Арест, нападение и лишение статуса: итоги года для адвокатов
В феврале 2023 года в Минюст подготовил законопроект о поправках к закону об адвокатской деятельности. 12 апреля Госдума приняла его в первом чтении. Документ предлагает несколько новшеств:
создание единого реестра адвокатов;ужесточение требований к образованию претендентов на роль адвокатов;введение нового основания для лишения статуса;уточнение требований к адвокатскому запросу.Нововведения обсуждались в профессиональном сообществе последние несколько лет, рассказывает Даниил Горьков, юрист Criminal Defense Firm Повышение требований к уровню образования адвокатов, по мнению эксперта, вызывает вопросы. Претенденты на статус должны отучиться на бакалавриате и закончить магистратуру. И если ранее удостоверение присваивали на неопределенный срок, то теперь его будут выдавать на 15 лет. После этого его придется менять.
Бытует мнение, что повышение требований к уровню образования не поможет улучшить профессиональный уровень начинающих адвокатов. Ведь знания приобретаются в основном на практике, а длительное обучение может не всем оказаться по карману.
Единый государственный реестр адвокатов Горьков считает разумной мерой. Система будет содержать достоверные сведения об адвокатах, ведущих деятельность. В него включат данные и о тех, кто не сдал квалификационный экзамен. Юрист отмечает, что запрос на создание подобной системы неоднократно поступал от доверителей, начинающих сотрудничать с адвокатами и желающих иметь о них как можно больше информации.
Адвокатов предлагают лишать статуса, если они уехали из России и более года постоянно проживают за ее пределами. Минюст подчеркнул, что новелла не затронет тех, кто выехал из страны по уважительным причинам: для лечения, обучения либо сопровождения членов семьи. Но в законе не указано, как определить цели отъезда, отметил Юлий Тай, управляющий партнер АБ «Бартолиус» По мнению эксперта, возможность применения поправок широкая — ими могут воспользоваться, чтобы отделить «лояльных» от «неудобных».
ФПА разрабатывает законопроект об уголовной ответственности за воспрепятствование профессиональной деятельности адвокатов. Проект предполагает дополнить УК ст. 294.1 «Воспрепятствование законной деятельности адвоката».
На конференции в конце прошлого года Федеральная палата адвокатов объявила, что собирает информацию обо всех случаях, когда адвокаты сталкивались с трудностями в работе. «Сбор этих данных необходим для разработки законопроекта», — считает Светлана Володина, президент ФПА. По ее словам, в последний раз законопроект об ответственности за воспрепятствование профессиональной деятельности адвокатов отклонили с вопросом: «А разве такие случаи бывают?»
Просто принять закон недостаточно. Если норму включат в текст закона, нужно обеспечить ее применение.
Минюст разрабатывает концепцию судебного представительства, которую пообещал презентовать в 2024 году на Петербургском международном юридическом форуме. Возможность представлять интересы клиентов не только в уголовном, но и в административном и гражданском процессах предоставят только адвокатам. Министр юстиции Константин Чуйченко убежден, что адвокатская монополия поможет бороться с мошенниками на рынке юруслуг. Эту позицию поддерживает и ФПА, но юристы считают, что тогда «правосудие умрет окончательно».
Сейчас инициатива Минюста нецелесообразна. Запрет на юридическое представительство вне адвокатуры будет означать невозможность для юристов — не адвокатов свободно реализовывать способности к труду.
Застрожин другого мнения. Он считает, что за профессиональными представителями должен быть контроль, который сейчас может представить только адвокатура. У таких претендентов принимают специальный экзамен, а недобросовестных лиц лишают статуса.
Летом неизвестные напали на адвоката Александра Немова и журналистку Елену Милашину, которые прилетели в Грозный на оглашение приговора Зареме Мусаевой — жене бывшего местного судьи. Адвоката и журналиста жестоко избили, а удостоверение и загранпаспорт Немова порвали.
Президент ФПА Светлана Володина и председатель комиссии Совета ФПА по защите прав адвокатов Генри Резник незамедлительно отреагировали на нападение и обратились к властям, чтобы добиться возбуждения уголовного дела.
Изначально дело завели по двум статьям: об умышленном причинении легкого и среднего вреда здоровью, но затем его переквалифицировали на более тяжкий состав. Следствие применило редкую ч. 4 ст. 296 УК, где потерпевший — адвокат. Сейчас идет проверка видеоматериалов, полученных от Немова. До настоящего момента злоумышленников установить не удалось.
Нападение на Немова — не единственный подобный случай в прошлом году. Летом адвоката АП Московской области Елену Пономареву облили зеленкой. Затем адвокатов из Подмосковья Дмитрия Трунина и Диану Яковлеву избили в Арзамасе. В октябре напали на Дмитрия Богославского, адвоката АП Краснодарского края, которого подкараулили после заседания. Также физическому насилию подверглись адвокат АП Москвы Алексей Журавлев и его коллега из АП Московской области Валентина Ященко.
В октябре у адвокатов оппозиционера Алексея Навального — Игоря Сергунина, Вадима Кобзева и Алексея Липцера — провели обыски по уголовному делу об участии в экстремистском сообществе. Позже их арестовали, а Росфинмониторинг включил адвокатов в перечень экстремистов и террористов. Следствие полагает, что обвиняемые передавали преступную информацию от Навального в адрес ФБК*.
Дело находится на особом контроле в Федеральной палате адвокатов. Резник считает ситуацию с преследованием адвокатов из-за профессиональной деятельности крайне неприятной, но неединичной. Ранее адвокаты, которые способствовали разоблачению преступной схемы по делу Магнитского, вынужденно уехали за пределы России. Аналогичная ситуация произошла и с тремя адвокатами по делу ЮКОСа.
Во все времена у адвоката была одна задача: не помогать государству, не защищать общество, а защищать конкретных людей, которых привлекли к уголовной ответственности.
Сейчас дело в отношении адвокатов Навального засекречено. Защитники пытаются выяснить, что за информацию передали обвиняемые и получали ли силовики судебное решение на прослушивание их бесед с оппозиционером.
* Организация признана экстремистской и ликвидирована.
29 ноября Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики подтвердил оправдательный приговор адвокату Диане Ципиновой. Юриста обвиняли в применении насилия в отношении полицейского и просили назначить наказание в виде двух с половиной лет колонии. Инцидент произошел весной 2020-го, когда Ципинова приехала в ОМВД к подзащитному. По версии правоохранителей, юрист вместе с коллегами зашла в здание без средств индивидуальной защиты. Когда полицейские стали выдворять адвокатов, Ципинова якобы ударила одного из сотрудников полиции (подробнее — «Защитников обвинили в нападении: что известно о деле адвокатов из Кабардино-Балкарии»).
По словам советника ФПА Нвера Гаспаряна, все адвокатское сообщество с воодушевлением восприняло вынесенный судебный акт, считая его законным и справедливым.
12 декабря Мосгорсуд утвердил оправдательный приговор адвокату и руководителю МКА «Межрегион» Сергею Юрьеву. В 2008 году он заключил с Госкорпорацией по организации воздушного движения договор на оказание юридических услуг. Следствие считало, что Юрьев сговорился с топ-менеджерами заказчика и намеренно завысил цену договора.
В защиту Юрьева высказывались ФПА и другие представители адвокатуры. Когда юриста арестовали, действующий на тот момент президент ФПА Юрий Пилипенко был готов лично поручиться за Юрьева, а палата предлагала отпустить его под залог в 1 млн руб.
Оправдательные приговоры Сергею Юрьеву и Диане Ципиновой радостные и принципиальные для адвокатуры. Более трех лет мы ждали результат, и наконец судебная система разобралась.
Минюст в сотрудничестве с ФПА подготовил законопроект об изменениях закона «О бесплатной юридической помощи». Качество такой помощи предлагают устанавливать законодательством об адвокатуре. Сейчас на сайте ФПА есть стандарт оказания адвокатами бесплатных услуг, но на законодательном уровне он не закреплен.
Подводя итоги года, в ФПА рассказали, что в 2023-м адвокаты помогли клиентам безвозмездно более полумиллиона раз.
24 июля Владимир Путин подписал закон, по которому адвокаты, лишенные статуса из-за совершения умышленного преступления или ненадлежащего исполнения обязанностей, смогут вернуться в профессию. Теперь осужденного защитника отстранят от профессии до погашения или снятия судимости. При этом должно пройти не менее пяти лет со дня принятия решения о прекращении статуса. Ранее запрет был бессрочным.
Совет Адвокатской палаты города Москвы прекратил статус адвоката Ильи Новикова за недостойное поведение и действия, направленные на подрыв доверия к адвокатуре. Одной из причин стало интервью, которое адвокат дал в мае 2022 года. Там он некорректно высказывался о действиях российской армии на Украине.
С 2021 года бывший адвокат живет и работает в Киеве. После начала СВО он заявил о вступлении в ряды теробороны Украины. В ноябре 2022-го Минюст признал его иностранным агентом. В отношении Новикова возбудили дело о госизмене, также ему заочно предъявили обвинение по ч. 2 ст. 207.3 УК («Публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об использовании вооруженных сил»).
* Признан физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.