Юрист оценил шансы работников «Тинькофф Банка» в иске к работодателю
На этой неделе бывшие и нынешние курьеры «Тинькофф Банка» подадут к работодателю коллективный иск. Об этом сообщает Forbes. Право.ru обсудило перспективы иска с экспертом по трудовому праву, и тот указал, что коллективные иски — не лучшая форма для защиты трудовых прав. При этом сейчас шансов добиться положительного решения у истцов больше, чем обычно, так как суды взяли курс на сохранение рабочих мест.
Курьеры доставляют клиентам банка их карты и позволяют оформлять разные услуги дистанционно, без визита в офис. Они работают по гражданско-правовым договорам, и основную часть оплаты их труда составляют бонусы и вознаграждение за KPI и выработку.
За каждые проведенные 50 встреч с клиентами курьер получал 5000 руб., рассказал Forbes уволившийся Александр Сергов. Из этого минимума не вычитают штрафы. Еще 5000 руб. за каждые 50 встреч уже могут быть уменьшены. Кроме того, сотрудник получал 800 руб. за каждую оформленную кредитку плюс 1500 руб., если клиент воспользуется ею в первую неделю. Есть и штрафы, например за опоздание. В итоге сумму заработанного умножают на KPI курьера, и это составляет итоговую сумму. Максимальный размер такого коэффициента составляет 125%. «На практике я не видел ни одного представителя, которому бы удалось получить максимальный балл», — уточнил Сергов.
В среднем в Москве зарплата курьера «Тинькофф Банка» составляет от 80 000 до 100 000 руб., в Петербурге — около 65 000–80 000 руб., чуть меньше этот показатель в регионах. Но с марта представители банка обнаружили, что часть их поездок и продаж банк перестал учитывать. В целом выплаты упали примерно наполовину, а в отдельных случаях полностью прекратились. В телеграм-чатах «Вопросы по выплатам» и «Профсоюз Tinkoff», которые объединяют только сотрудников из Москвы и Петербурга, больше 600 участников. При этом сам банк утверждает, что «техническая ситуация» с выплатами затронула якобы только несколько десятков человек. Часть выплат банк все же провел, но они составляют небольшую часть от общей суммы задержанных средств, утверждают представители кредитной организации.
1 сентября «Тинькофф банк» изменил условия оплаты — теперь за каждую поездку начисляют баллы, а их конвертируют в деньги по разным формулам в зависимости от региона.
Интересы коллектива истцов представляет частный юрист Евгений Карякин. Ранее он участвовал в иске экс-сотрудницы колл-центра банка Анастасии Резюк, которая успешно добилась восстановления на работе и компенсации за период вынужденного простоя. Заявители хотят добиться переквалификации гражданско-правовых договоров в трудовые и выплаты компенсации бывшим сотрудникам «Тинькоффа», которых уволили из-за требований зарплаты. Карякин не раскрывает общее количество истцов, чтобы банк не уволил тех из них, кто до сих пор там работает.
Суды не любят коллективных исков работников
Коллективные иски в трудовых отношениях — явление очень непопулярное, констатирует Юрий Иванов, советник Практики трудового права ALUMNI Partners За два года, которые прошли с момента введения в Гражданский процессуальный кодекс положения о коллективных исках, суды рассмотрели очень немного исков по трудовым спорам.
Более того, получила распространение концепция, согласно которой трудовые споры в принципе не могут разрешаться в порядке коллективного иска.
Дело в том, что Трудовой кодекс разделяет трудовые споры на индивидуальные и коллективные. Индивидуальные трудовые споры — это всегда спор конкретного работника. А для разрешения коллективных трудовых споров предусмотрена специальная процедура — коллективные переговоры, забастовки и тому подобные меры. Поэтому суды часто отказывают в принятии коллективных исков по трудовым спорам, мотивируя это тем, что они по своей природе индивидуальные, пояснил Иванов. Это, к примеру, указано в определении Второго кассационного суда общей юрисдикции № 88-12442/2020 по иску о взыскании зарплаты с АО «РТК» и ПАО «МТС».
Неблагоприятная практика меняется
Шансы конкретных курьеров доказать наличие трудовых отношений с банком зависят от многих конкретных обстоятельств. По таким категориям споров суды исследуют не только и не столько содержание договоров, сколько фактические взаимоотношения между сторонами и наличие в них признаков трудовых отношений, указывает Юрий Иванов. К этим признакам могут относиться:
плата за процесс, а не за результат;подчинение работников внутреннему распорядку работодателя;обеспечение работников рабочим местом и оборудованием;наличие фиксированной регулярной оплаты труда вне зависимости от достигнутых результатов.При рассмотрении трудовых споров о признании отношений в рамках договоров ГПХ трудовыми суды традиционно чаще вставали на сторону работодателя, добавляет Иванов. Бремя доказывания возлагается на работника как на истца, так что ответчику достаточно занять пассивную позицию.
Работодатели, как правило, заблаговременно готовились к подобным спорам: изначально правильно составляли документацию, маскировали трудовые отношения под гражданско-правовые стандарты. В такой ситуации у работника фактически нет в распоряжении доказательств.
Но в последнее время суды совершенно явно проводят в жизнь подход с сохранением занятости и снижением социальной напряженности. В частности, суды резко изменили практику по делам об увольнении и массово восстанавливают на работе уволенных работников.
В спорах о признании трудовых отношений суды тоже стали более внимательно относится к доводам работников, а также в значительной степени переложили бремя доказывания в подобных спорах на работодателя, указывает Юрий Иванов. Теперь часто в решения можно увидеть заключения вроде: «Работник заявил, а работодатель не представил доказательств обратного». Такой подход, очевидно, склоняет чашу весов на сторону работников.