Пленум ВС обсудил, как компенсировать моральный вред
Новое постановление Пленума заменит собой действующие правила, утвержденные в 1994 году. Последний раз документ изменяли еще в 2007 году. После чего разъяснения о порядке компенсации морального вреда Верховный суд не раз включал в свои обзоры. На эту тему высказывался и Конституционный суд. «Представленный проект постановления не только аккумулирует подходы, сложившиеся в судебной практике, в том числе в КС, но и дает ориентиры для улучшения других сложных и спорных вопросов, по которым позиция ВС еще не была выражена», — сказал судья ВС Михаил Кротов. В текущей версии документ содержит 69 пунктов, где речь идет о размерах такой компенсации и отдельных случаях, когда она положена.
После обсуждения документ решили отправить в редакционную комиссию, чтобы пересмотреть некоторые положения проекта.
Потерпевший имеет право на компенсацию морального вреда, даже если в законе прямо не указано, что в конкретной ситуации можно компенсировать причиненные нравственные или физические страдания.
Суды могут взыскать компенсацию морального вреда, когда против воли разглашена тайна усыновления или если административное преследование прекратили из-за отсутствия события, состава правонарушения или недоказанности обстоятельств, на основании которых вынести постановление.
Требовать компенсацию морального вреда может и потерпевший от преступления против собственности. Например, если его имущество похитили, он стал жертвой мошенников или ему причинили имущественный ущерб путем обмана или злоупотребления доверием. В таких ситуациях потерпевший может предъявить самостоятельный иск в гражданском порядке.
Право на компенсацию морального вреда не переходит по наследству. Но если потерпевшему уже присудили такую компенсацию и он умер, не успев ее получить, то ее можно включить в состав наследства.
Этот пункт вызывал интерес во время обсуждения. «Мне кажется, что по наследству должно переходить все то, что стоит денег», — сказал Бронислав Гонгало, заведующий кафедрой гражданского права УрГЮУ имени В. Ф. Яковлева. Эксперт привел пример, когда человек обратился в суд, дело рассматривали долго и он умер до вынесения решения. Согласно действующей формулировке, наследники не имеют права рассчитывать на компенсацию. С тем, что «потенциальное право на деньги должно наследоваться», согласился и Михаил Барщевский, полномочный представитель правительства РФ в Конституционном суде и Верховном суде.
Моральный вред, причиненный правомерными действиями, компенсации не подлежит.
Под физическими страданиями понимают боль, которая возникает из-за увечий или другого повреждения здоровья, а также заболевания, невозможность передвижения из-за проблем со здоровьем, неблагоприятные ощущения или болезненные симптомы.
А нравственные страдания — это нарушение душевного спокойствия человека: чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности в связи с ограничениями из-за увечья. А также переживания из-за утраты родственников, потери работы или невозможности продолжать активную общественную жизнь, из-за раскрытия семейной или врачебной тайны, распространения ложных сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временных ограничений или лишения каких-либо прав и другие негативные эмоции.
Наличие морального вреда потерпевшему при причинении ущерба его здоровью во всех случаях предполагается. Поэтому само причинение вреда здоровью, даже при невозможности определения степени тяжести, — достаточное основание для присуждения компенсации морального вреда.
Привлечение причинившего вред к уголовной или административной ответственности — необязательное условие для удовлетворения иска.
Работодатель обязан компенсировать моральный вред, который причинен работнику при исполнении трудовых обязанностей. Осуждение или привлечение к административной ответственности другого сотрудника как непосредственного причинителя вреда, прекращение производства по делу не освобождает работодателя от такой обязанности.
Стороны вправе договориться возместить моральный вред как в денежной, так и в иной форме. Как вариант: причинитель вреда будет ухаживать за потерпевшим, окажет определенную услугу или передаст в счет оплаты какое-то имущество (машину, музыкальный инструмент и так далее). Такое соглашение можно заключить как в письменной форме, так и в устной.
Причем такое соглашение не исключает возможности обращения в суд с требованием о взыскании компенсации морального вреда. Суд может удовлетворить иск, если решит, что полученная сумма (или иная форма расчета) не позволила полностью компенсировать причиненные физические или нравственные страдания.
Разрешая спор о компенсации морального вреда, суд может учесть тяжелое финансовое положение ответчика. Тот должен это подтвердить: у него нет возможности трудоустроиться, на его иждивении находятся малолетние дети или родители, он платит алименты на их содержание. Из-за тяжелого имущественного положения ответчика нельзя отказать во взыскании компенсации морального вреда.
На этом пункте во время выступления заострил внимание Барщевский. По его словам, было бы логично, чтобы следующий пункт предполагал возможность повысить компенсацию при высоком уровне благосостояния ответчика. «Снижение моральной ответственности для одних подразумевает более высокую сумму возмещения морального вреда для других», — подчеркнул Барщевский.
Вопрос о разумности компенсации суд должен решать с учетом всех обстоятельств дела, например ее размера относительно общего уровня доходов гражданина. Это исключает присуждение потерпевшему чрезвычайно маленькой суммы.
Нельзя отказать в иске, если заявитель не указал размер компенсации морального вреда или предъявил незначительную сумму.
Если у собственника похитили авто по его вине, то он отвечает вместе с похитителем за моральный вред, причиненный в результате его действий. То же самое и в случае, если владелец машины знал, что кто-то не имеет права садиться за руль, но все равно передал ему управление своим авто.
Гражданина незаконно осудили, привлекли к уголовной ответственности, заключили под стражу или дали подписку о невыезде, привлекли в административной ответственности в виде ареста или исправительных работ. В таком случае ему должны компенсировать моральный вред независимо от того, есть ли в этом вина органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.
В доме провели обыск или выемку, которые суд признал незаконными. Право на компенсацию морального вреда есть не только у лица, в отношении которого проводили следственные действия, но и у тех, кто проживает в этом помещении.
Источник: проект постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»