Судьи
6 сентября 2022, 18:21

ВС лишил мантии судью, который оскорбил коллег в СМИ

Шихали Магамедова из Дагестана сняли с должности председателя из-за конфликта в городском суде. После этого он решил обличить коллег в местной газете, опубликовав открытое обращение к президенту. Судей он называл неучами, а еще трусливыми и беспринципными людьми. После этого местная ККС досрочно прекратила его полномочия. В Верховном суде он уверял, что это его коллеги позорят судебную власть, а он не совершил ничего предосудительного.

Шихали Магамедов сначала работал в органах прокуратуры, а в 2000 году стал судьей Верховного суда Республики Дагестан, спустя 16 лет возглавил Городской суд города Дагестанские Огни.

Понижение в должности

В 2019 году в суде произошел скандал: посетительница рассказала председателю, что помощник судьи вымогал у нее взятку. Председатель выяснил, что в инцидент якобы вовлечены еще один помощник судьи и секретарь. В итоге Магамедов уволил всех троих. Но летом 2020 года двое помощников через суд добились восстановления в должностях (дело № 2-137/2020). При этом три инстанции подтвердили, что секретарь остался без работы законно. В актах сказано, что из-за его противоправного поведения наниматель утратил к нему доверие (дело № 88-1972/2021).

Магамедов утверждал, что с тех пор на него стали поступать жалобы от аппарата, к ним подключились и судьи горсуда, которые говорили о давлении по конкретным решениям. В итоге ККС Дагестана прекратила его полномочия главы суда, оставив в должности судьи. ККС установила, что в суде был затяжной конфликт. Магамедов влиял судей, чтобы те принимали нужные ему решения, допускал некорректные высказывания в их адрес, а сам не воспринимал критику (подробнее — ВККС рассказала о наказании за волокиту и ошибочную мотивировку). 

Это решение Магамедов попытался оспорить в ВККС. Он уверял, что сам добросовестный, а вот подчиненные слабо подготовлены. Когда он возглавил суд, тот был в «плачевном состоянии». За четыре с лишним года удалось многое сделать и вернуть доверие к правосудию, сообщил Магамедов. Но ВККС согласилась с выводами местной квалифколлегии (подробнее — Конверты, отпуска и разговоры: как прошел день жалоб в ВККС).

Оскорбления в газете

Уже работая судьей, Магамедов обращался в местный и федеральный Совет судей, настаивая, что в должности сотрудников аппарата восстановили после вмешательства председателя Совета судей республики. Еще он указывал на неприязнь со стороны председателя ВС Республики Дагестан Сергея Суворова. Об этом он написал открытое письмо президенту, опубликовав его в местной газете «Черновик». В тексте от 27 августа 2021 года судей называл неподготовленными и малограмотными. 

Похожее обращение он опубликовал в том же СМИ и 29 октября 2021 года. В нем он указал, что «органы судейского сообщества республики не имеют ни морального, ни юридического права обсуждать» его. Некоторых коллег обозвал неучами, трусливыми и беспринципными людьми. Раскритиковал принимаемые ими акты. А еще указал, что председатель Совета судей региона «такой же судья, как и он, только похуже».

Совет судей Дагестана посчитал, что судья не может допускать подобные оскорбительные высказывания в адрес коллег и обратился в ККС Республики Дагестан о привлечении к дисциплинарной ответственности. 27 мая 2022 квалифколлегия досрочно лишила его полномочий судьи.

Обратился к президенту, а не в СМИ 

Магамедов с этим не согласился и обратился в Верховный суд. Заседание по делу № ДК22-79 прошло 6 сентября 2022 года. Магамедов пришел на него лично. Вначале он рассказал, что коллектив Городского суда города Дагестанские Огни плохо знал закон. А некоторые судьи подолгу не сдавали рассмотренные дела в архив. После этого Магамедов вспомнил время, когда был назначен главой республиканского ВС Сергей Суворов. Рассказал о своем отношении к этому, попытке встретиться с Суворовым по рабочим моментам. Спустя время председательствующий Сергей Рудаков попросил Магамедова перейти к доводам своей жалобы.

Тогда Магамедов заявил, что члены местной ККС путают действия, которые умаляют авторитет судебной власти. По его мнению, это делает вынесение несправедливых судебных решений. Такие, по его словам, как раз принимают его коллегии. А его полномочия якобы досрочно прекратили из-за оценки их незаконных решений.

— Я правильно вас понял, что вы, находясь в должности судьи, считаете допустимым обращение в СМИ с таким текстом. Вы не усматриваете в этом каких-либо нарушений, в частности, Кодекса судейской этики? — спросил судья ВС Михаил Жубрин.

— Я обратился не в прессу, а к главе государства, к сожалению, через СМИ, поскольку органы судейского сообщества республики и РФ не реагировали, — объяснил Магамедов.

Он рассказал, что неоднократно писал в местный Совет судей, но ответа не получил. А еще в Совет судей РФ, но и оттуда никакой реакции на письма не дождался. Судья ВС Ирина Кочина при изучении материалов дела указала, что проверку все-таки провели, а заявление Магамедова не нашло подтверждения. 

После этого Дмитрий Пономаренко, представитель ККС Дагестана, рассказал, что судью привлекли к дисциплинарной ответственности, так как он в СМИ допустил «неэтичные, резкие, несоответствующие действительности и оскорбляющие высказывания» в адрес разных судей. Тогда Магамедов поинтересовался, что, по мнению Пономаренко, умаляет авторитет судебной власти — принятие незаконных решений или жалоба на это. 

«Поскольку мы рассматриваем в настоящее время решение в отношении вас, я скажу, что авторитет судебной власти умаляют те высказывания и суждения, которые вы привели в СМИ», — сказал представитель ККС. Он отметил, что Магамедов мог иначе сообщить о своем несогласии с действиями органов судейского сообщества и работой конкретных судей. 

Тайна совещания и недостойные члены ККС

Председательствующий в процессе отметил, что заявитель в своей жалобе ссылался на нарушение коллегией тайны голосования. Магамедов это подтвердил. По его словам, в республиканской ККС нет кабины для голосования и специальной урны. Пономаренко объяснил, что в коллегии есть специальный ящик для бюллетеней. Он подробно описал процедуру голосования и заметил, что ящик вскрыли после того, как члены ККС положили в него свои бюллетени. 

Спустя три с половиной часа заседания Рудаков поинтересовался, есть ли у Магамедова другие дополнения. «Вы как бы торопите меня, бегом-бегом все хотите рассмотреть», — негодовал Магамедов. Рудаков назвал это наблюдение истца странным. 

После этого Магамедов спросил, приобщены ли к материалам дела сведения о том, когда члены ККС были назначены. Кочина огласила сведения в отношении всех 20 членов коллегии. Еще он обратил внимание, что заявлял отвод членам ККС и его ходатайство отклонили. В ВС он зачитал текст своего выступления в квалифколлегии, объясняющее, почему он не доверяет членам коллегии. Некоторых он уличил в том, что они используют положение для достижения своих целей. Другие, по его словам, слишком мало проработали судьей. Магамедов обратил внимание, что сразу четыре члена ККС окончили один вуз и это, по его мнению, не просто совпадение.

В итоге заседание длилось около пяти часов, еще полчаса «тройка» находилась в совещательной комнате. Выйдя из нее, судьи отказали Магамедову в иске.