Первый приговор за P2P-торговлю на криптобирже: мнение экспертов
В России вынесли первый приговор за P2P-торговлю на криптобирже, сообщает Forbes. P2P-торговля — прямая покупка и продажа криптовалюты пользователями без участия посредника.
Согласно материалам дела, пользователь криптобиржи получил за сделку украденные мошенниками деньги. Суд посчитал, что обвиняемый участвовал в преступной схеме, поэтому приговорил его к двум годам условного заключения.
Первое уголовное дело из-за сделки на криптобирже показало, что органы следствия и прокуратуры научились собирать достаточную доказательственную базу по таким вопросам, отмечает руководитель практики цифрового права Зарцын и партнеры Валерий Афонин.
Руководитель практики FinTech O2 Consulting (О2 Консалтинг) Дарья Носова не исключает, что количество подобных дел будет увеличиваться. При этом Афонин не ждет резкого скачка в 2023 году.
Регулирование сделок с криптовалютой
Сделки с криптовалютой в России законом не урегулированы. В конце прошлого года ЦБ сообщил, что допускает их, но исключительно в рамках эксперимента и только для экспортеров. Это нужно, чтобы компании могли рассчитываться за экспортные поставки в криптовалюте, поскольку на нее пока не распространяются санкционные ограничения.
Криптовалюту используют и на внутреннем рынке: с ее помощью инвестируют и производят расчеты. «В лучшем случае для операций используется иностранная биржа, которая подчиняется юрисдикции, в которой операции с криптовалютой разрешены, в худшем — используются телеграм-каналы и другие площадки, у которых нет регулирования и которые обеспечивают эти операции только своей популярностью среди людей», — говорит Афонин.
Он считает, что сложившуюся ситуацию надо менять. Из-за отсутствия регулирования сделок с криптовалютами существует черный рынок, где операции все равно проводятся.
Четкие правила и лицензирование криптобирж помогли бы пользователям не попадаться мошенникам. А профессиональные участники стали бы платить комиссию и налоги за сделки с криптовалютой, что положительно сказалось бы на экономике.
В такую мошенническую схему попал пользователь криптобиржи Александр Евдокимов*.
Получил деньги от мошенников
Евдокимов продавал рублевые коды биржи Garantex. Это набор букв и цифр, который можно купить у самой биржи или на специальной торговой площадке. Forbes поясняет: если пользователь покупает код на 100 руб., Garantex блокирует на его счету такую же сумму. Потом этот код можно перепродать другому человеку, но немного дороже. На этом и зарабатывал Евдокимов.
Сами коды можно обменять на обычные деньги или криптовалюту, доступную на бирже. Так человек может положить деньги на свой криптокошелек, избегая ограничений от банков.
23 февраля 2022 года Евдокимов совершил очередную сделку: продал рублевый код на 900 000 руб. Деньги за продажу поступили на карту Сбербанка, которая принадлежала девушке Евдокимова. После этого карту заблокировали. Оказалось, что сумма, которую получил Евдокимов за сделку, была похищена телефонными мошенниками (схема со звонком из «службы безопасности» крупного банка и просьбой перевести средства на «безопасный счет»).
Жертва мошенников перечислила деньги на счет некоего Николая Суханова*. Его карту преступники использовали для кражи денег, а сам Суханов получал за это небольшой процент. Именно со счета Суханова деньги поступили на карту девушки Евдокимова.
Правоохранительные органы отследили схему и задержали ее участников. По версии следствия, Евдокимов, Суханов и мошенники, которые выманили деньги у жертвы, действовали в преступном сговоре. За такие действия суд назначил Евдокимову два года условно, а Суханову — два с половиной года условно (оба признали свою вину). Суд отметил, что молодые люди жили в разных концах России, а где именно они познакомились и когда «вступили в преступный сговор» — следствию неизвестно.
Адвокат Евдокимова Игнат Лихунов считает: его подзащитный попал в мошенническую схему случайно и не знал, что деньги были украдены. Лихунов собирается обжаловать приговор.
Риски на пользователях
Носова отмечает, что доступные публично детали не дают полной картины дела. Так, непонятен статус рублевых кодов с точки зрения гражданских правоотношений и неясно, насколько допустим их оборот. По словам Носовой, остается открытым вопрос о том, кто должен проверять легальность денег, переведенных по сделке купли-продажи рублевых кодов.
Видимо, фигурант дела пытался самостоятельно проверять личность контрагентов. Но это не спасает от неумышленного попадания в незаконную цепочку операций и получения на свой счет незаконно добытых денег.
К тому же Евдокимов использовал банковскую карту своей девушки. А это дополнительный риск-фактор, поскольку использование «дропов» — людей, которые передают данные своей карты мошенникам для проведения незаконных денежных переводов, — известная правоохранительным органам практика, подчеркивает Носова.
Носова считает, что обезопаситься от таких ситуаций крайне сложно. Если криптоплощадка плохо регулируется, не принимает меры по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, то все риски остаются на пользователях.
* Имя и фамилия изменены редакцией.