Процесс
30 января 2024, 21:20

Платеж на зарубежный счет: когда его признают валютным нарушением

ФНС ужесточает контроль за финансами россиян, которые находятся за рубежом. Так, к административной ответственности привлекли россиянина, который живет в Германии и сдает в аренду помещения местным компаниям. ФНС обнаружила, что доходы от этого бизнеса гражданин РФ получает на иностранный, а не российский счет, и оштрафовала его за валютное нарушение. Кейс единичный, и говорить о закреплении позиции на практике еще рано, уверены юристы.

С 2023 года Федеральная налоговая служба последовательно ужесточает контроль за российскими резидентами, которые живут за рубежом. Это связано как с отказами налоговиков из отдельных стран Евросоюза обмениваться с российскими коллегами финансовой информацией, так и с релокацией граждан РФ. В конце 2023 года «Ведомости» узнали о росте интереса ФНС к двойному гражданству и ВНЖ россиян, а накануне издание рассказало о новаторском подходе налоговых инспекторов к оценке платежей, поступающих на зарубежные счета граждан России.

Зачисление доходов от сдачи россиянами в аренду коммерческой недвижимости за рубежом на счета в иностранных банках теперь могут расценить как незаконную валютную операцию. Так решило московское управление ФНС, рассмотрев административное дело живущего в Германии резидента РФ и сдававшего в аренду коммерческие помещения немецким компаниям. Доходы от арендной платы россиянин зачислял на иностранный валютный счет, а не на счет в российском банке. Налоговики посчитали это предпринимательской деятельностью, которую обычно ведут компании, признали валютные операции незаконными и оштрафовали резидента на сумму 30% от всего объема банковских операций. Точный размер наказания пока неизвестен. Уточняется лишь, что при принятии решения ФНС сослалась на п. 2 ст. 14 закона «О валютном регулировании», который обязывает компании проводить валютные операции через счета в уполномоченных банках, то есть в российских.

«Вольная трактовка закона»

Релоканты, утратившие статус налоговых резидентов из-за проживания за пределами России более 183 дней, не подпадают ни под какие ограничения на совершение валютных операций по зарубежным счетам, несмотря на формальное сохранение статуса валютного резидента (п. 8 ст. 12 закона «О валютном регулировании»), напоминает Екатерина Ролерт, советник налоговой практики Адвокатского бюро ЕПАМ Более того, они не обязаны сообщать об открытии счетов и представлять отчетность о движении средств по ним. Иным россиянам — валютным резидентам закон разрешает зачислять любые средства на зарубежный счет, если он открыт в стране, с которой ведется автообмен финансовой информацией.

Ролерт обращает внимание: сейчас с учетом указов президента № 79, № 430 и № 529 (позже они получили официальное разъяснение ЦБ) зачисление на иностранный счет резидента-физлица возможно по любым основаниям и вне зависимости от юрисдикции, в которой открыли счет. И хотя позиция московского УФНС обусловлена квалификацией деятельности физлица в качестве предпринимательской, закон не разграничивает статус валютных резидентов-граждан по признаку ведения ими бизнеса. 

Ко всем физлицам применимы одни и те же положения закона независимо от характера доходов, получаемых на зарубежные счета.

Екатерина Ролерт

С этим согласен и Владислав Сафонов, советник Nextons, который посчитал подход столичных инспекторов «по меньшей мере странным с точки зрения российского валютного законодательства». В определении валютных резидентов ИП не указаны в качестве самостоятельной категории. К резидентам относятся физлица — граждане РФ и юридические лица, созданные по российским законам, а ч. 4 ст. 23 закона «О валютном регулировании» однозначно относит предпринимателей к физлицам, напоминает Сафонов. В этой ситуации вывод сотрудников УФНС — это скорее их предположение, основанное на субъективном прочтении норм, поскольку очевидных законных оснований для такого вывода нет, уверен эксперт. Если же придерживаться подхода налоговой службы и исходить из того, что в законе есть какая-то неясность по вопросу принадлежности ИП к категории физлиц, то в любом случае все неустранимые сомнения, противоречия и неясности валютного законодательства должны толковаться в пользу резидентов (ч. 6 ст. 4).

Приравнивание к юридическим лицам-резидентам физлиц, занимающихся, с точки зрения налоговой службы, предпринимательской деятельностью, не имеет под собой достаточных оснований.

Владислав Сафонов

В такой ситуации у российского арендодателя были основания, чтобы зачислять средства на банковский счет в Германии, поскольку соблюдались условия ч. 5.2 ст. 12 «О валютном регулировании» как в части статуса резидента, так и в части страны, где открыт банковский счет. По приказу ФНС от 28 октября 2022-го Германия входит в перечень стран, которые обмениваются с Россией финансовой информацией, напомнил Сафонов.

Действие ч. 5.2 ст. 12 никто не отменял, поэтому причины его игнорирования налоговиками непонятны, говорит Оксана Афанасьева, партнер GRATA International в Санкт-Петербурге. Оценивая решение ФНС, она отметила: ИП действительно подпадают под действие закона «О валютном регулировании» в части внешнеэкономической предпринимательской деятельности. Но владение зарубежной недвижимостью, равно как и сдача ее в аренду, не относится к внешнеторговым контрактам: доход получен за пределами России и не связан с отчуждением отечественных активов. Поэтому гражданина, который владеет зарубежной недвижимостью, нельзя рассматривать как индивидуального предпринимателя — участника ВЭД и распространять на него нормы о репатриации валютной выручки. «Хотя, безусловно, сдача имущества в аренду на регулярной основе — это предпринимательская деятельность», — признает Афанасьева.

В законе «О валютном регулировании» нет прямых норм, которые регулируют такие операции, и налоговые органы несколько вольно трактуют закон. В этом вопросе хотелось бы, прежде всего, услышать разъяснения ЦБ.

Оксана Афанасьева

Оценивая риски позиции ФНС для собственников любой недвижимости в других странах, Ролерт отметила, что степень этой опасности будет зависеть в первую очередь от квалификации налоговиками деятельности по сдаче помещений в аренду. У Афанасьевой более тревожные прогнозы: «Всем собственникам недвижимости за рубежом придется задуматься о налогообложении сделок с недвижимостью». Они связаны с приостановкой действия соглашений об избежании двойного налогообложения со многими странами. Эта мера приведет к тому, что налогообложение зарубежного бизнеса будет происходить как по правилам и ставкам Налогового кодекса, так и по нормам тех стран, на территории которых ведут этот бизнес, говорит Афанасьева.

Предсказать распространение новой меры достаточно трудно, считает Елизавета Фомина, юрист практики международного налогового планирования BGP Litigation Очевидно, что ресурсы инспекций ограничены и у них нет штата сотрудников для проверки выписок по каждому налогоплательщику на предмет получения зарубежного дохода. Эксперт предположила, что особый интерес инспекторы будут проявлять к крупным налогоплательщикам, у которых НДФЛ облагается по ставке 15%, и к крупным оборотам по суммам из отчетов о движении средств по зарубежным счетам. «Если у налогоплательщика есть недвижимое имущество за рубежом, то нужно обратить внимание на признаки, по которым переквалифицируют доходы в полученные от предпринимательской деятельности: регулярность получения дохода, его объемы, количество объектов, сдаваемых в аренду», — советует Фомина. Так, если налогоплательщик получает арендную плату от нескольких партнеров в качестве единственного источника дохода, то риск переквалификации достаточно высокий, заключила юрист.

Сафонов согласился с тем, что определенная опасность для резидентов РФ существует. «Практика прошлых лет свидетельствует, что территориальные налоговые органы иногда могут вести административное преследование за валютные правонарушения даже вопреки разъяснениям, оформленным письмами ФНС», — объяснил Сафонов.

Делать выводы пока рано

Это дело пока единичное и говорить о закреплении позиции в правоприменительной практике еще рано, считает Ролерт. И подчеркивает, что все может измениться: «Мы видим достаточно весомые правовые основания для оспаривания этой позиции территориального налогового органа в вышестоящем налоговом органе и при необходимости — в суде». Поводов для тревоги пока не видит и Сафонов, хотя и признает, что случай «вызывает определенную обеспокоенность». 

Эксперт уверен: если будет складываться негативная для резидентов практика, в том числе судебная, то избежать ответственности они могут. Например, перечислив на российский банковский счет полученные от нерезидента средства в срок, не превышающий 45 дней с момента их зачисления на счет в иностранном банке.