Законодательство
27 мая 2024, 8:27

Гонка за баллами: власти меняют порядок выбора управляющих в банкротстве

Арбитражных управляющих будут назначать на банкротное дело не случайным образом, а ориентируясь на качество их работы. Пока правила распространят лишь на дела, где заявителем выступает ФНС. Юристы считают, что это поможет протестировать механизм и новую балльную систему оценки арбитражных управляющих.

Правительство одобрило поправки к постановлению 20-летней давности, которое регламентирует обеспечение интересов государства в банкротных делах. Этот документ дополнят новым разделом о правилах выбора кандидатуры арбитражного управляющего (АУ) при обращении в суд. 

Основная идея — привлекать к банкротным делам, где заявителем выступает Федеральная налоговая служба, лучших управляющих. Для этого разработана система со множеством формул, по которым налоговики будут подсчитывать рейтинг каждого арбитражного управляющего в стране.

Если эта инициатива показалась вам знакомой, вам не показалось. Впервые идея отсортировать управляющих по баллам почти в том же виде возникла еще пять лет назад, а в 2021 году Минэкономразвития внесло законопроект в Госдуму (№ 1172553-7). Система оценки АУ тогда была одной из частей «мегапроекта», который предусматривал переход на банкротство из двух процедур: предлагалось оставить реструктуризацию и конкурсное производство. 

После начала СВО реформу заморозили, а спустя несколько месяцев пообещали «адаптировать к сложившейся ситуации». Адаптация затянулась почти на два года, и только в феврале 2024-го замминистра экономического развития Илья Торосов допустил поэтапное реформирование. Первым из них и стало рассматриваемое постановление.

Ключевое отличие новеллы от старого законопроекта — правила будут применять не в каждом банкротном деле, а только в тех, где есть значительный интерес государства как кредитора. «Испытание нового порядка будет мягким, поскольку налоговая далеко не во всех банкротных делах идет первым заявителем, а в конфликтных процедурах в этой роли выступает крайне редко», — обращает внимание юрист адвокатского бюро S&K Вертикаль Даниил Анисимов. По статистике Федресурса, инспекция инициировала 14,3% дел о несостоятельности компаний в 2023 году.

Новые правила: что нужно знать

1
Отказ от случайного выбора управляющего

Ранее арбитражного управляющего выбирали случайно. Точнее, сперва таким образом определяли саморегулируемую организацию, а она затем предлагала кандидатуру управляющего из числа участников.

Теперь уполномоченный орган, то есть Федеральная налоговая служба, будет выбирать на основе определенных критериев. Для этого создадут специальный регистр с информацией о каждом управляющем, включая показатели его результативности.

Регистр будет публичным и доступным на сайте ФНС. В тестовом формате налоговики публикуют рейтинг арбитражных управляющих и их саморегулируемых организаций с 2018 года.

2
Балльная система

В постановлении описана балльная система оценки эффективности арбитражных управляющих. Баллы рассчитывают по сложным формулам, которые включают многие факторы. Но принципы выглядят следующим образом:

Баллы начисляют за каждую процедуру банкротства. Причем учитывают все: финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, реструктуризацию долгов гражданина и реализацию имущества гражданина. За каждую процедуру баллы начисляют по разным правилам.

Важен результат процедуры. Если процедура завершилась успешно (например, должник рассчитался с кредиторами), управляющий получает больше баллов.

Учитывают размер требований кредиторов. Чем больше долгов у компании-банкрота, тем сложнее работа управляющего и тем больше баллов он может получить.

Важна цена продажи имущества. Если управляющий смог продать имущество банкрота по хорошей цене, это тоже учитывают при расчете баллов.

Сроки имеют значение. Чем быстрее управляющий проводит ту или иную процедуру банкротства, тем больше баллов он получит.

Например, за утверждение плана процедуры реструктуризации долгов управляющий получит 30 баллов, а за ее успешное завершение — 70. При конкурсном производстве или реализации имущества гражданина 100 очков начислят за завершение процедуры, а еще баллы добавят за повышение начальной цены продажи имущества и завершение процедуры в кратчайшие сроки.

В теории, чем лучше и оперативнее работает арбитражный управляющий, тем больше у него шансов получить назначение на новое дело и заработать.

Это лишь общее описание системы оценки. Подробные формулы и правила расчета можно будет найти в самом постановлении.

3
Нарушения приведут к снижению баллов

В постановлении указаны нарушения, за которые арбитражного управляющего лишат баллов:

Признание действий арбитражного управляющего незаконными. За каждый такой случай баллы снижают на 5% от среднего балла результативности всех управляющих в предыдущем квартале.

Привлечение к административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве. Здесь есть два варианта:

Если управляющего оштрафовали, баллы снизят на 10%.Если управляющего дисквалифицировали, баллы снизят на 25%.

Взыскание убытков с управляющего или привлечение его к уголовной ответственности в сфере экономики. В этом случае балл снизят на 50%.

Основанием для снижения баллов будет только вступившее в силу решение суда. Если акт отменят, баллы восстановят. 

Кроме того, есть минимальный порог понижения — один балл. То есть даже если расчетная величина снижения меньше одного балла, то управляющий все равно потеряет целый пункт рейтинга. Наконец, общее количество баллов управляющего не может быть отрицательным. Если в результате всех снижений баллы становятся меньше нуля, их просто обнуляют.

4
Стартовые позиции

При включении в реестр нового арбитражного управляющего, который только стал членом саморегулируемой организации, ему начисляют 60% от баллов этой СРО.

Если сведений о новом управляющем в реестре не было и он не входит ни в какую СРО, ему начислят 60% от среднего балла всех арбитражных управляющих, которые есть в реестре.

5
Процедура назначения

Новые правила будут применять к делам о банкротстве, возбужденным в связи с задолженностью перед РФ или если государство выступает в качестве мажоритарного кредитора, у которого есть право проголосовать за выбор нового управляющего на собрании кредиторов.

Новеллы вступят в силу через шесть месяцев после официального опубликования, то есть в конце ноября.

Что об этом думают юристы

Основная цель изменения правил выбора управляющего — повысить эффективность института банкротства, уверен старший юрист Инфралекс Дмитрий Сибилев. По мнению партнера АБ Бартолиус Виталия Ульянова, среди целей: отсеять управляющих, которые не ведут постоянную деятельность, и полностью исключить возможность влияния кредиторов на процедуру выбора кандидатуры управляющего. Доцент Российской школы частного права и руководитель магистерской программы СПбГУ «Банкротное право» Рустем Мифтахутдинов называет предложенную модель серьезным шагом к повышению независимости арбитражных управляющих, если ее распространят на всех кредиторов.

Такой порядок позволяет решить одну из основных проблем банкротного права — подконтрольность управляющего выбравшему его лицу, что приводит к неэффективности процедуры банкротства для остальных ее участников.

Олег Зайцев, председатель Банкротного клуба, автор телеграм-канала Shokobear

При этом опрошенные юристы напоминают: изначально идею балльной системы для управляющих профессиональное сообщество оценило негативно. Возможно, поэтому власти решили сначала «обкатать» новеллу на ограниченном числе дел. О том, что в будущем балльную систему могут распространить на все банкротные процедуры без исключения, говорит и адвокат практики разрешения споров фирмы Лемчик, Крупский и партнеры Юрий Самолетников. Он полагает, что баллы могут в дальнейшем использовать и для определения размера вознаграждения АУ. Сейчас оно зависит только от его добросовестности и стоимости проданного имущества.

Проблема в том, что результаты дела о банкротстве далеко не всегда зависят от управляющего, напоминает руководитель ЮрТехКонсалт и арбитражный управляющий Алексей Николаев. Часто эффективность ведения процедуры зависит от состояния должника, который ему случайным образом достался, подтверждает Ульянов. «В одной процедуре управляющему повезет, он быстро продаст имущество и погасит большой процент требований кредиторов. В другом деле у управляющего может не оказаться имущества для продажи, и ему придется на протяжении нескольких лет успешно оспаривать сделки, но так и не погасить ничего», — объясняет эксперт.

Самолетников ожидает, что новые правила мотивируют управляющих активнее участвовать в процедурах от налоговой. «Ведь тот, кто сейчас наберет баллов в процедурах с налоговой, вероятно, впоследствии будет в топах рейтинга арбитражных управляющих, когда балльная систему будут применять во всех процедурах банкротства», — объясняет он.

Некоторые опрошенные юристы сомневаются, что новые правила серьезно повысят эффективность банкротных процедур. Насколько такая «гонка за баллами» будет эффективной с точки зрения целей и задач банкротства — покажет только практика, говорит Ульянов.

ФНС нередко выступает заявителем по делу или мажоритарным кредитором. А арбитражных управляющих, набравших мало баллов, не будут назначать в процедуры и тем самым лишат заработка. 

Олег Пермяков, партнер ЮФ Рустам Курмаев и партнеры

До сих пор формально равное сообщество управляющих, по сути, начинают делить на сословия, считает Самолетников. В первую очередь на назначение в банкротную процедуру смогут рассчитывать «арбитражные дворяне» — управляющие с большим количеством баллов. Если процедура им будет не очень интересна, следующие на очереди будут «арбитражные мещане» — управляющие с меньшим количеством баллов. Если и они проигнорируют, тогда на утверждение смогут рассчитывать «арбитражные крестьяне». 

Остаются пока вопросы и с расчетом баллов, учитывая существенное количество входных данных по банкротным процедурам. Например, неясно, как можно проверить этот расчет и в случае несогласия оспорить его, указывает Ульянов. В то же время он считает, что при правильной настройке балльной системы и пересмотре механизма вознаграждения АУ, базовый размер которого не меняется уже больше 20 лет, можно добиться создания действительно квалифицированной отрасли.

«Будет интересно наблюдать за тем, как этот механизм будет работать и как арбитражные управляющие будут стремиться к вершине рейтинга, поскольку современная практика уполномоченного органа строится на эффективности процедуры для погашения требований государства», — делится ожиданиями Мифтахутдинов. По его мнению, успешность эксперимента позволит развеять опасения скептиков и распространить механизм на все процедуры.

Постановление Правительства от 22.05.2024 № 634