Судья из ОПГ и наказание за переписки в чатах: истории года из ВККС
Особые мнения вне закона
Александр Нестеренко, судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, опубликовал 15 особых мнений по гражданским делам, которые рассмотрел с другими судьями в кассационном порядке. Возможно, об этом так никто бы и не узнал, кроме участников гражданских дел, но в январе «Агентство правовой информации» выпустило заметку «Господин особое мнение» про Нестеренко, в котором обратило внимание на публикацию особых мнений судьи по «самым заурядным спорам».
Вскоре о публикации «Агентства» узнал председатель кассационного суда Алексей Кирюшин, который в марте 2022-го обратился к Совету судей РФ с заявлением о грубых и систематических нарушениях со стороны судьи Нестеренко.
Дисциплинарная комиссия Совета судей выяснила, что технической возможности для публикации особых мнений на сайте суда общей юрисдикции не было. Осознавая это, Нестеренко, который очень хотел высказать личные позиции, поручил своему помощнику прикреплять особые мнения к тексту итоговых судебных постановлений, принятых коллегиально. Их публиковали на сайте суда единым документом.
Сам Нестеренко настаивал, что никаких нарушений требований закона не допускал, потому что гражданское процессуальное законодательство не запрещает судье делиться особым мнением. ВККС решила, что это не так: согласно ст. 194 ГПК особое мнение судьи приобщается к принятому решению. Речи о публикации решения в интернете там не идет. А ст. 22 Кодекса судейской этики предписывает судьям воздерживаться от публичных заявлений или замечаний, которые могут причинить ущерб интересам правосудия, его независимости и беспристрастности. Поэтому ВККС решила наказать Нестеренко замечанием.
Кассационный судья попробовал оспорить решение ВККС в Верховном суде, но дисциплинарная коллегия отклонила его иск (решение по делу № ДК22-105).
«Закон не предусматривает придания гласности особому мнению судьи ни на судебном заседании, ни посредством последующего его опубликования. Право лиц, участвующих в деле, ознакомиться с особым мнением судьи не равнозначно его публикации», — подчеркнули судьи ВС.
14 февраля 2023-го апелляционная коллегия суда рассмотрит жалобу Нестеренко на это решение.
Особые мнения Нестеренко с сайта суда уже удалили — теперь вместо них там указано «Информация изъята». Например, в делах № 8Г-15326/2021 и № 8Г-15747/2021. Но на портале «Судебныерешения.рф» особые мнения судьи до сих пор можно почитать. Например, по делам о крупном займе или о сбитой собаке.
Открытое обращение судьи в местной газете
Еще более интересный способ поделиться с общественностью своим мнением выбрал судья и бывший председатель Городского суда города Дагестанские Огни Шихали Магомедов. В октябре 2021-го он написал в газету «Черновик» открытое обращение к президенту, депутатам Госдумы и членам Совфеда и Совбеза.
В публикации Магомедов раскритиковал акт региональной ККС, которая прекратила его полномочия в качестве главы суда. Он назвал всех коллег, принявших это решение, неграмотными.
«Они приняли это решение, преследуя меня, что вообще является преступлением. Жаль, очень хотелось, чтобы судебная система нашла в себе мужество и силы разобраться в сути происходящего, а не пряталась за ширмой Кодекса судейской этики, требования которого я старался максимально соблюдать», — написал Магомедов.
Основным объектом критики стал судья Руслан Абдуллаев, который после прекращения председательского статуса Магомедова стал его начальником в роли врио председателя. «Не устану повторять, что Абдуллаев, на которого <...> возложили исполнение обязанностей председателя городского суда, не судья. Это ошибка, что он получил и до сих пор носит судейскую мантию», — говорилось в обращении. Досталось от Магомедова и органам судейского сообщества Дагестана: «Я всегда проявлял уважение и такт при обращении к вам всем, пока вы не плюнули мне в душу, не наплевали на закон и Кодекс судейской этики, со ссылкой на который это сделали».
За публикацию такого обращения судью привлекли к дисциплинарной ответственности в виде замечания, которое он не смог оспорить ни в ВККС, ни в Верховном суде. «Обращение в СМИ допускается лишь в качестве публичного ответа на критику, когда иные способы реагирования исчерпаны или прибегнуть к ним не представляется возможным», — отметила дисциплинарная коллегия ВС.
Судейская мессенджеризация
В 2022 году квалифколлегии довольно часто принимали переписки в WhatsApp и Telegram как доказательства дисциплинарных проступков судей.
Например, такое доказательство исследовалось в деле Андрея Черемисина, экс-судьи Ноябрьского городского суда ЯНАО. Тот, будучи ветераном-афганцем, добивался от руководства дополнительного отпуска по правилам закона «О ветеранах», но председатель Любовь Мизинова раз за разом ему отказывала, писало ura.ru. Через два месяца после выхода публикаций судью наказали замечанием, которое он попробовал оспорить в ВККС.
На заседании судью обвинили и в грубых высказываниях в адрес сотрудников аппарата. Специалисту Шишкиной он сказал: «Я запущу в вас стулом, если будете отвлекать». А секретарю Дмитриенко напечатал в служебный чат: «Вы охр***ли совсем». Такие высказывания Черемисин не считает грубыми. Он объяснил, что Шишкина нарушила тайну совещательной комнаты, а секретарь Дмитриенко не выполнял свои обязанности. Жалобу председателя он назвал местью. Несмотря на это, ВККС оставила замечание в силе.
Куда серьезнее с процессуальной точки зрения было нарушение Натальи Ильченко, экс-судьи Советского районного суда Воронежа, которую в сентябре 2022-го лишили полномочий, в частности, за неформальную переписку в мессенджерах с участниками дела. Помимо сообщений на тему уголовного дела, в чате нашли поздравления с праздниками и пожелания благоприятного исхода процесса. При этом сама Ильченко меняла свою позицию о таких сообщениях: сначала вообще отрицала причастность к ним, затем признала, что чат создали сотрудники аппарата с ее ведома, и она написала там несколько раз. По ее словам, чат нужен для оперативного информирования участников процесса, туда сбрасывались и промежуточные судебные акты, например по рассмотрению ходатайств о приобщении доказательств к материалам дела.
«Ведение чатов процессуальными нормами не предусмотрено. Но я исходила из того, что ничем и не запрещено», — объясняла судья Ильиченко создание телеграм-чата с участниками процесса.
Учитывая это и другие нарушения, допущенные судьей, ВККС в ноябре оставила в силе решение о прекращении полномочий Ильиченко (подробнее — «Телеграм-чат с судьей и обеспечительные меры: еще один день жалоб в ВККС»).
А мирового судью Троицко-Печорского судебного участка Республики Коми Евгению Демину наказали за «неуставное» общение со своим аппаратом. В переписках с подчиненными по WhatsApp она «допускала панибратство, одобряла распитие сотрудниками алкоголя в быту и передавала им записки с суждениями об участниках судопроизводства, написанные в неофициальном стиле», говорится в материалах дисциплинарного производства. Демина признала вину, а региональная ККС решила, что такое поведение умаляет авторитет судебной власти. За это, а также за плохое делопроизводство на судебном участке судью наказали предупреждением. Эта история вошла в один из вестников ВККС.
Благими намерениями пришли к уголовке
В 2013 году у Татьяны Лисиной, мирового судьи 2-го судебного участка судебного района города Оби, пропала породистая собака — бордоский дог по кличке Зидан. Последним человеком, который видел Зидана, была Ольга Телешова, которая возила его на выставку. По словам Телешовой, пес по пути домой с мероприятия просто заснул и не проснулся. Зидана якобы закопали «где-то на обочине трассы».
Судья в эту историю не поверила. Она заподозрила, что собаку могли украсть, но не стала обращаться в полицию. Вместо этого Лисина решила найти питомца своими силами, а для этого — получить с помощью судебного запроса детализацию телефонных соединений Телешовой. Судья обратилась за помощью к своей коллеге Тамаре Кошлак, главе Купинского райсуда Новосибирской области. Она в тот же день подписала проект судебного запроса, подготовленный Лисиной, и отдала его своему секретарю. Та зарегистрировала запрос и направила его мобильному оператору. 6 сентября Лисина получила на руки ответ и передала информацию частному детективу, которого наняла для помощи в расследовании похищения.
О судебных запросах стало известно спустя несколько лет, когда у частного детектива провели обыск. Лисину и Кошлак решили привлечь по ч. 2 ст. 286 УК за превышение должностных полномочий. ВККС в феврале рассмотрела представление в отношении Кошлак. Следователь рассказала: причастность Кошлак к преступлению подтверждает заключение эксперта, согласно которому подпись в судебном запросе принадлежала именно судье. Кроме того, секретарь Кошлак в своих показаниях заявила, что документы на регистрацию запроса она получала только от своей начальницы и это не были просто бланки с подписью. Квалифколлегия не увидела в деле преследования по мотивам судейской деятельности и «выдала» Кошлак СКР. Ей грозит до семи лет лишения свободы.
Судья создал ОПГ ради 77 миллионов
Историю судьи Ирека Набиева из Татарстана при всем желании не получится назвать обычной. Об этом говорят хотя бы статьи, по которым СКР возбудил уголовное дело на экс-председателя Менделеевского и Пестречинского районных судов республики. Его обвиняют в двух эпизодах мошенничества, похищении человека, обороте наркотиков, вымогательстве, превышении должностных полномочий, трех эпизодах подделки документов, в отмывании денег и получении взятки.
В 2017 году, когда Набиев возглавлял Менделеевский райсуд, он решил похитить 77 млн руб. со счетов ООО «Кишер». Для этого Набиев якобы создал ОПГ «из числа лиц, с которыми состоял в близких доверительных отношениях». Одним из них был Алексей Кайманов, который в конце нулевых работал у Набиева водителем. Сперва преступники решили переписать фирму на подставного директора, чтобы получить деньги. Но об этом узнал настоящий руководитель «Кишера» Вячеслав Утробин, который направил в налоговую службу свои возражения.
После этого планы изменились. В сентябре 2017-го предполагаемые соучастники преступления выследили Утробина, похитили его, избили и потребовали переписать компанию на нужного человека. Он отказался. Тогда соучастники подмешали наркотики в бутылку с водой и заставили Утробина выпить. После этого его оставили на берегу Камы в бессознательном состоянии. В таком виде Утробина обнаружили полицейские. Они доставили его в отдел, составили протокол о неповиновении сотрудникам полиции и отвезли в Менделеевский районный суд, который арестовал предпринимателя на 15 суток.
Этого времени участникам ОПГ хватило, чтобы выкрасть из квартиры Утробина паспорт, печати и документы ООО «Кишер». В этот паспорт вклеили фотографию Кайманова. В итоге «поддельный Утробин» переписал фирму на нужного человека, что позволило вывести деньги со счетов общества с помощью двух подставных организаций.
Вскоре история вскрылась, а следователи вышли на Кайманова. Тот полностью признал свою вину, пошел на сделку со следствием и раскрыл всех соучастников преступления. Одним из тех, на кого указал Кайманов, был и его бывший начальник Ирек Набиев. В начале 2022-го председатель СКР Александр Бастрыкин попросил у ВККС разрешения возбудить уголовное дело в отношении судьи-отставника. Отбиться от обвинений у судьи на заседании ВККС не получилось, преследованию дали зеленый свет. Приговор Набиеву пока не вынесли.
Весь год Высшая квалифколлегия судей публиковала свой вестник. Мы прочитали каждый из них и рассказали о самых интересных позициях ВККС и региональных ККС. Почитайте, если хотите лучше понимать, как живут и работают российские судьи:
Раскрытый свидетель и переписанные решения: вышел новый вестник ВККСШесть дел в мусорке и разговоры «с прокурорскими»: истории из нового вестника ВККСРазглашение гостайны и ленивый судья: истории из нового вестника ВККСВеселье в WhatsApp и жалобы на секретаря: истории из вестника ВККСМировые судьи не успевают, а решение суда задваивается: истории из вестника ВККС