Риски госконтракта: когда против исполнителя возбудят уголовку
АО «ПТС» специализируется на разработке и производстве дыхательных аппаратов. Фирма — один из основных производителей спасательного снаряжения в стране. Некоторая продукция предприятия не имеет аналогов в России и даже в мире. Об этом рассказал президент «ПТС» Сергей Барбулев. Компания поставляет продукцию МЧС и силовым ведомствам, участвует в торгах и по их итогам заключает госконтракты.
Уголовное дело о хищении
21 сентября 2021 года в отношении руководства «ПТС» возбудили уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК («Мошенничество»). Следователи посчитали, что компания похитила средства при исполнении шести госконтрактов, заключенных с Росгвардией. Обвинение предъявили генеральному директору предприятия Сергею Хану и коммерческому директору Тиграну Оганяну. По версии следствия, они завысили цену на товар в коммерческом предложении, а потом заключили госконтракты на поставку оборудования по этой стоимости. В результате руководство якобы похитило 108 млн руб.
Адвокат Юрий Ширинян рассказал, что компания-заказчик не обращалась с претензией к организации. Она провела внутреннюю проверку и выяснила, что цены в контрактах были завышены, а сразу после этого обратилась к правоохранителям. Размер предполагаемого хищения следователи определили за счет судебно-бухгалтерской экспертизы. Ее провели на основании неподписанного бланка расходных деклараций, эксперты не анализировали документы бухгалтерского учета предприятия, рассказал адвокат.
Ширинян отметил, что после этого «ПТС» провел несколько экспертиз. Согласно заключениям, ни по одному из госконтрактов прибыль исполнителя не была больше 20% от цены контракта. А значит, установленную норму выручки по гособоронзаказу фирма не превысила. Это подтвердили и специалисты экспертно-криминалистического центра МВД по Москве, где проверили дополнительную судебно-бухгалтерскую экспертизу. Согласно заключению, ни по одному из госконтрактов «ПТС» не получил прибыль 20%. Рентабельность по договорам составила от 15 до 17%.
По словам Шириняна, следователи «проигнорировали три независимые экспертизы и одну дополнительную, которую сами же назначили». Юрист отметил, что силовики по-прежнему усматривают факт хищения со стороны руководства компании. В июне было завершено предварительное следствие по уголовному делу. Его вместе с обвинительным заключением готовятся направить в прокуратуру, чтобы потом передать в суд.
Неединичная проблема
«ПТС» — не первая компания, которая столкнулась с подобной ситуацией. Таких случаев много, отметил заместитель председателя комитета по экономической политике Госдумы Михаил Делягин во время дискуссии в Совете Федерации на тему «Проблемы и риски для стабильной работы стратегически значимых предприятий РФ». Сенатор Елена Афанасьева отметила, что весной прошлого года они уже проводили похожее мероприятие. Тогда участники дискуссии говорили о других предприятиях. Подробную информацию о них передали в компетентные органы, отметила Афанасьева.
Член Совета при президенте по правам человека, адвокат Шота Горгадзе объяснил, что при наличии разногласий между коммерческими структурами заказчик обращается к исполнителю с претензией, например о стоимости товара. В таком случае исполнитель отвечает на претензию и обосновывает обозначенную цену продукции. Если сторонам не удается урегулировать спор, они обращаются в арбитражный суд. Для экономических споров действует трехлетний срок исковой давности.
Горгадзе отметил, что государственные заказчики идут по другому пути. Они не обращаются суд, а сразу пишут в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела по ст. 159 УК против контрагента. Заявление они объясняют тем, что у исполнителя был умысел на хищение государственных средств. Причем в этой ситуации заявитель не ограничен трехлетним сроком исковой давности.
Законодательно я бы запретил обращаться с заявлением о возбуждении уголовного дела, когда есть возможность решить вопрос в арбитражном процессе. То есть уголовное преследование в наших сегодняшних реалиях должно быть последним шагом, иначе мы не дадим добросовестным подрядчикам, тем компаниям, которые повышают обороноспособность страны, возможности работать.
Уголовное дело в отношении должностных лиц предприятия может привести к банкротству компании, продолжил зампред комитета по экономической политике Госдумы Артем Кирьянов. В первую очередь потому, что во время расследования производственный процесс может быть затруднен. Это негативно сказывается на рынке: фирма может не исполнить госконтракт. Поэтому Кирьянов назвал еще одну законодательную инициативу. По его мнению, к стратегически значимым предприятиям нельзя применять те меры, которые способны приостановить их деятельность. Например, арестовывать счета организации.