Общий доступ: можно ли делиться паролями от платных сервисов
Борьба интернет-ресурсов за прибыль
По оценкам экспертов, четверть британских и треть американских пользователей делятся своими паролями от Netflix, за счет чего бесплатный доступ к сервису получают 100 млн человек по всему миру. Из-за этого платформа теряет около $6 млрд ежегодно. Чтобы решить проблему, сервис обязал доплачивать за использование одной и той же учетной записи несколькими людьми. Система уже работает в Латинской Америке: за $2,99 можно добавить к своему аккаунту еще одного пользователя (при стандартной цене подписки на Netflix в $6,99–19,99). Если выяснится, что кто-то пытается обойти новые правила, аккаунт заблокируют. Российские интернет-сервисы не отстают от западных — аналогичная семейная подписка есть у «Яндекса».
Отечественные интернет-платформы запрещают пользователям делиться учетными записями. Онлайн-кинотеатр Okko не разрешает передавать логины и пароли другим людям. А их конкурент ivi указывает в пользовательском соглашении, что «пользователь обязуется принимать надлежащие меры для обеспечения сохранности учетной записи, не разглашать третьим лицам логин и пароль учетной записи, обеспечить их надлежащее хранение...». За нарушение правил онлайн-кинотеатр вправе удалить аккаунт.
Право.ru посылало запросы в «Яндекс», ivi и Okko, чтобы узнать, блокировали эти сервисы пользователей за обмен паролями или нет. Пресс-службы компаний на наше обращение не ответили.
Администраторы торговой интернет-площадки FunPay в официальной группе на аналогичный вопрос ответили следующим образом: «Учетные записи FunPay не предназначены для использования несколькими людьми, и мы бы рекомендовали регистрировать отдельный аккаунт для каждого продавца. Однако на текущий момент не предусмотрено никакого наказания за аккшеринг».
Запрет распространять пароли помогает надежнее защитить интеллектуальные права. Это особенно актуально для образовательных платформ. Есть сообщества, где можно «в складчину» купить доступ к курсам. Например, программу за 100 000 руб. приобретут десять человек, которые будут просматривать лекции с одного и того же аккаунта.
Крупные штрафы за передачу логина и пароля от учетной записи третьим лицам предусматривают и каршеринговые сервисы. Владелец аккаунта в приложении «Яндекс Драйв» заплатит 150 000 руб., если за руль арендованного авто сядет кто-то кроме него. Верховный суд признал законной такую санкцию (дело № 10-КГ22-3-К6).
Подход законодателя и проблемы доказывания
При этом в российском законодательстве сейчас нет никакой единой санкции за передачу учетной записи на онлайн-платформе третьим лицам, поясняет старший юрист BIRCH LEGAL Ксения Петровец. В западных юрисдикциях более жесткий подход к этому вопросу. Офис интеллектуальной собственности Великобритании подчеркнул, что обмен паролями от платных сервисов нарушает положения уголовного и гражданского законодательства, поэтому виновных могут привлечь к ответственности: «Существует ряд положений уголовного и гражданского права, которые применяются при обмене паролями. Они включают нарушение авторских прав, договорных условий и мошенничество. Стриминговые сервисы имеют право обратиться в суд». Правда, на практике таких дел пока не было. Возможно, потому, что передачу пароля от аккаунта сложно доказать. Об этом говорит Максим Али, руководитель практики IP/IT Maxima Legal
Довод, что пользователь заходил с разных устройств, не подойдет, так как сегодня у многих есть несколько личных девайсов. IP-адреса из разных стран тоже ничего не подтвердят, ведь человек мог использовать VPN, констатирует эксперт. Так, в деле № 2-3319/2020 ~ М-3197/2020 Ксения Юданова* пыталась доказать, что кредит через ее учетную запись на сайте банка взял кто-то другой. Суды в эту версию не поверили и отказали истцу, сославшись на то, что доступ в личный аккаунт на портале кредитной организации был привязан к телефону заявительницы, который никто не похищал. Некоторые сервисы, как «Открытое образование», в пользовательском соглашении четко указывают: за любые действия от имени учетной записи отвечает тот человек, который ее оформил, а не тот, кто использовал.
Помочь с доказательной базой в таких историях могут новые технологии. Одна из них называется фингрепринтингом (контроль цифровых отпечатков устройства). Заместитель руководителя практики интеллектуальной собственности/ТМТ Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры Ирина Косовская поясняет, что с помощью фингрепринтинга сайты смогут идентифицировать пользователя, даже если он изменит IP-адрес, включит режим «Инкогнито» в браузере, удалит файлы cookie или воспользуется VPN. Поэтому рано или поздно искусственный интеллект, видимо, научится эффективно определять тех лиц, кто использует чужие учетные записи.
* Имя и фамилия изменены редакцией.