Законодательство
22 июля 2022, 9:10

Юристы оценили новеллу о контроле ФАС над ценообразованием

Опрошенные Право.ru эксперты разошлись в оценке законопроекта, который позволит ФАС наказывать бизнес за «необоснованное» повышение цен при отсутствии других нарушений. Одни сочли это закреплением существующей практики, другие — важным новшеством. В любом случае эту новеллу надо дорабатывать, считают юристы. В нынешнем виде она чревата правовой неопределенностью, а предложенные ведомством критерии завышенных цен едва ли можно считать универсальными или исчерпывающими.

Федеральная антимонопольная служба разработала законопроект, который позволит наказывать компании за необоснованное повышение цен, не доказывая наличие сговора между ними. Таким образом ведомство надеется обеспечить баланс спроса и предложения и оперативно пресекать спекуляции. Новеллу ФАС разместили на федеральном портале проектов нормативных правовых актов для общественного обсуждения до 16 августа. Законопроект будет носить временный характер.

Согласно новелле, претензии будут, если цены на социально значимые товары вырастут более чем на 30% в течение 60 календарных дней. На основании заключения Минэка ФАС оценит, обосновано ли такое удорожание существенными изменениями спроса или предложения, колебаниями стоимости материалов и другими объективными факторами. 

Опираясь на такой документ, кабмин даст антимонопольному органу соответствующее поручение. Контролировать будут все организации, реализующие социально значимые товары, чья выручка составляет более 800 млн руб. А перечень социально значимых товаров также установит МЭР.

Если ФАС выявит необоснованное завышение цены, надзорное ведомство направит компании предупреждение. В случае его исполнения в срок ответственность нарушителю грозить не будет. В противном случае компанию могут привлечь к ответственности за несоблюдение закона «О защите конкуренции».

В случае принятия закон будет действовать до конца 2024 года.

Законопроект нужно уточнять

Фактически законопроект вводит новый состав правонарушения, который касается необоснованного повышения цен хозяйствующими субъектами, не занимающими доминирующего положения, указывает Татьяна Каменская, управляющий партнер Каменская & партнеры Новелла наделяет регулятора полномочиями не только по защите основ конкуренции в России, но и по контролю за ценообразованием на конкурентных товарных рынках.

Эти изменения закрепляют в законодательстве существующую практику реагирования на рост цен на тех или иных нерегулируемых рынках, не соглашается Александр Гаврилов, руководящий юрист антимонопольной практики Birch Legal В период пандемии и после ФАС неоднократно обращала внимание на экстраординарные скачки цен на различных рынках. Законопроект позволяет формализовать эту практику.

Наибольшие риски опубликованной редакции связаны с исключением одного из основных элементов этого состава правонарушения: действия должны быть заранее известны каждому из нарушителей в связи с публичным заявлением одного из них.

Александр Гаврилов

Именно этот критерий в нынешнем регулировании выступает свидетельством согласованности действия нарушителей, а также позволяет отделить их от картелей. Без этого признака может возникнуть неопределенность в правоприменении, полагает Гаврилов. Возможно, при рассмотрении новеллы этот недостаток исправят.

Татьяна Каменская также обращает внимание на признаки, которые позволяют считать повышение цены экономически оправданным. В предложенном ФАС перечне отсутствуют валютные, логистические, санкционные факторы, которые также влияют на колебания цен на рынке тех или иных товаров.

Изменение цены на 30% и более за полгода на бумаге выглядит существенным, но можно предположить, что для участников разных рынков динамика изменения цен может существенно отличаться, добавляет Гаврилов. Поэтому, вероятно, такой критерий не универсален.

Критерии применения нового регулирования достаточно прозрачные и лояльные, не соглашается Рашид Гитинов, руководитель практики разрешения споров с государственными органами Бюро адвокатов «Де-юре» Они включают ограниченный период действия законопроекта, критерии субъекта и объективной стороны правонарушения, а также понятный порядок привлечения к ответственности.

Такие изменения обусловлены, например, недобросовестным поведением некоторых российских компаний, которые без реальных предпосылок увеличили в несколько раз цены на продовольственные товары практически сразу после начала СВО или принятия санкций недружественными странами.

Рашид Гитинов

Поэтому с большой вероятностью законопроект примут достаточно оперативно, прогнозирует Гитинов.