Санкции
15 марта 2024, 11:03

Брокер заблокировал деньги и акции: можно ли с этим что-то сделать

В конце прошлого года клиенты брокеров начали жаловаться на блокировку активов. У одних замораживали деньги в иностранной валюте, у других просто списывали суммы в минус, третьи потеряли доступ к акциям иностранных компаний. Проблемы начались после того, как СПБ Биржа подпала под блокирующие санкции Минфина США. Разобрались, насколько высоки шансы инвесторов при обращении в суд, как на ситуацию повлияли санкции против «СПБ Банка» и поможет ли инвесторам механизм обмена активами.

СПБ Биржа — одна из двух крупнейших фондовых бирж в стране, наряду с Московской биржей. Основной специализацией Санкт-Петербургской биржи была торговля иностранными ценными бумагами. С ее помощью российские инвесторы приобретали ценные бумаги Apple, Microsoft, Google и других крупнейших американских корпораций через своих брокеров.

С ноября 2023-го СПБ Биржа оказалась в SDN-листе американского Минфина. Этот вариант санкций обычно называется блокирующим, он наиболее жесткий из всех, потому что запрещает гражданам и компаниям из США вести любые дела с попавшими в этот список компаниями или лицами. В конце февраля 2024-го в этом списке оказался и «СПБ Банк» — расчетный депозитарий биржи.

Еще после ноябрьских санкций клиенты многих брокеров, работающих с биржей, пожаловались на блокировки их активов (подробнее об этом — в конце текста). Разбираемся, какие сейчас есть варианты разблокировки активов через Управление по контролю над иностранными активами США (OFAC).

Дополнительные сложности

Попадание «СПБ Банка» в SDN-лист еще сильнее осложняет перспективы разблокировки активов клиентов, отмечает советник практики разрешения споров Тomashevskaya & Partners Денис Крауялис. У банка была стратегия по разблокировке активов — вывести «СПБ Банк» из-под контроля СПБ Биржи, уменьшив долю биржи в уставном капитале, продлить срок лицензии OFAC и получить специальную лицензию OFAC, объясняет юрист. После блокирующих санкций в отношении «СПБ Банка» эта стратегия стала неактуальной. «Работа по «СПБ Банку» и бирже все также ведется, однако активы пока что заморожены», — комментировал он в конце февраля.

Несмотря на санкционный статус банка, биржа и индивидуальные лица все еще могут пытаться получить лицензию OFAC на конкретные транзакции, связанные с выводом из-под блокировки неподсанкционных инвесторов, отмечает старший партнер VERBA Legal Татьяна Невеева. OFAC практически не ограничено в компетенциях и может выдавать лицензии на операции любого вида, объясняет эксперт. «Положительный результат будет вероятнее, если вовлечь в транзакцию американское лицо. Например, им может быть потенциальный покупатель замороженных активов, который и выступит в качестве заявителя. В таких случаях обычно шансы на успех в OFAC увеличиваются», — подчеркивает Невеева.

Инвесторам действительно стоит рассмотреть идею получения индивидуальной лицензии OFAC, соглашается Крауялис. «Как показывает практика разблокировки активов, застрявших между Национальным расчетным депозитарием и Euroclear, индивидуальные лицензии принимают легче и исполняют эффективнее, поскольку вопрос разрешается для отдельного инвестора», — объясняет юрист.

Механизм обмена активами

11 марта СПБ Биржа выпустила заявление, в котором подтвердила отказ от предыдущей схемы возврата активов клиентам. Вместо этого биржа сосредоточится на использовании российского механизма обмена активов, разработанного и одобренного в конце 2023-го, но до сих пор не реализованного. «„СПБ Банк” обсуждает с уполномоченными госорганами включение в подобную процедуру обмена и иностранных ценных бумаг, заблокированных после введения санкций в отношении СПБ Биржи», — говорится в сообщении биржи.

В соответствии с президентским указом и правилами регулятора, участвовать в обмене смогут розничные инвесторы с объемом портфеля до 100 000 руб. Суть обмена такова: иностранцы, у которых на счетах типа «С» есть рубли, могут предложить их российским владельцам иностранных активов, заблокированных в других юрисдикциях. 

Пока не совсем понятно, как эта схема будет работать на другом конце — в Европе или США, где застряли активы. Согласно разъяснениям ЦБ, торги могут начаться после того, как правкомиссия утвердит правила и условия их проведения. Такие нормы были утверждены лишь 11 марта: теперь на сайте «Инвестиционной палаты» доступен список выкупаемых ценных бумаг. Россияне смогут обменять активы до 100 000 руб., а сбор заявок откроется 25 марта. Минфин ожидает, что расчеты по сделкам должны завершиться до 1 сентября.

Пока этот механизм не распространяется на владельцев активов, заблокированных из-за ноябрьских санкций против СПБ Биржи. Но в Минфине уже подтвердили, что этот порядок в будущем могут распространить и на таких инвесторов. «Должен быть выпущен новый указ. Должны быть сделаны соответствующие изменения в президентском указе. Но мы хотели посмотреть, как на практике все это заработает. Но так, конечно, справедливо, чтобы и те акции, которые были заблокированы на СПБ Бирже, тоже попали», — приводит «РБК Инвестиции» слова замминистра финансов Ивана Чебескова.

При этом еще в январе директор департамента инвестиционных финансовых посредников ЦБ Ольга Шишлянникова подчеркнула: денег на счетах типа «С», вероятно, не хватит, чтобы покрыть потребности всех инвесторов.

Перспективы судебных исков

Из-за блокировки активов инвесторы уже обращаются в суд. 5 декабря частный инвестор Константин Смирнов обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к СПБ Бирже и брокерской компании «Брокеркредитсервис» (дело № А45-36473/2023). Истец заявлял о намерении добиваться не разблокировки активов, а возмещения убытков, возникших из-за ограничений на распоряжение ценными бумагами. С таким же иском позднее обратился еще один истец (дело № А45-38854/2023).

В конце января первый иск передали на рассмотрение в АСГМ, который его еще не зарегистрировал. Второй пока рассматривается в Новосибирской области.

В таком судебном споре инвестор должен доказать, что брокер не исполнил свои обязанности, которые привели к возникновению у инвестора ущерба. «Не вдаваясь в условия отдельных договоров на брокерское обслуживание, отметим, что практически такие договоры содержат обязанность брокера исполнить поручение клиента», — отмечает советник Denuo  Михаил Бычихин. Далее суду необходимо оценить потенциальные основания для освобождения от ответственности, например были ли обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор), физическая или юридическая невозможность исполнить обязательств или другие основания.

Договор брокерского обслуживания заключается с брокером. Поскольку последний не исполняет поручение клиента и не возвращает иностранную валюту путем блокировки денег на счете клиента, то надлежащим ответчиком будет брокер, уверен юрист адвокатского бюро S&K Вертикаль Иван Алямкин. «Клиенты — не сторона договора с СПБ Биржей. Они могут попытаться предъявить иск на положениях обязательств из причинения вреда (гл. 59 ГК). Однако предмет доказывания по таким делам будет иным в связи с отсутствием договора», — продолжает Бычихин.

При этом суд с брокером может быть осложнен тем, что договоры присоединения, которые с ним заключает клиент, содержат множество нюансов.

Поскольку изначально документацию готовят брокеры, то они закладывают огромное количество оговорок, ограничивающих их ответственность. В их числе разного рода предупреждения, декларации о рисках и тому подобные бумаги, которые подписывает частный инвестор. В результате суды занимают сторону брокеров, а не розничных инвесторов.

Денис Крауялис

Но ситуацию можно и нужно пытаться переломить, чтобы каждый спор решался максимально индивидуально, уверен юрист.

В спорной ситуации слабость позиции инвесторов заключается в том, что сейчас у них нет понимания, почему заблокированы их активы. Документы им тоже никто не показывает. «Позиция может быть скорректирована по мере получения ими документов, например по запросу суда. Необходимо занимать проактивную позицию и формировать доказательственную базу, так как пока, объективно, инвестор ничем не располагает», — советует Крауялис.

Алямкин оценивает шансы на победу при обращении инвесторов в суд как низкие. «Полагаю, что в исках будет отказано, так как в действиях брокера и биржи отсутствует вина: блокировка денег вызвана наложением санкций», — считает юрист. Если же дело дойдет до обращения в суд, юрист рекомендует использовать модель группового иска, что позволит клиентам скоординировать действия и привлечь внимание к проблеме.

Гипотетически инвестор может подать иск о признании недействительными договоров поручения на покупку ценных бумаг эмитентов из дружественных государств, поскольку СПБ Биржа обманывала, когда заявляла, что торговля ценными бумагами с листингом в Гонконге безопасна и нивелирует риски блокировки активов из-за санкций, продолжает Бычихин. «Однако такой сценарий видится нам нереалистичным и еще более трудно доказуемым, чем взыскание убытков», — предупреждает он.

Хронология событий

2 ноября 2023 года Минфин США включил СПБ Биржу в SDN-лист. Генеральная лицензия OFAC обязывает контрагентов прекратить отношения с СПБ Биржей и выйти из ее ценных бумаг до 31 января 2024 года.

В начале декабря клиенты брокерских сервисов начали жаловаться на блокировку денег. Например, в распоряжении редакции оказалась направленное в адрес Центробанка заявление одного из них о проведении проверки в отношении биржи и брокера «Финам». Клиент жаловался, что брокер заблокировал больше $5000 на его счету. На требование клиента о разблокировке денег клиентская поддержка «Финама» сообщила: «Под блокировку попали клиенты, которые продавали на СПБ бирже с 1 марта 2023 года». При этом заявитель утверждал, что после введения санкций не проводил сделок с ценными бумагами иностранных эмитентов, а американскую валюту приобретал на Мосбирже.

Проблема с блокировкой активов носила массовый характер. Baza писала, что списания и блокировки денег на брокерских счетах начались 30 ноября — спустя почти месяц после введения санкций. Телеграм-канал приводил ответ ЦБ, позиция которого заключается в следующем: биржа не несет ответственности за неисполнение обязательств, если иностранные вышестоящие депозитарии ограничили операции из-за санкций.

Пресс-служба СПБ Биржи подтверждала: со 2 ноября иностранная валюта, которая находилась на клиентских счетах в расчетно-клиринговой инфраструктуре биржи, стала недоступна для перевода или вывода и заключения сделок, независимо от того, когда она на эти счета была заведена. Это связано с тем, что после введения санкций в отношении СПБ Биржи иностранные контрагенты, в том числе международные расчетные депозитарии, прекратили обработку любых поручений на операции с иностранными ценными бумагами и иностранной валютой.