СВО
15 февраля 2023, 9:29

Без работы, имущества и паспорта: чем пугают «предателей родины»

За последние полгода власти РФ предложили сразу несколько инициатив, которые могут усложнить жизнь уехавшим россиянам. Среди таких идей — повышение налогов и лишение паспорта. Некоторые депутаты даже предлагают национализировать имущество эмигрантов новой волны. Но пока ни одна из новелл так и не была хотя бы оформлена в виде законопроекта. Эксперты объяснили, в чем сложности разработки и введения на практике резонансных предложений, и перечислили реальные риски, с которыми все же могут столкнуться уехавшие.

Конфискация имущества 

С таким предложением выступил в своем телеграм-канале спикер Госдумы Вячеслав Володин. 13 января он написал, что находящиеся за пределами РФ граждане уверены в своей безнаказанности и поэтому «считают возможным оскорблять Россию, ее жителей, солдат и офицеров». А источники их доходов, например от аренды жилья или работы, часто находятся в России. По мнению депутата, конфискация имущества уехавших станет эффективной мерой правового воздействия и позволит компенсировать нанесенный государству ущерб.

Действующий Уголовный кодекс предусматривает безвозмездное изъятие имущества и обращение его в собственность государства на основании обвинительного приговора. Например, это возможно при осуждении человека за финансирование террористической или экстремистской деятельности, а также для активов, полученных преступным путем (ст. 104.1 УК).

Чтобы использовать этот механизм по отношению к «предателям», Володин предлагает указать на возможность конфискации еще в трех статьях УК: о призывах к экстремизму (ст. 280 УК), о реабилитации нацизма (ст. 354.1 УК) и о дискредитации вооруженных сил (ст. 280.3 УК). При этом конфискацию имущества в пользу государства, как и другие меры уголовного наказания, можно было бы применять только при установлении судом вины конкретного лица, считает депутат.

Еще лишать имущества предложили иностранных агентов. С такой инициативой выступил Фонд защиты национального исторического наследия. У лиц, которые «призывают к внутренним беспорядкам, критикуя решения, принимаемые руководством страны», предлагается изымать как имущество, так и приносящий доход бизнес. Это касается и медийных личностей, и лиц, объявленных Минюстом иностранными агентами.

Первым, кто высказался за конфискацию еще в декабре, стал сенатор Сергей Цеков. По его мнению, собственность всех, кто критикует Россию из других стран, нужно отобрать и использовать для финансирования специальной военной операции. «Независимо от того, звезды это или айтишники», — добавил Цеков. 

Правда, тогда идею раскритиковал его коллега по Совфеду Андрей Клишас: «Антиконституционно, потому и нереализуемо». На похожую инициативу Володина двумя неделями спустя сенатор отреагировал иначе: «Такой подход возможен, но нужны формулировки состава уголовного преступления, для чего надо внести соответствующие поправки в УК», — сказал сенатор. Против конфискации имущества эмигрантов высказался и глава комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников: «Юридически мы не можем это поддержать». 

Юристы называют идею сырой. Она подразумевает под собой полное перекраивание института конфискации имущества, уголовного и уголовно-процессуального законодательства, отмечает адвокат адвокатского бюро Забейда и партнеры Артем Саркисян. Суть изъятия состоит в том, что забираемые предметы не могут больше находиться у обвиняемого лица, так как либо были орудием совершения преступления, либо получены в результате его совершения.

Недопустимо конфисковывать имущество, которое получено законным путем и не было средством совершения преступления, представляющего высокую степень общественной опасности.

Артем Саркисян

«Пока сложно представить, каким образом квартиру можно признать подобным имуществом по преступлениям, предусмотренным ст. 280, 280.3 и 354.1 УК», — соглашается руководитель уголовно-правовой практики юридической фирмы «Ялилов и Партнеры», член Ассоциации юристов России Рустам Губайдуллин.

Чтобы изымать какие-то активы у россиян, уехавших заграницу, необходимо несколько условий. Во-первых, введение уголовной ответственности за отъезд за границу, что вряд ли возможно, считает старший партнер адвокатского бюро ZKS Андрей Гривцов. Во-вторых, признание конкретного лица виновным за совершение этого преступления по приговору суда. В-третьих, использование активов, которое подлежит конфискации, в противоправных целях. 

«Либо же необходимо полное законодательное изменение самой концепции конфискации», — подчеркивает Гривцов. При этом Губайдуллин не исключает, что при наличии достаточной политической воли инициативу могут реализовать на практике. По мнению эксперта, тогда потребуется вносить изменения в главу УК о конфискации с введением исключительных норм. Аргумент про неконституционность и нарушение права частной собственности легко парируют ссылкой на ч. 3 ст. 55 Конституции.

Законопроект с предложенными ограничениями пока не внесли в Госдуму. Тем временем группа депутатов от фракции «Справедливая Россия — За правду» разработала новеллу о «деофшоризации». Она касается всех активов, которые зарегистрированы в РФ и на момент вступления закона в силу принадлежат юрлицам, относящимся к офшорным юрисдикциям, либо управляются ими. Российские фирмы и граждане смогут подтвердить право собственности на эти активы и перерегистрировать их на себя в течение полугода. В тот же срок иностранные собственники активов вправе передать их в управление зарегистрированным в РФ лицам. Через шесть месяцев, если этого не произойдет, такие активы конфискуют в казну как бесхозяйное имущество. Сейчас этот законопроект пока изучает комитет Госдумы по экономической политике.

Ограничения на работу

Автором другой ограничительной идеи стал сам Клишас. В середине декабря он заявил в интервью «Ведомостям», что российские власти могли бы сделать «менее комфортным» пребывание за границей для граждан, которые уехали после объявления мобилизации. Для сотрудников госсектора, сферы транспортной безопасности и других «чувствительных» отраслей должны действовать ограничения на работу вне России, полагает Клишас.

Сразу после публикации слов Клишаса Минцифры выступило против ограничений на удаленку. «Решения по формату работы своих сотрудников должны принимать сами IT-компании. При этом мы настоятельно рекомендуем очень внимательно подойти к анализу рисков удаленной работы сотрудников, администрирующих критически важные приложения, а также системы обеспечения информационной безопасности», — прокомментировали в министерстве.

14 декабря сенатор обещал, что в скором времени внесет новеллу на рассмотрение Госдумы, но прошло уже больше двух месяцев, а законопроекта на эту тему пока так и нет. Реалистичность разработки такой новеллы предугадать сложно, констатирует партнер, руководитель трудовой практики Intellect  Анна Устюшенко: «Все меняется очень быстро, а потому исключать введения ограничений я бы не стала». При этом эксперт полагает, что оснований ожидать тотального запрета для всех уехавших пока нет: «Реакция рынка может быть очень негативной, ведь дистанционку некоторые фирмы выстраивали для своих сотрудников годами и совсем не из-за мобилизации». 

Тем более что право на труд и запрет дискриминации в трудовых отношениях по каким-либо признакам, включая место жительства работника, закрепляется ст. 37 Конституции и ст. 3 Трудового кодекса, обращает внимание старший юрист юрфирмы Lidings Елизавета Фурсова. Поэтому введение прямого запрета на удаленную работу для покинувших страну россиян она считает маловероятным: «Это потребует изменения основ действующего законодательства». 

Если же появится анонсированный Клишасом законопроект, то властям придется решать связанные противоречия, предупреждает Устюшенко. Например:

введение запрета на дистанционную работу для работников отдельных отраслей противоречит принципу недопустимости дискриминации;надо определить четкие границы, какие именно работники будут относиться к отраслям, ограниченным в возможностях;нужно создать механизм расторжения трудовых договоров, уже заключенных на законных основаниях. 

Повышенные налоги

Еще одна «зависшая» инициатива законодателей — о повышении налогов для уехавших. Первым об этом заявил Вячеслав Володин 25 декабря 2022 года. Уехавшие не только работают в российских компаниях на удаленке, но и пользуются всеми льготами, которые им положены в соответствии с законодательством РФ, говорил тогда спикер Госдумы. «Правильно преференции для покинувших Россию отменить и ввести для них повышенную ставку налогообложения. Так будет справедливо. Работаем над соответствующими изменениями к законодательству», — анонсировал он соответствующие поправки.

Уже на следующий день объявили формат поправок: инициатива помешает уехавшим из РФ россиянам платить налоги в качестве самозанятых или как ИП по упрощенной системе налогообложения (УСН), рассказал замглавы «Единой России» Андрей Исаев. В случае принятия инициативы фрилансеры, работающие удаленно из-за рубежа, должны будут либо заключить трудовые договоры, либо зарегистрироваться как индивидуальные предприниматели. При этом льготами по налогообложению, включая УСН, они пользоваться не смогут.

До сих пор законопроект так и не представили. А в начале февраля 2023 года источники «Интерфакса» рассказали, что Минфин якобы отказался от идеи менять правила налогообложения доходов релоцировавшихся россиян, которых отечественные работодатели перевели на удаленку. 

Налоговый кодекс предусматривает, что акты законодательства о налогах вступают в силу не раньше начала следующего налогового периода, то есть, в случае обсуждаемых поправок, с 1 января 2024 года (ст. 5 НК). Таким образом, на протяжении всего текущего года ИП и самозанятые смогут платить налоги по старым ставкам. 

Но в 2023-м у законодателей довольно много времени для принятия таких норм, предупреждает управляющий партнер «Курсив» Мария Ильяшенко: «Законодатель вполне может ограничить право на применение специальных налоговых режимов». Действующий НК позволяет это сделать. В РФ есть ограничения на применение УСН по количеству сотрудников, выручке, стоимости имущества, теперь власти могут ввести и ограничение по принципу резидентства или по месту фактического ведения деятельности, объясняет юрист Taxology Дмитрий Анищенко: «Укажут, что оно должно быть только на территории РФ». Поэтому вопрос с позиций права можно решить любым способом, соглашается с коллегой партнер адвокатского бюро «Ильюшихин и Партнеры» Даниил Антонов: «Законодателю придется анализировать только экономические и политические мотивы и последствия своих решений».

Правда, авторам таких поправок придется помучиться с определением понятия «уехавшие россияне» и поиском критериев, уверена старший юрист юрфирмы Инфралекс Надежда Даниленко. Она предполагает, что уехавшими будут считаться те, кто покинул страну и не вернулся в течение конкретного периода времени. Но даже такой подход никак не остановит граждан, которые, чтобы сохранить обычный режим налогообложения, будут приезжать в Россию на один-два дня, говорит эксперт: «Дальнейшее усложнение правил определения «уехавших» лишь повлечет дополнительную административную нагрузку». 

Сейчас российский налоговый кодекс устанавливает правила налогового резидентства. Гражданин РФ перестает быть налоговым резидентом РФ, если провел в стране меньше 183 дней за последний год. С этого момента НДФЛ повышается с 13–15% до 30% — это касается как доходов от продажи имущества, так и зарплат. Подробнее о том, как работает налоговое резидентство, мы писали в материале «Налоговое резидентство: памятка для работников и работодателей». 

Проблема в том, что статус самозанятого или ИП на спецрежиме — единственное, что позволяет уехавшим платить российские налоги. Без этих статусов применимый налог для них — НДФЛ. С точки зрения этого налога, эмигранты — нерезиденты, получающие доход от источников за пределами РФ (источник — место, где они находятся, когда зарабатывают деньги). При таких условиях платить российские налоги на доход они вообще не обязаны.

Евгений Тимофеев, управляющий партнер юрфирмы Тимофеев, Гусев и партнеры

Cтарший консультант ФБК Legal Игорь Ямпольский тоже сомневается в экономической целесообразности таких налоговых поправок, потому что из-за них:

физлица-нерезиденты могут массово перейти в иностранные компании, из-за чего Россия потеряет налогоплательщиков;граждане станут переходить из трудовых в гражданско-правовые отношения, из-за чего тоже снизится объем налоговых поступлений;будет сложнее и дороже инспекции вести налоговое администрирование.

Налоговые ограничения для нерезидентов-физлиц встречаются и в других странах. Так, во Франции нерезидент, который сдает в наем свою недвижимость, должен уплачивать не только 20%-й налог с дохода от аренды, но и еще 15,5% социальных сборов от той же суммы.

Без гражданства

Эту идею высказал председатель Госдумы еще в апреле, после того как сотрудница Первого канала Марина Овсянникова появилась в прямом эфире телевидения с антивоенным плакатом. После суда Овсянникова покинула Россию и переехала в Германию, где несколько месяцев проработала в издании Die Welt. «К сожалению, для таких «граждан РФ» нет процедуры лишения гражданства и запрета на въезд в нашу страну. Но наверное, это было бы правильно», — написал тогда спикер нижней палаты парламента в своем телеграм-канале.

Инициатива не нашла отклика у одного из главных законотворцев страны, сенатора Андрея Клишаса. «Гражданство — устойчивая правовая связь человека и государства. Это не только права, но и обязанности. Почему нужно лишить, а правильнее освободить от обязательств перед страной и людьми, кого-то, кто ведет себя сомнительно или даже преступно — мне точно не понять», — прокомментировал он.

Об этом же говорит и Конституция РФ. Ст. 6 Основного закона среди прочего устанавливает: «Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его».

Но первые шаги по направлению к лишению гражданства уже предпринимаются. В ноябре РИА Новости» писали, что Путин внес в свой же проект поправок к закону «О гражданстве» еще одно предложение. Речь идет о расширении списка преступлений, за совершение которых человека могут лишить приобретенного гражданства РФ. Его пополнят нормами об участии в «нежелательной» организации (ст. 284.1 УК), о публичном распространении фейков о российской армии (ст. 207.3 УК), о призывах к нарушению территориальной целостности России (ст. 280.1 УК) и о дискредитации вооруженных сил РФ (ст. 280.3 УК). 

Приобретенное гражданство человек получает не по праву рождения, а по другим основаниям. Таким образом, новелла затрагивает лишь небольшую часть граждан РФ. Согласно пояснительной записке к законопроекту, с начала 2022 года по начало 2021-го приобретенное гражданство получили 7,3 млн человек. В 2021 году, согласно статистике МВД, паспорт получили еще 735 400 иностранцев. С января по ноябрь 2022-го этот показатель составил почти 638 000 человек.

Основной президентский законопроект внесли в Госдуму в декабре 2021 года, в первом чтении его приняли в апреле прошлого года, но с тех пор никакого движения по нему не было. Когда рассмотрят президентскую поправку о расширении оснований для лишения приобретенного гражданства, пока неизвестно. 

При этом юрист практики частных клиентов адвокатского бюро «S&K Вертикаль» Виктория Шульгина считает дискуссионным и вопрос лишения гражданства натурализованных граждан. Она ссылается на ч. 1 ст. 6 Конституции, в которой указано: «...гражданство является единым и равным независимо от оснований приобретения...». Сама возможность отбирать приобретенное гражданство ставит под сомнение это положение Основного закона страны, обращает внимание эксперт. Правда, по ее мнению, законодатель может объяснить радикальную меру тем, что к натурализованному гражданину предъявляются более строгие требования.

Тем более что в других странах такое регулирование можно встретить и сейчас. Конституция Бразилии позволяет лишать гражданства даже тех, кто получил его по праву рождения, но у такого лица должно быть еще и гражданство какой-то другой страны. Пять лет назад Клаудию Собрал лишили бразильского паспорта, чтобы экстрадировать в США. Там ее официально обвиняли в убийстве мужа-американца.

В Азербайджане лишиться гражданства можно за террористическую деятельность и распространение враждебных религиозных течений, а в Казахстане такая радикальная мера предусмотрена тоже за совершение террористических преступлений и причинение иного тяжкого вреда жизненно важным интересам страны (посягательство на территориальную целостность страны и подрыв конституционного строя).

Вообще, поведение, причиняющее серьезный ущерб интересам государства (работа на иностранную разведку, терроризм, участие в незаконных вооруженных формированиях), — одна из самых популярных причин для принудительного лишения гражданства. Такое основание указано в законах многих стран: Бельгии, Болгарии, Великобритании, Дании, Ирландии, Испании, Кипра, Литвы, Мальты, Молдовы, Румынии, Словении, Франции, Швейцарии, Эстонии.