О запросах бизнеса и принципах работы: интервью с главой юридического департамента «Дикси»
Алексей Станкевич: Маргарита, расскажите о своем карьерном пути, как он начинался и развивался?
Маргарита Витихович: В 2002 году я окончила Кубанский государственный аграрный университет и начала работать помощником адвоката. Тогда я столкнулась со спорами в области недвижимости и поняла, что мне интересно это направление.
В 2008 году я пришла в «Магнит» на позицию главного юрисконсульта. Компания развивалась, а вместе с ней и моя карьера. Я заняла должность замначальника отдела, начальника отдела, потом руководителя управления по правовому сопровождению сделок с недвижимостью и земельных отношений. На протяжении пути в компании «Магнит», а это 15 лет, мой карьерный опыт регулярно пополнялся сложными проектами: это и сделки с недвижимостью и земельными участками, слияния и поглощения (M&A), и полный цикл сопровождения строительства. А также стоит отметить особый проект на моем карьерном пути — это, конечно же, участие в создании индустриального парка «Краснодар» и последующее его правовое сопровождение. Это бесценный опыт, поскольку до этого ни юристы, ни другие функции компании с такими масштабными проектами не сталкивались. Но задача была поставлена, вызов принят. Результат мы видим.
Потом мне поступило предложение возглавить юридический департамент в «Дикси». Это было достаточно неожиданно, но, мне кажется, случайности не случайны. В сентябре 2023 года я заняла эту должность.
А. С.: Когда вы заняли эту должность, с какими трудностями столкнулись? Быстро ли освоились?
М. В.: Мне повезло, я пришла в уже сформированную и слаженную команду топ-менеджмента. Коллеги не только профессионалы, но и просто хорошие люди, а это немаловажно в нашей жизни. В таких условиях проще вливаться в коллектив. Я знаю, что всегда могу рассчитывать на их помощь.
С юристами правового департамента мы в скором времени стали одной командой.
А. С.: Вы что-нибудь изменили в организации, в принципах работы?
М. В.: Кардинальных структурных изменений не было. Но кое-что я решила изменить, и в первую очередь — общий подход. Мне хотелось, чтобы бизнес воспринимал правовую функцию не как вредителей, а как бизнес-партнеров. Эту идею я привнесла в жизнь своей команды.
Я против принципа «Вот вам риски, делайте с ними, что хотите». Мне кажется, это уже некий рудимент классического юриста. Сейчас бизнесу нужны не только риски или констатация «согласно действующему законодательству». Необходим подбор нужных инструментов для решения той или иной задачи.
Второй момент — это качество документов. Наша целевая аудитория — это различные смежные подразделения, которые не владеют юридической терминологией. Важно, чтобы они понимали наши заключения или договоры без каких-либо сверхусилий. Если документ наполнен сложными юридическими терминами, то кроме раздражения и негатива это ничего не вызывает.
А. С.: Какая нагрузка сейчас в департаменте? Большая ли доля судебной нагрузки?
М. В.: Нагрузка распределяется по управлениям, у нас их пять. Они справляются с теми задачами, которые ставит бизнес. Что касается судебной нагрузки, то она у нас умеренная. В основном это разнообразные споры в сфере недвижимости.
Нельзя выделить что-то особенное, поскольку это больше обычная текущая деятельность. Однако я отмечу тенденцию, которую наблюдаем последнее время в регионах присутствия компании «Дикси»: арендодатели меняются — это уже не те любители, которые заключали с нами договоры раньше. Сейчас это профессиональные участники рынка недвижимости и крупные инвесторы. Такие арендодатели разбираются в тонкостях арендного бизнеса, имеют штат квалифицированных юристов и переговорщиков, четко отстаивают права и выставляют свои жесткие условия. Иногда это приводит к увеличению сроков открытия магазинов. Но в этом есть и плюсы: мы получаем опыт, интересных оппонентов в лице наших контрагентов, и прокачиваем свои дополнительные навыки.
А. С. Как команда реагирует на изменения в законодательстве? Какие связанные с этим проекты вы бы отметили?
М. В.: Изменения в законодательстве происходят постоянно, но некоторые из них требуют особого внимания, поскольку значительно меняют существующие процессы или требуют внедрения новых. Хотелось бы выделить несколько таких проектов.
В этом году команда юридического департамента совместно с IT-подразделением реализовала и внедрила важный процесс по выпуску машиночитаемых доверенностей (МЧД). Это позволило выдавать сотрудникам МЧД, автоматически регистрировать их через распределенный реестр ФНС и вести учет в рамках одной информационной системы.
Еще хочу отметить участие юристов в оптимизации процесса маркировки интернет-рекламы. В конце 2022 года вступили в силу существенные изменения, касающиеся интернет-рекламы, а с 1 сентября 2023 года начали действовать штрафы за несоблюдение этих требований.
Процесс был совершенно новым, и у участников рынка возникало множество вопросов: о порядке маркировки и передаче отчетности по саморекламе, по комплексным услугам, необходимости маркировки пуш-сообщений и вопросов технического характера. Мы посещали различные отраслевые мероприятия с представителями ФАС и Роскомнадзора. Кроме того, компания «Дикси» принимала участие в круглом столе Общественной палаты. Наши инициативы вошли в свод предложений от «Объединения корпоративных юристов», который направили регуляторам. Общие усилия участников рынка помогли устранить часть противоречий, получить разъяснений регулятора по некоторым спорным вопросам и добавить необходимые функции в личные кабинеты операторов рекламных данных.
Большое внимание мы уделяем вопросам работы с персональными данными. Рынок ритейла все больше цифровизуется: появляются новые сервисы и инструменты для наших клиентов, растет количество интеграций с программами лояльности наших партнеров. Из-за этого увеличивается объем обрабатываемых персданных, что требует постоянного юридического сопровождения всех процессов.
А. С.: Привлекаете ли вы юридических консультантов?
М. В.: Да, привлекаем точечно по некоторым вопросам. Не скажу, что часто. Зачастую мы обращаемся к ним, когда у нас сокращенные сроки. Погрузиться на какую-то глубину в вопросе можно, но для этого требуется время, а консультанты, обладая своим опытом и знанием, делают это максимально быстро. Соответственно, решение задачи будет максимально оперативным.
А. С.: Как на «Дикси» отразились санкции? Помогает ли в работе компании параллельный импорт?
М. В.: Санкции повлияли на весь ритейл, как и на другие сегменты бизнеса. Поэтому говорить, что ничего не изменилось, точно нельзя. Мы изменили многие процессы, скорректировали технологию работы, выстроили новые логистические цепочки. Юристы активно участвовали во всех процессах вместе со смежными подразделениями. Это был вызов, с которым компания справилась достаточно хорошо.
При этом нужно отметить роль государства, которое идет навстречу бизнесу. Параллельный импорт, безусловно, помогает сохранить для покупателей широту предложения там, где российские производители еще недостаточно представлены.
Вместе с тем наша компания ищет и другие возможности сохранения и расширения своего ассортимента: активно развивает направление СТМ (собственные торговые марки), привлекает новых локальных производителей.
А. С.: Как у вас проходит автоматизация бизнес-процессов? Не хотите ли заменить своих юристов на нейросети?
М. В.: Как только я перешла в «Дикси», мы с командой посмотрели на процессы в компании и поняли: нам есть что улучшить с точки зрения автоматизации.
Первое, что мы сделали, — это перешли на платформу Case.pro. Здесь мы не придумывали велосипед, в свое время юристы «Магнита» также перешли на Case.pro. Они купили коробочное решение у PravoTech, а потом доработали версию под свои нужды и требования. В итоге получили очень хороший продукт.
Что касается юридических заключений, у нас есть собственная программа для их автоматизации. С IT-подразделением мы подготовили техническое задание, с июня начинаем тестирование продукта.
Тема искусственного интеллекта для нас очень интересна. Мы провели серию встреч, чтобы ознакомиться с некоторыми продуктами.
Какой вывод мы сделали по итогу? Искусственный интеллект не заменит юриста. Облегчит ли он жизнь юриста? Конечно, при правильном применении он может разгрузить юристов и избавить от простой и технической работы.
А. С.: Нарисуйте образ идеального юриста, который работает в вашей команде. Какими способностями и навыками он должен обладать?
М. В.: Сейчас для меня на первом месте находится вовлеченность. Мне важно видеть, что человек вовлечен в процесс. И не только в свою работу, но и в целом в жизнь компании. Потому что только вовлеченный человек может предлагать нестандартные идеи, выходить за рамки своих функций и на 100% работать на результат. Второе — это ответственность. Я считаю, что юрист должен брать на себя ответственность за заключения, которые он выдает. Не бояться прогнозировать вероятность наступления тех или иных рисков. Третье — это исполнительность. Главное для бизнеса — чтобы мы, как сервисная функция, качественно выполняли свои задачи в установленные сроки, а в нужных случаях старались бы эти сроки максимально сокращать.
В нашей жизни хватает стресса. Поэтому оптимизм и чувство юмора в работе юриста помогают справиться с определенными сложностями.
А. С.: Расскажите, как вы переключаетесь от работы? Что вам помогает избежать выгорания?
М. В.: Переключаться можно по-разному. Для меня это может быть просто приятная прогулка по городу с созерцанием каких-то чудесных архитектурных форм или живописных мест природы. Но вместе с тем я еще фанат футбола. Когда я попадаю на стадион, я заряжаюсь какой-то невероятной энергетикой. Получаю заряд бодрости и позитива на продолжительное время. Главное — уметь находить время для таких переключений.
А. С.: Какие цели вы ставите перед собой на ближайшие два или три года?
М. В.: Задачи, которые ставит перед собой юридический департамент, связаны с целями компании. «Дикси» в начале 2024-го сформировала свои приоритеты на год. Их достаточно много, но я бы выделила два ключевых: это развитие компании (открытие новых магазинов и их сопровождение) и развитие направления электронной коммерции.
Если говорить о личных целях, то, конечно же, мне предстоит еще многое узнать. На новой должности я погружаюсь в различные направления и продолжаю набирать определенную глубину.
Для меня учеба — это получение знаний, развитие навыков и формирование профессиональных связей. Одним словом, это постоянная работа над собой.