Практика
2 октября 2024, 9:15

Cуд в Турции: зачем бизнес выбирает Стамбульский арбитражный центр

Российский бизнес все чаще обращает внимание на восточные арбитражные центры и один из них — Стамбульский. Помимо удобного расположения, юристы отмечают нейтральность суда, низкую стоимость сбора и простоту оплаты. Из минусов: специальный залог для иностранцев, включение центра в worth closer look и отсутствие практики признания решений Стамбульского арбитража.

Стамбульский арбитражный центр (ISTAC) работает в Турции с 2015 года, разрешая как международные, так и внутренние споры. Из-за своего расположения он стал удобным местом для урегулирования дел между странами Европы, Азии и Ближнего Востока. Местный кодекс международного арбитража разработан в соответствии с типовым законом ЮНСИТРАЛ, а исполнение решений обеспечивается Нью-Йоркской конвенцией. «Это делает регулирование более или менее предсказуемым и понятным консультантам, в том числе российским», — отмечает юрист практики международного коммерческого арбитража АБ «КИАП» Анастасия Рябова. 

Президент ISTAC Зия Акинчи рассказывал, что центр полностью независим от государства, а в состав арбитров входят известные на международном уровне юристы. При этом арбитражный центр только администрирует спор, но не участвует в его непосредственном рассмотрении и не вмешивается в результаты разбирательства (подробнее — в репортаже «Выбор арбитра и трансграничное банкротство: что обсудили на Istanbul Arbitration Week»).

Тем не менее стоит учитывать, что ISTAC все же пользуется огромной поддержкой со стороны государства, обращает внимание старший юрист практики международных споров LEVEL Legal Services Эллина Изоткина. Например, именно турецкое правительство активно продвигало свой арбитражный центр как место разрешения споров с участием иностранных инвесторов. А в июне 2017 года президент Турции опубликовал сообщение, содержавшее рекомендации государственным предприятиям и органам местного самоуправления включать оговорку о разрешении споров в ISTAC. Центр также ведет активную деятельность, подписывая различные соглашения о сотрудничестве с другими арбитражными учреждениями и проводя научные семинары, делится юрист коллегии адвокатов  «Монастырский, Зюба, Степанов & Партнеры» Марина Кулидоброва. «Поэтому в ближайшее время популярность ISTAC может вырасти», — полагает эксперт. 

За последнее время внимание российского бизнеса к ISTAC выросло. Об этом свидетельствует и интерес клиентов к тому, чтобы включить арбитражную оговорку в его пользу, и частота упоминаний и присутствия ISTAC на конференциях по арбитражу.

Ростислав Кац, ведущий юрист практики международного коммерческого арбитража АБ КИАП

Правила

Правила ISTAC во многом похожи на регламент международной торговой палаты, и это очевидный плюс как для сторон, так и для представителей. Регламент включает в себя передовые процессуальные механизмы и инструменты, необходимые для разрешения споров:

возможность участвовать в заседании и подавать заявление онлайн;процедура «ускоренного арбитражного разбирательства» для споров с суммой менее 3 млн турецких лир; услуги «чрезвычайного арбитра», с помощью которого решение выносится в течение семи дней с момента его назначения;возможность выбрать место арбитражного разбирательства;обеспечительные меры, которые может накладывать состав арбитража, — за ними стороны могут обратиться и в государственный суд;возможность самостоятельно определить процедуру выбора председательствующего арбитра.

Три причины идти в ISTAC

В первую очередь адвокат «Монастырский, Зюба, Степанов & Партнеры» Леонид Прохоров советует обращаться в ISTAC в тех случаях, когда есть необходимость выбора Турции в качестве места арбитражного разбирательства. Поскольку страна по умолчанию нейтральна для российских компаний, это делает разрешение споров для них более эффективным. Центр будет хорошим выбором и для некрупных дел, если его участники захотят обеспечить нейтральность в глазах российских судов из-за риска применения «закона Лугового», считает Кац. Эта норма позволяет лицам и компаниям под санкциями переносить свои судебные разбирательства в Россию и запрашивать у российских судов запрет на возбуждение или продолжение параллельных судебных процессов за рубежом (ст. 248.1 и 248.2 АПК). «Но нужно учитывать, что на практике этот риск не всегда исключается обращением в арбитражный институт, расположенный в нейтральной стране», — предупреждает эксперт.

ISTAC стоит рассмотреть как вторую альтернативную ступень в каскадной арбитражной оговорке на случай, если передать спор в более привычный арбитраж — ICC, SCC и другие — окажется невозможно.

Анастасия Рябова, юрист практики международного коммерческого арбитража АБ «КИАП»

Отдельно эксперты отмечают выгодность разбирательства из-за сравнительно низких гонораров арбитров и административных расходов. Нет и ограничений на проведение платежей в адрес ISTAC для российской стороны, тогда как для оплаты услуг других центров приходится выстраивать двойные и тройные цепочки или получать соответствующие лицензии, что до сих пор становится моральным препятствием для некоторых консультантов и их доверителей, делится Изоткина. 

Сравнение расходов на арбитражISTAC (Стамбул)LCIA (Лондон)SIAC (Сингапур)HKIAC (Гонконг)Арбитражный сбор16 EUR2250 EUR1365 EUR945 EURАдминистративные расходы8000 EUR17 000 EUR9200 EUR9500 EUR

Стамбульский центр может быть интересен российским компаниям, в частности, из-за логистики, поскольку в условиях массовых санкций ограничена свобода и доступность передвижений, считает Изоткина. По мнению эксперта, в качестве центра для разрешения споров выиграет направление, которое предложит сторонам соразмерные административные сборы и гонорары арбитров, логистическую доступность и некую гарантию международного признания арбитражных решений и качества их содержания.

Минусы ISTAC

ISTAC рассматривает не все виды дел, поскольку по общему правилу в Турции стороны могут выбирать арбитраж только по вопросам, по которым они имеют право заключать договоры. Например, споры, связанные с правами на недвижимое имущество, расположенное в Турции, считаются неарбитрабельными. Еще турецкие специалисты отмечают несистемность местных судов в вопросах содействия арбитражу. Сохраняется и требование о специальном депозите (залоге) для иностранцев при обращении в местные государственные суды, например, по спорам, связанным с международным арбитражем.

Отдельно стоит вопрос о том, насколько российские компании готовы доверить турецким государственным судам вопросы отмены арбитражных решений, вынесенных ISTAC. До недавнего времени турецкие суды занимали достаточно консервативный подход и не придерживались проарбитражного подхода, рассказывает Изоткина. Публичный порядок имеет огромное значение для местных судов на уровне этики турецкой правовой системы и позволяет отказаться от исполнения иностранного судебного акта, в том числе от решений ISTAC, обращает внимание эксперт. 

Кац считает, что из-за молодости ISTAC и невысоких ставок часть арбитров может отказаться участвовать в рассмотрении спора. Нет и международной статистики о признании решений Стамбульского центра. Но Изоткина советует не забывать, что Турция — участник Нью-Йоркской конвенции, а это в теории позволяет говорить о повсеместном признании и приведении в исполнение принятых в ISTAC арбитражных решений.

Отсутствие практики приведения решений ISTAC в исполнение может свидетельствовать лишь о том, что российский бизнес пока обращается чаще к другим арбитражным институтам и выбирает проверенные, пускай и не всегда нейтральные, арбитражные локации.

Эллина Изоткина, старший юрист практики международных споров LEVEL Legal Services

Главный минус ISTAC — он входит в список арбитражных центров из перечня worth closer look, а не в white list, согласно Guide to Regional Arbitration за 2023 год. Руководство предоставляет списки арбитражей с объяснением, какие из них уже стоит использовать (white list), а к каким еще нужно присмотреться (worth closer look). Прохоров считает, что включение ISTAC во второй перечень может вызвать недоверие со стороны государственных судов Западной Европы, Гонконга, Сингапура и других проарбитражных юрисдикций, если решения составов Стамбульского центра будут признаваться и приводиться в исполнение на территории этих государств. Более того, если стороны выберут рассмотрение спора не в Турции, а в какой-либо иной юрисдикции, есть риск отмены решения по месту арбитражного разбирательства, предупреждает адвокат. 

Плюсы и минусы ISTAC

➕ Нейтральная юрисдикция для российского бизнеса.

➕ Низкие расходы на арбитров и пошлины.

➕ Удобное расположение.

➖ Молодость арбитража.

➖ Отсутствие статистики признания решений.

➖ Возможность отмены решения в публичном порядке.

➖ Входит в список арбитражных центров из списка worth closer look.

О росте доверия к ISTAC говорит ежегодно увеличивающееся количество рассматриваемых дел, считает Изоткина. В 2018 году ISTAC рассмотрел 14 дел, а в 2022-м — 130. Если посмотреть на виды споров, рассматриваемых в центре в 2021 году, то первые четыре категории составляют информационные технологии (24%), договоры купли-продажи (18%), энергетика (13%) и строительство (12%). 70% споров в 2021 году составили внутренние споры, 30% — международные. 

Юристы советуют принимать решение об обращении в ISTAC на основании конкретных нужд и стратегических целях бизнеса, а также на детальном анализе всех плюсов и минусов этого центра в контексте российско-турецких отношений и динамики международного арбитража.