» договор брокерского обслуживания. Клиент подключил сервис «Автоследование». Эта платная услуга предполагает, что инвестор выбирает трейдера на основе своих инвестиционных целей и брокер от его имени совершает такие же сделки. В течение 2020 года сотрудник АО «Финам» купил для судьи акции иностранных компаний. Об этом стало известно управлению ФСБ Красноярского края. В марте 2021 года силовики сообщили о ценных бумагах председателю Красноярского краевого суда. Тогда руководитель якобы рассказал об этом Белокопытову, который в последующем сообщил обо всем в Совет судей. И уже орган попросил краевую квалифколлегию привлечь судью к дисциплинарной ответственности.

У Белокопытова оказалась другая версия: он уверяет, что сам узнал о покупке иностранных акций и обратился в местный Совет судей. 

В итоге ККС решила, что судья нарушил п. 6.1  ст. 14 закона «О статусе судей» («Прекращение полномочий судьи»). Там указано, что судью можно лишить мантии, если он нарушил запрет на владение иностранными финансовыми инструментами. Поэтому 22 апреля 2022 года ККС Красноярского края досрочно прекратила его судейские полномочия.

Мог вмешаться и пресечь сделку

Белокопытов посчитал решение квалификационной коллегии чересчур строгим и обратился в Верховный суд. Дело № АКПИ22-503 единолично рассмотрел судья ВС Олег Нефедов. На заседание пришел только представитель ККС Красноярского края Андрей Малякин, а заявитель жалобы не явился. Председательствующий в процессе озвучил аргументы экс-судьи. Тот настаивал, что брокер действовал в рамках выбранной стратегии: просто копировал сделки другого трейдера, а не получал указания от клиента. Этот факт, по мнению Белокопытова, говорит об отсутствии его вины в приобретении иностранных ценных бумаг.

Малякин с таким доводом не согласился. Он отметил, что заключенное с АО «Финам» соглашение не договор доверительного управления. Брокер обязан действовать по поручению клиента. Председатель ККС заметил, что сервис «Автоследование» состоит в копировании действий какого-то трейдера. Малякин рассказал, что не знает, как именно сделки одобрял клиент: происходит ли это автоматически или нужно дополнительное согласие на покупку акций. Но он уверен, что инвестор может следить, какие операции заключает трейдер, действия которого он повторяет. То есть предугадать, какие акции в дальнейшем от его имени купит брокер.  

«Игорь Владимирович, на мой взгляд, имел возможность своевременно вмешаться и не приобретать ценные бумаги иностранных компаний», — отметил председатель ККС.

Малякин обратил внимание суда и на другой момент. В заявлении Белокопытов указывает, что сам выявил нарушение. И по его словам, мог умолчать про владение иностранными акциями, но сам обратился в местный Совет судей. 

Представитель квалифколлегии подчеркнул, что на самом деле все было иначе. Еще в марте 2021 года сотрудники управления ФСБ в рабочем порядке сообщили руководству Красноярского крайсуда, что Белокопытов владеет иностранными финансовыми инструментами. 

Тогда исполняющий обязанности председателя рассказал об этом Белокопытову. И только после этого судья обратился в местный Совет судей. «Я думаю, что Игорь Владимирович видел ст. 3 закона «О статусе судей» («Требования, предъявляемые к судье» — норма запрещает судье владеть и пользоваться иностранными финансовыми инструментами. — Прим. ред.), но не посмотрел ст. 14 закона «О статусе судей». Подумал, что это дисциплинарный проступок», — предположил Малякин. Глава краевой квалификационной коллегии судей заметил, что Совет судей сначала просто просил ККС привлечь Белокопытова к дисциплинарной ответственности. Но уже при рассмотрении обращения стало понятно, что это может стать поводом для лишения мантии.

— Насколько я понимаю из решения, ККС расценивает это не как дисциплинарный проступок, а в качестве самостоятельного основания для прекращения полномочий, — заметил Нефедов.

— Все верно. Мы посчитали, что закон позволяет это сделать. Более того, иного выхода у ККС не оставалось, — констатировал Малякин.

Тогда Нефедов поинтересовался, когда именно брокер купил акции для Белокопытова. Малякин объяснил, что ККС пыталась это выяснить, но в АО «Финам» отказались предоставлять такие сведения. Брокер сообщил лишь, что на 31 декабря 2020 года у Белокопытова были иностранные ценные бумаги. 

— А в справках о доходах в 2018-м и 2019-м Белокопытов указывал информацию об этих ценных бумагах? — поинтересовался Нефедов.

— Насколько я знаю, нет, — ответил Малякин.

После этого судья ВС удалился в совещательную комнату. Выйдя из нее, он отказал Белокопытову, а решение квалифколлегии оставил в силе.