Must-read
18 октября 2022, 8:11

Плюсы и минусы ноу-хау: когда выгодно вводить секрет производства

Многие знают, что такое изобретение и товарный знак. А секрет производства, или ноу-хау, часто обделяют вниманием, хотя у этого объекта интеллектуальной собственности есть свои плюсы и он тоже может быть полезен бизнесу. Эксперты отметили, что для ноу-хау не нужна госрегистрация, а еще он позволяет надолго сохранить монополию в отличие от патента. Но с секретом производства могут возникнуть и проблемы, например из-за небрежного отношения сотрудников компании к защищаемой информации.

Что такое ноу-хау

Секрет производства, или ноу-хау, — это информация о результатах интеллектуальной деятельности (РИД) в научно-технической сфере и способах профессионального труда. При этом такие сведения недоступны посторонним.

Например, в одном из популярных ресторанов быстрого питания McDonald’s есть уникальный рецепт соуса для «Биг Мака». После того как российский бизнес компании перешел к сети «Вкусно — и точка», там перестали готовить это блюдо. Причина в том, что технологи знали примерные ингредиенты соуса, но им не были известны пропорции, поскольку это секрет фирмы. 

Павел Ариевич, советник практики интеллектуальной собственности и технологий Denuo, отмечает, что в секрет производства фирмы включают разные принадлежащие им ценные сведения. В компаниях, занимающихся едой и напитками, это рецепты приготовления блюд, а в промышленных организациях — научно-технические сведения, относящиеся к самым разным технологиям от выплавки металла до построения турбин. Еще в ноу-хау можно включить практики менеджмента и взаимодействия между подразделениями, разного рода стандарты качества и внутренние инструкции. Более того, в ноу-хау вполне могут попадать и коммерческие условия по заключаемым компанией сделкам, говорит эксперт.

Карина Анненкова, юрист КА Delcredere, приводит пример из практики, когда компания обратилась к юристам, чтобы признать ноу-хау анкеты, которые используют для отбора тренеров в команду. 

Как ноу-хау связан с коммерческой тайной

Чтобы обеспечить конфиденциальность сведений ноу-хау, в компании можно ввести режим коммерческой тайны (ст. 1465 ГК). Однако Екатерина Тиллинг, глава практики интеллектуальной собственности и информационных технологий юридической фирмы BIRCH LEGAL, отмечает: согласно п. 144 Постановления Пленума ВС от 23.04.2019 № 10 вводить режим коммерческой тайны для ноу-хау не обязательно.

Режим коммерческой тайны эффективен, когда возникнет спор о праве на ноу-хау. Документально подтвержденный факт введения такого режима в отношении ноу-хау будет свидетельствовать, что правообладатель принял действительно разумные меры, чтобы сохранить свой секрет производства.

Екатерина Тиллинг

Данные коммерческой тайны шире исключительно ноу-хау. Секрет производства — ценные сведения о результатах интеллектуальной деятельности, а к коммерческой тайне относится любая информация, доступ к которой ограничен. Она необязательно будет объектом интеллектуальной собственности. В отношении же секрета производства действует исключительное право: тот, кто обладает им, может использовать ноу-хау по своему усмотрению и получать от этого выгоды, если это не противоречит закону.

Зачем компаниям вводить ноу-хау: достоинства секрета производства

Анненкова отмечает, что компания, которая оформила ноу-хау, может:

  продать секрет производства третьему лицу;  выдать лицензии на право его использовать;  внести его как вклад в сотрудничество с другим предпринимателем по договору о совместной деятельности;  получить компенсацию убытков с человека, который недобросовестно использовал ноу-хау.

При этом Владислав Рябов, старший юрист практики интеллектуальной собственности Lidings, обращает внимание, что как ноу-хау можно охранять намного больше объектов, чем при патентах. В качестве секрета производства по большому счету можно защитить абсолютно любую коммерчески ценную информацию. А изобретение должно соответствовать условиям патентоспособности: новизна, промышленная применимость, изобретательский уровень.

Ноу-хау позволяет сохранить монополию на долгое время, а изобретение перейдет в общественное достояние через 20 лет. Причем не с даты получения патента, а со времени подачи заявки в патентное ведомство.

Владислав Рябов

Как пример ноу-хау, эксперт приводит опыт компании «Кока-кола», которая сохраняет рецепт своего напитка в тайне уже более 150 лет.

Из достоинств Тиллинг отмечает еще то, что у ноу-хау неограниченная территория охраны. Каждый патент действует только на территории государства, где запросили его защиту. Для ноу-хау таких ограничений нет, обращает внимание эксперт. 

Помимо этого, Анненкова к плюсам секрета производства относит простоту его оформления. 

Чтобы возникло исключительное право на ноу-хау, не нужна госрегистрация. Достаточно идентифицировать сведения, которые соответствуют признакам ноу-хау. Если же компания хочет дополнительную защиту, она может ввести в отношении своего секрета производства режим коммерческой тайны.

Карина Анненкова

Регистрировать лицензионный договор о передаче исключительных прав или предоставлении права использования ноу-хау тоже не нужно. Тем не менее если в процессе работы предприниматель изобрел что-то принципиально новое, например книгу, которая читает сама себя, то надо оформлять патент, считает Анненкова. Если же написали новую программу или мобильное приложение, их лучше зарегистрировать в реестре программ для ЭВМ Роспатента. Это нужно, чтобы авторство и право зарабатывать не украли конкуренты, обращает внимание юрист.  

Проблемы и недостатки ноу-хау

Анастасия Сивицкая, адвокат, советник Orchards, отмечает, что минус ноу-хау — ситуации, когда засекреченную информацию узнали третьи лица. В этих случаях режим секрета производства перестает действовать. Правообладатель автоматически теряет исключительное право.

Несмотря на меры, которые принимают компании к охране секретов производства, к сожалению, человеческий фактор — большой риск. Исключить вероятность, что сотрудник разгласит секрет производства, крайне сложно. Кроме того, не исключен и так называемый промышленный шпионаж со стороны конкурентов.

Анастасия Сивицкая

Эксперт рассказывает, что в ее практике бывали случаи, когда сотрудники компании после увольнения открывали сходный бизнес и использовали секреты производства бывшего работодателя. 

Пример, когда бывший сотрудник разглашал секреты фирмы и компания решила привлечь его к ответственности, — иск Apple к ее бывшему сотруднику Саймону Ланкастеру. Он работал в компании с 2008 по 2019 год. Ланкастер проектировал продукты и внедрял новые материалы. С 2018 года он сотрудничал с журналистом, которому передавал информацию о новых разработках Apple взамен на статьи по продвижению его стартапа. В марте 2021-го компания подала иск к бывшему сотруднику за разглашение информации, которая входила в коммерческую тайну. Как пишет ТАСС, Apple заявила: «Мы очень серьезно относимся к умышленной краже этим человеком наших коммерческих секретов, нарушению нашего этического кодекса и нашей политики ради персональной выгоды. Мы сделаем все что в наших силах, чтобы защитить наши инновации». О дальнейшей судьбе этого дела в открытых источниках пока не удалось найти информацию.

Еще одна трудность, по мнению Юрия Халимовского, директора департамента налогов и права ДРТ, в том, что нет оперативных средств защиты прав на ноу-хау, если нарушают режим конфиденциальности. Судебные процедуры не позволяют быстро пресечь угрозу или прекратить начавшееся нарушение прав. Они направлены в основном на фиксацию убытков, отмечает Халимовский. 

Кроме того, на ноу-хау нет правовой монополии, обращает внимание эксперт. То есть любой может сам создать или получить от третьих лиц такой же объект и использовать его. Как пример, Анненкова приводит ситуацию, когда другая школа ораторского мастерства на своем опыте тоже разработает методику обучения ораторскому искусству, не узнавая секрет у конкурента. Тогда у этой школы будут самостоятельные права на свое ноу-хау. Пусть даже обе техники обучения абсолютно одинаковы.

Иван Кайсаров, старший юрист Versus.legal, обращает внимание на психологическую проблему. Пока в России далеко не всегда ноу-хау воспринимают серьезно. Из-за такого отношения возникают утечки. И даже не в результате злого умысла, а из-за небрежного отношения работников к секретности таких сведений. 

Задача обладателей ноу-хау — стараться проводить разъяснительные кампании о важности таких сведений и обеспечивать их конфиденциальность.

Иван Кайсаров

Как правильно оформить и защитить ноу-хау
Определить сведения, которые компания будет охранять как ноу-хау.Зафиксировать локальным актом компании, что та или иная информация — секрет производства.Приложить инструкцию о том, как сотрудники должны использовать засекреченную информацию, и перечислить тех, кого к ней допускают.Донести до сотрудников информацию, что введен режим секрета производства и ознакомить их с документацией под подпись.Поставить гриф «Секретно» на самой документации.

Через режим коммерческой тайны:

Определить информацию, которая будет коммерческой тайной.Разработать и утвердить положение о коммерческой тайне.Издать приказ о введении режима коммерческой тайны за подписью руководителя организации.Защитить ее «физически»: закрыть шкафы на замок, ограничить доступ к облачному хранилищу. Прописать порядок доступа работников и контрагентов к коммерческой тайне. В договоры с ними обязательно включить пункт о неразглашении.Вести учет лиц, которые получили доступ к тайне.Пометить грифом «Коммерческая тайна» с указанием наименования и адреса обладателя материальные носители с тайной — договоры, учебные материалы, бухгалтерские документы.

В целом алгоритмы введения режима коммерческой тайны или секрета производства похожи. Отличие в том, что первая дает дополнительные гарантии защиты. Можно привлечь к уголовной ответственности того, кто рассекретил тайну по ст. 183 УК о незаконном получении и разглашении сведений.