Законодательство
8 февраля 2023, 9:34

Законопроекты ВС и их судьба: анализ и статистика

Верховный суд — один из субъектов законодательной инициативы. Он разрабатывает законопроекты, которые утверждаются на Пленумах ВС и поступают в Госдуму. Проверили, какие инициативы внес ВС за пять лет. В центре его внимания — судейский статус, а еще организация работы судов и уголовно-процессуальные нормы. Значительная часть предложенных новелл касается ускорения и оптимизации процесса, ведь нагрузка на судебную систему растет из года в год.

Мы проанализировали законопроекты, которые внес Верховный суд за пять лет. Абсолютное большинство (88%) из рассмотренных — приняты. Инициативы на одну тему принимаются группами, дополняя друг друга. Часть из них связана с изменением судоустройства:

Пять законов 2018 года связаны с «процессуальной революцией» — созданием отдельных апелляционных и кассационных судов. Акты приняли, они вступили в силу. Согласно финансово-экономическому обоснованию, создание, переоборудование и запуск новых судов обошлись в 3,5 млрд руб.В 2018 году Верховный суд попытался инициировать реформу структуры военных судов по такой же схеме, чтобы каждая инстанция была в отдельном суде. Как отмечал глава коллегии СКЭС по делам военнослужащих Владимир Хомчик в июне 2018 года, дополнительных расходов не потребуется, поскольку новые структуры создаются на базе действующих окружных военных судов. Поэтому на законопроекты не получали заключение правительства, необходимое тогда, когда предполагаются траты из бюджета. Но правовое управление Госдумы решило, что деньги на новые военные суды все-таки необходимы, поэтому нужно получить заключение от правительства. Из-за отсутствия утвержденного финансирования пакет из трех законопроектов о военных судах отклонили (законопроект № 494637-7 и другие).

Верховный суд поменял и регулирование некоторых судейских вопросов:

В 2019 году изменили порядок возбуждения уголовных дел в отношении судей районных судов и мировых судей. Ранее добро на это давали квалифколлегии субъектов, но процедура обжалования занимала значительное время: оспорить решение можно было в верховном суде субъекта или в ВККС, а затем — в вышестоящую инстанцию. Теперь согласие на возбуждение уголовных дел дает ВККС, а ее решение можно обжаловать в ВС (законопроект № 598595-7). При этом, как и раньше, в процедуру входит лишь задача выяснить, не связано ли преследование с профессиональной деятельностью судьи. Но работа ВККС показывает, что обычно этому нет никаких доказательств. Судьи пытаются доказать свою невиновность, хотя на этом этапе такой вопрос не решается.Еще среди важных «судейских» новелл — не ограниченные сроком полномочия для мировых судей (законопроект № 612291-7, сам закон опубликован в 2021 году). До этого мировые судьи назначались или избирались на срок, определенный законом субъекта, но не более чем на пять лет. Теперь мирового судью избирают в первый раз на три года, повторно — бессрочно. Хотя мировые судьи входят в систему судов общей юрисдикции, по статусу они судьи субъектов РФ, отмечал председатель Совета судей России Виктор Момотов. Новый закон укрепил их положение.

Политика ВС во многом направлена на ускорение и оптимизацию процесса. Ведь нагрузка на российских судей растет каждый год. Например, в 2021 году суды рассмотрели 39,2 млн дел против 38,1 млн в 2020-м. Из 44 законопроектов, внесенных в Госдуму за пять лет, 11 имели главной или одной из главных целей оптимизацию и ускорение судопроизводства. 

Среди законопроектов, направленных на ускорение и оптимизацию производства, можно выделить такие:

В административном процессе Верховный суд предлагает разрешить направлять в электронном виде не только решения, но и другие документы — распоряжения, требования, поручения, вызовы (законопроект № 238023-8). Изготовление и заверение электронных копий позволят апелляции и кассации работать только с ними. Этот законопроект внесен в конце 2022 года, сейчас находится на рассмотрении.Что касается арбитражного процесса, здесь Верховный суд предпринял две попытки ускорения. В 2018 году внес законопроект, который наделяет арбитражных управляющих обязанностью первоначально рассматривать требования кредиторов и включать их в реестр. ВС объяснял это тем, что большинство требований очевидны. А тот, кто не согласен, может обжаловать решение управляющего в судебном порядке. Эксперт назвал такое решение революционным. Но до закона эти нормы так и не дошли: законопроект № 598603-7, внесенный в 2018 году, застрял на этапе второго чтения. Второй законопроект в этой области — № 237135-8 — упраздняет договорную подсудность (кроме иностранных лиц), что должно «выровнять судебную нагрузку»: нередко региональные бизнесмены выбирают АСГМ, АС Московской области или АС Санкт-Петербурга и Ленобласти. Кроме того, расширяется применение упрощенного порядка. Документ с такими нововведениями внесен в ноябре 2022 года и находится на рассмотрении.Ряд инициатив поменяет уголовный процесс. В 2022 году получил ход и был принят закон № 163784-7, внесенный в 2017-м. Согласно ему, с 5 до 14 дней увеличился срок рассмотрения жалоб на следствие. А суду разрешили не зачитывать приговор при оглашении полностью. Опубликованный в 2021 году закон позволяет единолично рассматривать апелляционные жалобы на некоторые промежуточные решения.Среди инициатив, призванных ускорить процесс, — акт о судебном примирении и развитии других примирительных процедур в разных видах, которые пока не работают. Согласно статистике Суддепа, в 2021 году с участием любых посредников заключили всего семь мировых соглашений.