Юристы объяснили, почему мораторий не спасает бизнес от проверок
В марте 2022 года правительство ввело мораторий на внеплановые проверки бизнеса. Их разрешили проводить только при прямой угрозе, или из-за уже причиненного вреда жизни и здоровью граждан либо безопасности государства, или из-за возникновения чрезвычайных ситуаций. Срок для исполнения предписаний контролеров продлили на 90 дней, а контролирующих лиц проверяемых компаний запретили привлекать к ответственности без проверки. Еще проверку госконтроля разрешили заменять на профилактический визит. По просьбе предпринимателей инспекторы могут давать консультации по вопросам соблюдения обязательных требований. Выдавать предписания в такой ситуации нельзя, но если визитер найдет для этого явные причины, то будет вправе начать проверку.
Накануне в правительстве отчитались о снижении с 2019 года числа проверок бизнеса в пять раз, а в Минэкономразвития поделились, что бизнес сэкономил 80 млрд руб. благодаря мораторию. Срок этого послабления для бизнеса заканчивается уже в декабре, но президент предложил продлить мораторий и на 2024 год.
Несмотря на ограничение внеплановых проверок, некоторые ведомства все же ищут способы расширить свои полномочия в обход моратория. Например, Минтруд планирует дополнить перечень индикаторов для проверки бизнеса на предмет нарушений Трудового кодекса. Например, добавить в него пункт о невыплате зарплаты. В Национальном антикоррупционном комитете настаивают на снятии моратория, который не дает полноценно контролировать соблюдение миграционного законодательства, а в Федерации независимых профсоюзов России уверены: мораторий ухудшил состояние безопасности на рабочих местах и снизил мотивацию руководителей к улучшению условий работы сотрудников.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов приводил тревожную статистику, из которой следовал вывод: контрольные органы перешли от проверок к возбуждению в отношении бизнесменов уголовных дел. Например, дел о мошенничестве (ст. 159 УК) в 2023 году стало на 23% больше. При этом они составляют уже почти половину (48%) от всех находящихся в производстве. Чаще всего правоохранители приостанавливают эти дела, так как не могут найти фигурантов (137 000 из 138 500 дел).
Обратная сторона моратория
Мораторий продлили, и надзорные органы стали реже внепланово проверять бизнес, соглашается Руслан Петручак, советник практики разрешения споров и банкротства BGP Litigation Но по факту вместо проверок проводят профилактические визиты, от которых нельзя защититься, делится юрист. А еще важно не забывать, что налоговиков и прокуроров никто не ограничивал в проверках, напоминает Петручак.
Нужно учитывать, что мораторий не касается налогового контроля и прокурорского надзора.
В результате, говорит эксперт, на практике происходит следующее: уполномоченный госорган собирает материалы из-за правонарушения и направляет их в прокуратуру. Надзорный орган, в свою очередь, проверяет компанию или предпринимателя. Мораторий — это не запрет на проведение контрольных мероприятий как таковой, подтверждает Владислав Варшавский, управляющий партнер Варшавский и партнеры Поэтому государство действительно может утверждать о значительном снижении контроля. Но в количественном значении, особенно в некоторых отраслях, это может быть и не очень заметно, говорит эксперт. Варшавский соглашается с коллегой в том, что мораторий не спасает бизнес от внимания властей.
Возможность для проведения внеплановых проверок обширна.
И если часто внеплановую проверку можно провести только при условии согласования с прокуратурой, то есть ситуации, когда такое согласование не требуется. Например, когда прокурор направляет требование в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, напоминает Варшавский. И если до введения моратория предприниматели могли ознакомиться с планом проверок, найти там себя и подготовиться к проверке, то при внеплановых мероприятиях эта возможность сильно ограничена, подытожил эксперт.
Петручак обращает внимание на отмену нормы, которая позволяла надзорным органам выдавать предписания, только когда есть угроза. «Теперь предписания снова выдаются при любых нарушениях, даже незначительных», — констатировал юрист. Наличие моратория — это послабление для бизнеса, соглашается Петручак, но подчеркивает: у моратория есть и обратная сторона. «Возникают проблемы, например со стороны Федеральной антимонопольной службы, или в ограничениях выбора способов и мер реагирования», — заключил эксперт.