Процесс
24 августа 2023, 18:35

Контрабанда наркотиков на полтонны: следствие и приговор

Троих граждан Литвы и двух россиян заподозрили в создании преступной группы, которая занималась поставками в Россию крупных партий запрещенных веществ. По оценкам следователей, фигуранты дела перевезли из Эквадора 472 килограмма наркотиков. Как считают силовики, кокаин прятали в товарных контейнерах, которые поставляли в нашу страну. Обвиняемым грозило наказание вплоть до пожизненного. Но подсудимых оправдали и освободили из-под стражи в зале суда. Подробнее об этом деле в интервью K&P.Group рассказала Наталья Клишина, которая расследовала преступление.

Граждан Литвы Игориса Григаса, Эрнестаса Казлаускаса, Миндаугаса Корецаса, а также россиян Георгия и Ивана Радомировых обвиняли поставке запрещенных веществ в Россию и их сбыте. В пресс-службе Генеральной прокуратуры сообщали, что, по версии следствия, организатором преступного сообщества был Григас. Якобы он вовлек в незаконную деятельностью остальных участников. По оценке силовиков, злоумышленники совершили 6 поставок наркотиков из Эквадора общей массой более 472 кг. 

Это дело стало последним в карьере уже бывшего старшего следователя по особо важным делам Следственного департамента МВД Натальи Клишиной. В интервью с руководителем LegalTech practice, практики противодействия рейдерству K&P.Group Ириной Чеботаревой она рассказала про работу над делом. Видео опубликовано на YouTube-канале адвокатского бюро. 

Все началось с изъятия крупных партий наркотиков  в Санкт-Петербурге в 2009 году. Силовики начали «разрабатывать» группировки Санкт-Петербурга, которые могли быть причастны к контрабанде запрещенных средств. Но тогда преступление так и осталось нераскрытым. У правоохранителей не было доказательств против основных подозреваемых. Клишина поделилась, что в 2015 году они даже проводили обыски у обвиняемых, но этим все закончилось. Группировка, по словам бывшего следователя, «на некоторое время засела на дно», но в 2019 году вновь начала противоправную деятельность. Именно тогда некоторых участников банды удалось арестовать с поличным. 

С 2009 года по 2021 год я расследовала это дело. И только в 2019 году мне удалось наконец-то доказать причастность к конкретной группировке. Я направила это дело в суд и на следующий день написала рапорт на увольнение.

Наталья Клишина

Работа над этим делом была долгая и кропотливая, признается Клишина. Завершить расследование не было делом принципа, следователю скорее было интересно разобрать в том, кто стоит за крупными поставками наркотиков.

Как действовала группировка

Официальный представитель МВД России Ирина Волк рассказала, что группировка состояла из обособленных структурных подразделений. У каждого из них была своя функция. Одни занимались отправкой запрещенного товара, другие – извлекали наркотически из специально оборудованных тайников, третьи занималась последующим сбытом.

По данным МВД, фигуранты дела перевозили кокаин в контейнерах, которые следовали с коммерческим и торговым грузом в Россию. Товар доставляли морским транспортом в порты Санкт-Петербурга.

Соучастники, находящиеся на территории Республики Эквадор, использовали два способа сокрытия наркотического средства от таможенного контроля. Брикеты с кокаином либо прятали в технических полостях контейнера до его загрузки товаром, либо помещали в контейнер вместе с упакованными фруктами.

Ирина Волк

По словам Волк, наименования контейнера и судна, на котором планировалась доставка партии кокаина участники согласовывали заранее, еще до отправки груза. Участники банды разработали систему конспирации, это позволяло избежать разоблачения со стороны силовиков. Так, предполагаемому главе преступного сообщества не был разрешен въезд на территорию России. Поэтому он сменил имя и фамилию, чтобы незаконно пересечь границу. Это было необходимо, чтобы лично контролировать незаконную деятельность сообщества, уверены силовики. 

Чтобы доказать причастность конкретных лиц к преступлению, следователи допросили более 230 свидетелей, провели свыше 50 обысков и 150 экспертиз. В итоге уголовное дело вошло 270 томов. В июле 2021-го заместитель Генерального прокурора утвердил обвинительное заключение по делу. После чего надзорное ведомство ходатайствовало в Верховный суд об изменении территориальной подсудности. Обвинение считало, что есть обстоятельства, которые могут поставить под сомнение объективность и беспристрастность суда при принятии решения (подп. «в» п. 2 ч. 1 ст. 35 УПК). ВС удовлетворил ходатайство, позже апелляционная коллегия поддержала это решение. Поэтому дело рассмотрел не Санкт-Петербургский городской суд, а Мосгорсуд. 

Оправдательный приговор

По вменяемым статьям обвиняемым грозило наказание вплоть до пожизненного. 16 августа Московский городской суд огласил приговор по делу № 2-0006/2023. Его текст готовится к публикации, документ не размещен в карточке дела. Как сообщают «Ведомости», судья Мосгорсуда Елена Поспелова вынесла оправдательный приговор. Такое решение она приняла на основании вердикта присяжных  заседателей. Они пришли к выводу, что в плане создания преступного сообщества отсутствовало событие преступления. По поводу поставок наркотиков присяжные посчитали, что обвинение не смогло доказать причастность к ним подсудимых. В беседе с изданием бывший начальник отдела антинаркотического управления Следственного департамента МВД Сергей Пелих предположил, что обвинение не подготовили для оценки присяжными. По его словам, «это отдельное искусство», собрать доказательства таким образом, чтобы версия обвинения выглядела убедительно для обычных граждан. 

В итоге четырех обвиняемых оправдали. Предполагаемого организатора преступного сообщества признали виновным только в нескольких эпизодах пересечения госграницы. Его приговорили к 5,5 годам колонии. Суд зачел ему срок нахождения в СИЗО, поэтому всех пятерых подсудимых освободили из-под стражи в зале суда. Приговор пока не вступил в законную силу и обвинение может его обжаловать. Если же стороны не подадут апелляционные жалобы или приговор устоит в вышестоящей инстанции, то у фигуранты дела смогут взыскать компенсацию за незаконное уголовное преследование.