Законодательство
11 марта 2024, 14:44

Запрет рекламы у иноагентов: как устроен новый закон

Президент подписал поправки, которые запрещают размещать рекламу у компаний и людей, которых государство считает иностранными агентами. Ранее всего за неделю Госдума приняла документ в трех чтениях. Для многих иноагентов реклама была основным источником заработка, а их многомиллионная аудитория привлекала бизнес. Вместе с экспертами разбираемся, что не так с новыми поправками с юридической точки зрения, как устроен запрет и как будут наказывать за его несоблюдение.

11 марта Владимир Путин подписал предложенные депутатами поправки к законам «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», «О рекламе» и «О средствах массовой информации».

В законе об иноагентах предусмотрели, что на иностранных агентов распространяются ограничения и запреты, предусмотренные в законе «О рекламе». А ст. 5 этого закона дополнили новым пунктом, по которому «не допускается распространение рекламы на информационном ресурсе иностранного агента». Закон о СМИ дополнили нормой следующего содержания: «Запрещается реклама в средствах массовой информации и в сообщениях и материалах средств массовой информации в информационно-телекоммуникационных сетях информационных ресурсов иностранных агентов».

Последствия

В пояснительной записке авторы законопроекта во главе с председателем Госдумы Вячеславом Володиным отмечали, что в 2023 году более 200 российских физических и юридических лиц разместили рекламу товаров и услуг у иноагентов, «тем самым принося им доход и обогащая их». «Для противодействия такому скрытому иностранному вмешательству во внутриполитические дела государства и подготовлен данный законопроект», — объясняли депутаты.

Законопроект неизбежно повлечет падение доходов СМИ, компаний и российских граждан, признанных иноагентами. По оценке собеседников «Коммерсанта», на рекламном рынке размер доходов иноагентов от рекламы в 2023 году составил 5 млрд руб., а после принятия поправок может снизиться на 80%. Это значит, что всем иноагентам, у которых российский бизнес покупал рекламу, придется перестраивать бизнес-модель или вовсе закрывать проекты.

«В связи с принятием закона о запрете рекламы у иноагентов мы больше не сможем работать как прежде», — отреагировала журналистка Катерина Гордеева*, автор ютуб-канала «Скажи Гордеевой» на 1,64 млн подписчиков. Она объявила о приостановке работы над проектом и пообещала опубликовать уже отснятые выпуски «по мере сил и возможностей». «Теперь реклама у нас — преступление. Трудно поверить, что кто-то решит совершить его из благородных побуждений, рискуя бизнесом, собой, близкими», — заявила она. Позднее Гордеева выпустила новое заявление, в котором пообещала продолжить работу на средства, полученные от аудитории.

«Закон лишает нас большей части доходов, за счет которых мы оплачиваем работу редакции», — написала команда издания The Bell* в ответ на принятие законопроекта. Редакция собирается продолжать работу, собирая пожертвования читателей.

РБК отмечает дополнительные риски не только для уже признанных иноагентами, но и для тех, кто находится «в зоне риска». По информации издания, крупные рекламные агентства начнут включать в договоры условия об одностороннем расторжении контрактов на случай, если распространителя рекламы признают иноагентом. Чтобы снизить риски, рекламодателям также придется следить за тем, что говорят и делают их партнеры.

Штрафы

Новый закон не вводит в КоАП отдельный состав за нарушение запрета на рекламу у иноагентов. Но ответственность за несоблюдение этого ограничения предусмотрена как для рекламодателя, так и для рекламораспространителя.

Опрошенные Право.ru юристы ожидают, что для наказания будет использоваться ч. 1 ст. 14.3 КоАП «Нарушение законодательства о рекламе». Она предусматривает для граждан штраф в размере от 2000 до 2500 руб.; для должностных лиц — от 4000 до 20 000 руб.; для юридических лиц — от 100 000 до 500 000 руб.

При этом непонятно, по какой норме будут штрафовать самих иностранных агентов, если они нарушат запрет и разместят рекламу. В КоАП есть специальный состав, предусмотренный ст. 19.34 («Нарушение порядка деятельности иностранного агента»), но в него также не добавляют пункт о нарушении рекламного законодательства. При этом п. 8 статьи предусматривает штраф за «несоблюдение ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации об иностранных агентах, связанных со статусом иностранного агента». Вполне вероятно, штрафовать могут и по нему. В этом случае санкции для граждан составят до 50 000 руб., а для юрлиц — до 500 000.

Для СМИ за размещение рекламы информационных ресурсов иноагентов дополнительно предусмотрена ответственность в виде прекращения деятельности, если они получат два и более письменных предупреждения Роскомнадзора за 12 месяцев, отмечает старший юрист ЮФ «Косенков и Суворов» Виктория Ольхова. Это могут быть предупреждения как за рекламу, так и, например, за отсутствие маркировки об иноагентском статусе упоминаемого лица. Один из соавторов законопроекта, председатель комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев, пообещал, что штрафовать за упоминание иноагентов власти не будут, но за «привлечение дополнительного внимания» к ним — могут. Что такое привлечение внимания и какие у него критерии — депутат не уточнил.

Что об этом говорят юристы

Когда в 2022 году вводили закон об иностранных агентах, его главной целью заявляли «повышение осведомленности граждан и должностных лиц о том, кто и за счет каких источников осуществляет политическую деятельность, пытается распространять информацию среди граждан Российской Федерации», напоминает старший юрист судебной практики CLS Роман Фридлендер. Но из-за крайне нечеткого, по оценке юриста, формулирования понятия «иностранный агент» сегодня иноагентами признали уже 769 организаций и граждан России.

Новый закон также включает неясные формулировки. Один из недостатков документа — отсутствие четкого определения понятия «информационный ресурс иностранного агента», подтверждает советник юрфирмы «Городисский и партнеры» Антон Банковский. «Если мы говорим о социальных сетях иностранных агентов, здесь все примерно понятно. Однако иностранные агенты могут вести сайты или какие-то телеграм-каналы, но не владеть ими», — отмечает Фридлендер. 

Банковский полагает, что с учетом норм законодательства об информации и норм правительственного постановления № 2075 на практике возможно, что органы власти будут толковать термин максимально широко.

Полагаю, что под понятие информационного ресурса может потенциально подпадать любой источник данных в интернете, через который иностранный агент распространяет информацию.

Антон Банковский 

По мнению Ольховой, понятие «информационный ресурс» по смыслу закона о рекламе включает любые сайты, группы, блоги, каналы и мобильные приложения.

Юрист-конституционалист Иван Брикульский, автор телеграм-канала «Это Брикульский!», обращает внимание на несоответствие новых правил Конституции. Во-первых, потому что запрет носит бессрочный характер. «В условиях, когда избавиться от статуса иноагента практически невозможно, особенно если это «иностранное влияние», человек поражен в правах до конца жизни. Это отмена и умаление права. Ст. 55 (ч. 2 и 3) Конституции устанавливает запрет на отмену и умаление прав и несоразмерное ограничение. Напомню, что если выйти из статуса иноагента можно, например, вернув все иностранные деньги, то как выйти из-под «иностранного влияния» — неизвестно», — отмечает юрист.

Во-вторых, отмена и умаление прав носят скрытый характер. «С одной стороны, это формально, ведь закон никак не запрещает деятельность иноагентов и не устраняет их из публичного пространства. С другой, закон создает такие препятствия, которые делают жизнь иноагента невозможной ни при каких условиях. Единственный выход из реестра при невозможности судебной защиты — ликвидация организации или смерть лица», — отмечает Брикульский.

Обходные пути

«Пока сложно представить возможность обхода указанного запрета», — полагает Ольхова. Причем сложнее всего избежать ответственности будет рекламораспространителю, то есть лицу, на ресурсе которого опубликована реклама. Ведь информация о владельце сайта, где размещена информация, практически всегда доступна. Исключение составляют порталы, в отношении которых нельзя установить владельца, если, к примеру, указаны недостоверные сведения об администраторе. Однако размещение рекламы на таких ресурсах скорее исключение из правила и их нельзя назвать популярными у рекламодателей, отмечает юрист.

При этом из-за формулировок запрета сейчас сложно ответить на вопрос, несет ли российское юридическое лицо ответственность за действия иностранной материнской компании, которая платит за рекламу, отмечает Фридлендер. Похоже, ответ на этот вопрос даст правоприменительная практика. 

К тому же статус иноагента и раньше был «токсичным», а с учетом нового запрета рекламодатели, вероятно, откажутся искать обходные пути.

Управляющий директор Twiga PR Евгений Темпераментов в комментарии «Коммерсанту» предполагает, что иноагентам поможет «максимальная лояльность» их аудитории. С оглядкой на нее рекламодатели могут взять на себя риски штрафов и просто заложить их в бюджет на рекламу. При этом иноагенты, которые до сих пор остаются в России, при таком сценарии рискуют оказаться в колонии: при совершении административного нарушения по ст. 19.34 КоАП дважды за год наступает уголовная ответственность по ст. 330.1 УК, предупреждает Ольхова.

Законопроект № 553750-8 «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части запрета для иностранных агентов распространять на информационных ресурсах рекламу физических и юридических лиц)»

* Признаны Минюстом лицами, выполняющими функции иностранного агента.