Поворот на «восток» и выбор арбитра
Образовательная часть мероприятий стартовала с делового завтрака, где эксперты обсудили актуальные вызовы международного арбитража. Поскольку санкции в отношении России по-прежнему действуют, остается востребованным вопрос выбора подходящего арбитража. В прошлом году в этой части наметился тренд переездов споров на «Восток». Сам по себе перенос спора в одну из «восточных» стран не всегда снимает проблему применения к спору «западных» санкций, отмечает Денис Алмакаев, партнер, глава практики международных споров . Из-за этого российским сторонам приходится рассматривать те опции, которые раньше казались совсем уж экзотическими: начиная от исламского права и заканчивая римским, объясняет эксперт.
Одна из проблем переноса споров на «Восток» — это тот факт, что английское или иное «санкционное» право по-прежнему остается приоритетным выбором для российского бизнеса, даже несмотря на наличие в нем санкционного элемента.
Помимо юристов на мероприятии выступили представители самих арбитражных институтов. Vivek Neelakanta, представитель Singapore International Arbitration Centre (SIAC) (deputy Registrar) поделился, что был рад выступить на подобном мероприятии. Эксперт рассказал о развитии SIAC за последние три десятилетия и отметил, что их центр продолжит удовлетворять потребности своих пользователей со всего мира.
О проблемах бизнеса при рассмотрении споров в арбитраже рассказал Даниил Петрух, старший юрист, лидер практики международного арбитража «СИБУР». Он выделил два типа трудностей. Первые связаны с «процедурными механиками» ведения дел — поиском юристов, оплатой сборов и выбором арбитров. По этой части те или иные подходы к работе выработаны, сказал эксперт. А вот со второй группой сложностей, касающейся рассмотрения дел по существу и исколнения решений, все сложнее: «Здесь вопросов гораздо больше чем ответов», — заметил Петрух.
Про составляющие привлекательности арбитражных центров в международных отношениях говорил Владимир Мельников, партнер . Эксперт подчеркнул, что здесь особую роль играет локальная судебная система, которая поддерживает арбитраж в соответствующей юрисдикции. «Без стабильной и предсказуемой позитивной правоприменительной практики, без наличия у локальных судов должного инструментария, обеспечивающего соблюдения сторонами условий арбитражного соглашения, арбитражному институту сложно будет занять лидирующие позиции», — считает юрист.
Еще один обострившийся вопрос в сфере арбитража — выбор арбитров для разрешения споров. Такую возможность всегда выделяют среди преимуществ арбитража над госсудом, заметил Эдуард Бекещенко, партнер . При этом независимость арбитра и его способность непредвзято рассматривать споры с участием российских лиц сейчас стали особенно важными, обратил внимание эксперт. Знания о конкретных арбитрах, собранные за многие годы могут быть неактуальны. Перед выбором кандидатуры нужно обязательно проверить позицию арбитра в отношении страны клиента, поскольку она могла кардинально измениться в 2022-м, подчеркнул Бекещенко. Еще юрист рассказал: надо учитывать риск того, что мнение арбитра от российской стороны другие могут игнорировать. «Поэтому для формирования панели сейчас очень важен авторитет номинируемого арбитра и его способность быть услышанным», — заключил Бекещенко.
Банковское сопровождение и поддержка ТПП
После делового завтрака прошла сессия, посвященная новой мировой экономике. На ней эксперты обсудили, какие механизмы для ведения бизнеса может предложить Турция, как применять банковское сопровождение при реализации международных инвестиционных проектов, а также затронули валютное регулирование. О банковском сопровождении при реализации международных инвестиционных проектов рассказал Олег Мельников, исполнительный вице-президент Газпромбанка. Эксперт объяснил, что это современная цифровая экосистема для управления инвестиционными проектами. Мельников рассказал о преимуществах применения этого механизма. Среди них контроль целевого и эффективного использования инвестиций, обособление инвестиционного потока от прочей деятельности, оптимизация финансирования исходя из реальной потребности, проверка деловой репутации контрагентов, а также цифровизация
закупочной деятельности и анализ ценообразования.
Финансирование международных инвестиционных проектов — важнейшее условие успешности бизнеса в его внешнеэкономической деятельности.
О примере международного взаимодействия в энергетической сфере рассказал Александр Воронков, региональный вице-президент и директор регионального центра «Росатом - Ближний Восток и Северная Африка». В частности эксперт говорил о сооружении первой в Турции атомной станции АЭС «Аккую». Этим занимается госкорпорация «Росатом». Он отметил, что впервые в мире проект строительства АЭС реализуют на основе организационно-экономической модели BOO (строй-владей-эксплуатируй). В соответствии с ней создали проектную компанию АО АККУЮ НУКЛЕАР. Она отвечает за проектирование, строительство, обслуживание, эксплуатацию и вывод из нее будущей станции.
Благодаря проекту «Аккую» у нас сложились партнерские отношения с множеством турецких компаний – наших поставщиков, и есть серьезный потенциал развития взаимовыгодного сотрудничества с турецкими партнерами по другим направлениям
Про работу представительства Торгово-промышленной палат (ТПП) РФ в Турции рассказал Владимир Эммер, представитель ТПП России в Турции. Он объяснил, что основные направления их деятельности это:
- поиск и проверка благонадежности контрагентов,
- консультации по логистике, финансовым расчетам,
- подбор посредников и полезных контактов.
Эммер рассказал, что в Турции нет аналогов сайтов Федресурс и СПАРК, а еще — очень строгое законодательство по защите персональных данных. Он обратил внимание, что экономика страны переживает не лучшие времена. Это одновременно создает для российских компаний возможности и порождает риски. Потому отечественный бизнес должен детально выверять свои шаги как в части выхода на турецкий рынок с созданием юрлица, так и в рамках поиска местных импортеров, отметил Эммер. «Российские участники внешнеэкономической деятельности должны тщательно проверять контрагентов перед заключением контрактов, а также учитывать национальные этнопсихологические особенности турецких бизнесменов», — рекомендовал эксперт. Эммер подчеркнул, что ТПП и ее представительство в Турции готовы содействовать максимально комфортному взаимодействию с деловыми кругами этого государства.
Трансграничное банкротство и споры из-за ухода производителей ПО
Завершающую сессию посвятили перестройке международной правовой системы. Эксперты обсуждали изменения судебной практики в различных сферах. Про споры в арбитраже с участием российских компаний рассказал Антон Мальцев, партнер . Эксперт отметил, что сейчас в арбитраже требуют, в том числе, возместить ущерб и взыскать долг.
Арбитраж был и будет оставаться популярным для рассмотрения дел с участием российских лиц.
О субсидиарной ответственности говорил Юрий Махонин, партнер . Со ссылкой на статистику Федресурса эксперт отметил, что в последние годы продолжает расти число споров о субсидиарке, где к ответственности привлекаются контролирующие должника лица. Махонин обратил внимание на проблемы с признанием и исполнением за границей отечественных судебных решений о наложении субсидиарной ответственности.
Мы не знаем примеров признания российских судебных решений, налагающих субсидиарную ответственность на иностранных лиц. Но есть несколько случаев, когда российские граждане привлекаются к ответственности иностранными судами.
Про то, как суды оценивают недобросовестность контрагента на фоне санкций рассказала Татьяна Бордачева, советник . Она отметила, что ст. 10 ГК о недобросовестности применяют в спорах, касающихся обеспечительных мер, интеллектуальной собственности, банкротства и в коммерческой сфере. Эксперт обратила внимание на то, что в практике сформировалось два подхода. Согласно первому, если лицо связано со страной из списка «недружественных», его действия могут толковать как недобросовестное поведение. Например, в деле № А40-89740/2017 суд исключил требования американской компании из реестра требований кредиторов (РТК), со ссылкой на ст. 10 ГК и местонахождение бенефициаров кредитора в «недружественной» стране. Суд расценил пребывание требований этой фирмы в РТК при таких обстоятельствах как злоупотребление правом.
В соответствии же со второй позицией, напротив, отношение лица к «недружественному» государству не означает, что оно ведет себя недобросовестно. Например, в деле № А27-9400/2019 тоже стоял вопрос об исключении из РТК кредитора, в котором 50,01% доли было у компании учрежденной шведской фирмой. Кассационный суд отметил: «Сам по себе факт наличия у кредитора бенефициара, являющегося резидентом государства, относящегося к группе недружественных Российской Федерации стран, не является безусловным основанием для отказа данному лицу в защите права на судебную защиту, при этом фактов злоупотребления правом со стороны кредитора судами не установлено».
На мой взгляд, сессия «Международная правовая система: перестройка» получилась одной из самых интересных на ISTAW, прежде всего, потому, что докладчики не избегали острых тем — от санкций до изменения климата.
Про трансграничное банкротство рассказал Алексей Дудко, старший партнер, глава практики разрешения споров и расследований . Он обратил внимание на спор, где в прошлом году АС Челябинской области впервые признал иностранную компанию банкротом в России и начал процедуру продажи активов зарегистрированной на острове Невис Pandora consulting LC (дело № А76-31539/2021). За следующие десять месяцев вышестоящие инстанции последовательно подтвердили возможность банкротства иностранного юридического лица по российским правилам. В марте точку в том деле поставил Верховный суд, который отказался передавать жалобу иностранной компании на рассмотрение, согласившись таким образом с выводами нижестоящих судов.
Про долгосрочные контракты говорил Федор Вячеславов, партнер, адвокат . Он объяснил, что такие договоры должны исполняться в течение определенного периода времени и обычно предполагают сложность сделки и постоянные отношения между сторонами. Вячеславов обратил внимание на проблему исчезновения ценового индикатора. Эксперт рассказал, что иногда контрагенты используют это в недобросовестных целях. А именно, чтобы расторгнуть контракт и затем установить новую, более высокую стоимость. При этом такое исчезновение любого ценового индикатора само по себе не значит, что нельзя исполнить контракт. В подобной ситуации есть два пути: предложить скорректировать сделку в соответствии с переменами или же подать иск о расторжении или изменении договора из-за существенного изменения обстоятельств.
О бизнес-рисках из-за ухода производителей программного обеспечения (ПО) с российского рынка рассказал Артур Зурабян, партнер, адвокат, руководитель практики разрешения споров и международного арбитража . Эксперт объяснил, что конечные пользователи наперед оплачивают программное обеспечение. Когда им перестали поставлять ПО из-за ухода производителей из РФ, то встал вопрос о возврате предоплаты за программы. При этом какой-либо связи с вендором ПО у конечных пользователей нет. Зурабян рассказал, что в спорах между ними и поставщиками (компании, которые поставляют ПО от производителя к пользователю) нет единообразной практики. Иногда суды приходят к выводу, что раз пользователи заплатили за неработающее по факту ПО, то надо взыскать деньги. Есть и иная практика, когда суды отказывают в исках, поскольку ответственность за работу ПО несет производитель.