Legal Digest
9 июля 2024, 9:55

Регулирование соцсетей и деловая репутация в закупках: антимонопольные итоги июня

В первый летний месяц ФАС заключила несколько соглашений о сотрудничестве и выступила с разными инициативами. Ведомство собирается распространить действие «пятого антимонопольного пакета» на соцсети и видеохостинги. Допрегулирование ждет и маркетплейсы. На ПМЮФ регулятор заявил, что текущих мер недостаточно. Еще на форуме обсудили недобросовестные практики и конкуренцию на автомобильном рынке. Новая инициатива есть и в закупках: участников предложили оценивать с учетом индекса деловой репутации.
1
Регулирование соцсетей и видеохостингов

Глава ФАС Максим Шаскольский предложил распространить критерии антимонопольного регулирования на нетранзакционные платформы. К ним относятся социальные сети, агрегатор для сравнения товаров, поисковые сети и видеохостинги. По мнению чиновника, текущего контроля в этой сфере недостаточно. Критерии будут обсуждать вместе с участниками рынка и экспертным сообществом по аналогии с уже регулируемыми агрегаторами и маркетплейсами.

Любое специальное регулирование, как правило, необходимо, когда действующее законодательство и саморегулирование не справляются с назревшими проблемами, обращает внимание партнер Меллинг Надия Гореславская. При этом эксперт считает, что такое условие неприменимо к нецифровым платформам, например соцсетям и видеохостингам. 

Партнер Antitrust Advisory Евгений Хохлов обращает внимание, что изначальная редакция «пятого антимонопольного пакета» предусматривала особенности применения законодательства для всех цифровых платформ, а не только транзакционных. Но при ее обсуждении возникло много вопросов, в частности о том, как именно измерять рыночную власть на рынках, где не происходят транзакции (к которым относятся соцсети и видеохостинги). В итоге закон на них не распространили. Но это не означает, что общие нормы антимонопольного законодательства неприменимы к нетранзакционным платформам. В качестве примера эксперт напомнил о кейсах против YouTube. 

Продолжая логику «пятого антимонопольного пакета», было бы правильно предусмотреть особенности определения рыночной власти таких платформ.

Евгений Хохлов, партнер Antitrust Advisory

2
Заявления ФАС на ПМЮФ-2024

На XII Петербургском международном юридическом форуме представители ФАС приняли участие в нескольких дискуссиях. 

Российский автопром: второе рождение в новых реалияхЗаместитель руководителя ФАС Нелли Галимханова предложила проработать правила доступа к информации, необходимой для сервиса и ремонта. Это касается не только официальных дилеров, но и независимых участников автомобильного рынка. По мнению ведомства, этот шаг нужен для комплексного подхода к отрасли и развития внутреннего рынка. Еще чиновница предложила углублять локализацию и развивать производство отечественных комплектующих.

Рынок автосервисных услуг сейчас находится в фокусе внимания ФАС, поскольку, с одной стороны, автомобили ушедших брендов нужно обслуживать, с другой — на рынке появилось много новых брендов. Дилеры в связи с уходом компаний из России понесли большие убытки из-за необходимости перепрофилировать центры под другие бренды.

Мария Лисиченкова, старший юрист антимонопольной практики коллегии адвокатов Delcredere

Регулирование маркетплейсов: необходимость или новый стимул для развития Шаскольский высказался за сбалансированное регулирование интернет-торговли. Он отметил, что «пятого антимонопольного пакета» и контрольно-надзорных мер недостаточно для формирования системы гражданско-правовых отношений на рынке маркетплейсов. Свои идеи о регулировании в этой сфере высказали и представители бизнеса и юридического научного сообщества (подробнее — в репортаже «Ученые-юристы на ПМЮФ-2024 рассказали, как отрегулировать маркетплейсы»).

До конца 2023 года цифровые платформы чаще работали на механизмах саморегулирования: были подписаны добросовестные практики по борьбе с контрафактом на маркетплейсах и создана комиссия для разрешения споров между участниками электронной торговли. Предполагалось, что этих мер и ответственного подхода участников будет достаточно, но поставленных целей достичь не удалось, рассказывает Лисиченкова. Поэтому в 2024 году отменили мораторий на проверки, и крупные платформы Ozon и Wildberries сразу получили предупреждения от ФАС.

Важно не нарушить естественный процесс развития и не затормозить инновационный рост цифровых платформ. При этом насколько существующие законопроекты способны гарантировать такой баланс — остается большим вопросом.

Надия Гореславская, партнер Меллинг

Старший юрист Better Chance Ани Тангян отмечает, что, как и в любой динамично развивающейся сфере, практика в отношении маркетплейсов может несколько обгонять законодательство. Границы между двумя видами торговли уже почти стерлись: офлайн-магазины предлагают выбрать и оплатить товары через сайт или приложение, в то время как онлайн-платформы предоставляют возможность ознакомиться и приобрести выбранный товар в шоуруме. Эксперт не исключает, что такая практика потребует дальнейшего развития и уточнения как законодательства в отношении маркетплейсов, так и общих правил о регулировании торговли. Например, правил об ограничении торговых площадей.

Сейчас обсуждается принятие закона о маркетплейсах. Но Лисиченкова полагает, что он не решит текущие проблемы, поскольку недобросовестные практики маркетплейсов можно пресекать и в рамках закона «О защите конкуренции».

Недобросовестные практики на потребительском рынкеЗаместитель начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Яна Склярова поделилась новыми способами введения потребителей в заблуждение, к которым прибегают юрлица. Так, помимо незаконного использования прав на товарный знак и копирования внешнего вида товаров иных производителей, нарушители используют в оформлении товара дизайн, который создает ложное представление о составе и происхождении продукта (символика другой страны), или отражают неполную или некорректную информацию о товарах, или манипулируют порядком заключения и условиями договоров в собственных интересах. Они также используют в названии компании слова, которые ассоциируются с деятельностью госорганов.
3
Копирование дизайна упаковки без товарного знака

Суд по интеллектуальным правам отклонил кассационную жалобу компании «Симбат» на решение апелляции по спору с московским управлением Федеральной антимонопольной службы из-за бренда детской косметики (№ А40-126073/2023). В конце 2022 года фирма «Белая мануфактура» пожаловалась ведомству на конкурента, который продает товары, похожие упаковкой и этикеткой на ее продукт «Умка» (изображение мишки на белом фоне). Служба потребовала прекратить копирование упаковки, но «Симбат» не согласился с предписанием и обратился в суд. Первая инстанция согласилась с истцом, а апелляция — нет. 9-й ААС решил, что компания выпускала шампуни с этикеткой, уже известной потребителям за счет товаров «Белой мануфактуры». В июне Федеральную антимонопольную службу поддержал и СИП.

Юрист практики «Интеллектуальная собственность» коллегии адвокатов Delcredere Оськин Павел рассказывает, что на практике такие споры возникают нередко. Наиболее известным считается спор из-за бренда «Клей момент» (дело № А35-5996/2017).

Особенность дела в том, что обе компании использовали в дизайне упаковок товарный знак третьего лица без согласования с его правообладателем. Из-за этого первая инстанция решила, что действия «Симбата» нельзя признавать недобросовестной конкуренцией в ситуации, когда «Белая мануфактура» не обладала полными правами на соответствующий дизайн.

Ани Тангян, старший юрист Better Chance

Вышестоящие суды указали: определяющим должно быть то, что на товарах «Белой мануфактуры» спорный дизайн появился раньше, чем на продукции «Симбата». При этом отсутствие у первой прав на товарный знак, который фигурирует в оформлении упаковок, не ограничивает ее в использовании всего дизайна в целом, включая цветовую гамму и расположение элементов, отмечает Тангян. В итоге суды признали: использование элементов дизайна, из-за которых в глазах потребителя товары «Белой мануфактуры» смешались с продукцией конкурента, — это недобросовестная практика со стороны «Симбата».

По мнению Оськина, на выводы суда в значительной степени повлияла известность наименования, узнаваемость персонажа популярного мультфильма и спорный дизайн упаковки. Юрист советует учитывать эти обстоятельства при ведении такого рода споров, поскольку суд оценивает смешение товаров с позиции рядового потребителя, а ее обычно подтверждают результатами социологического исследования о восприятии сравниваемых упаковок товаров.

4
Ненадлежащая реклама банковских продуктов

В июне за ненадлежащую рекламу регулятор оштрафовал два крупных банка. 

Сбербанк рекламировал вклад с процентной ставкой 16% годовых, разместив остальные существенные условия в сноске трудным для восприятия шрифтом. При этом важные данные в ролике показывали очень недолго. Поскольку это повторное нарушение, ФАС назначила банку штраф в 500 000 руб.

«Альфа-Банк» получил два предписания. В роликах финансовая организация указала важную информацию в поясняющих сносках, которые кратко показали мелкими шрифтом, тогда как привлекательные данные банк показал крупно. Речь идет об утверждениях «Альфа-Банк первым в России отменил все комиссии за переводы и платежи» и «Отменили все комиссии за переводы для бизнеса. Бесплатно откройте счет для бизнеса». Помимо предписания, за первый ролик банку назначили штраф в 500 000 руб. 

5
Первая контрреклама

В феврале 2022 года «Райффайзенбанк» запустил рекламу сервиса «Кешбэк на все», которая была недостоверной и вводила зрителя в заблуждение. Служба оштрафовала банк и выдала предписание, а затем обратилась в суд с требованием обязать кредитную организацию выпустить за свой счет опровержение рекламы (дело № А40-17982/2023). Суд обязал банк разместить в эфире телеканала семь видеороликов с информацией, что антимонопольная служба признала рекламу недостоверной и кешбэк начисляется не за все виды операций. В июне банк исполнил решение. В контррекламе «Райффайзенбанк» указал все, что требовал суд.

Теперь ФАС планирует чаще обращаться в суд для назначения контррекламы как меры ответственности для недобросовестных рекламодателей, рассказала начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Татьяна Никитина. В ведомстве считают, что это снизит количество нарушений законодательства в части недостоверной и вводящей в заблуждение рекламы.

Ответственность в виде публикации публичного опровержения недостоверной рекламы прямо предусмотрена в законодательстве (п. 4 ч. 2 ст. 33 закона «О рекламе»). ФАС вправе обратиться с иском к рекламодателю о контррекламе за счет рекламодателя, а суд определит форму, место и сроки размещения такого опровержения. Несмотря на это, раньше антимонопольный орган не обращался с подобными заявлениями, ограничиваясь наложением административного штрафа и выдачей предписания о прекращении распространения недостоверной рекламы, отмечает юрист практики антимонопольного права и регулирования SEAMLESS Legal Кристина Потапова. 

Новый подход антимонопольного органа может стать востребованным и действенным. При этом контррекламу могут применить не только к банковскому сектору, но и к рекламодателям из других отраслей.

Кристина Потапова, юрист практики антимонопольного права и регулирования SEAMLESS Legal

Суд вправе обязать рекламодателя опубликовать публичное опровержение даже при исполнении предписания и прекращении распространения недостоверной рекламы, а ФАС не обязана доказывать, что реклама нарушила или могла нарушить права и охраняемые законом интересы третьих лиц (п. 6 постановления Пленума ВАС от 08.10.2012 № 58). Поэтому рекламодателю будет достаточно сложно убедить суд отказать в удовлетворении требований о публичном опровержении, указывает Потапова. Для принятия решения также будет иметь значение, как долго распространяли недостоверную рекламу, продолжает ли рекламодатель реализовывать этот продукт, повторность нарушения и запоминаемость недостоверных утверждений из ролика. 

6
Биржевая стоимость нефтепродуктов и газа для ЕАЭС

В 2025 году должен заработать общий биржевой рынок энерготоваров в Евразийском экономическом союзе. Это позволит бизнесам стран-участниц расширять рынки сбыта, а гражданам — получать товары, цены на которые сформируют на конкурентной основе. 

В связи с этим ФАС вместе с ведомствами, Банком России и Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржей разработала правила проведения биржевых торгов нефтью и нефтепродуктами. Их планируют сформировать к 2026 году, сообщил замруководителя ФАС Виталий Королев на XXVII Петербургском международном экономическом форуме. Документ уже направили в Евразийскую экономическую комиссию, где его рассмотрят государства — члены ЕАЭС. 

Формирование единого биржевого пространства ЕАЭС — это, безусловно, положительный шаг на пути к независимому развитию инвестиционного сотрудничества, особенно в условиях постоянно ужесточающихся санкций, считает Гореславская. Но впереди участников ждет большая работа по унификации данных и их интеграции в платформу. При этом партнер Antitrust Advisory Александр Егорушкин советует учитывать, что в некоторых странах ЕАЭС, в отличие от России, по-прежнему существует государственное регулирование цен на нефтепродукты. Поэтому, прежде чем сформировать единые ценовые индикаторы на нефтепродукты, следовало бы завершить либерализацию цен во всех странах союза, считает эксперт.

7
Индекс деловой репутации в закупках

Антимонопольная служба предложила учитывать индекс деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности (ЭКГ-рейтинг) при проведении конкурсов и всех закупок в рамках закона «О контрактной системе». Так, заказчик сможет установить показатель оценки «Наличие у участников закупки деловой репутации», а участники закупок должны будут подтвердить его выпиской с сайта, чтобы получить баллы за этот показатель. По мнению ФАС, это уменьшит размер обеспечения заявки и исполнения контракта, что, в свою очередь, снизит банковскую комиссию.

ЭКГ-рейтинг («Экология. Кадры. Государство») — комплексная оценка юрлиц, который определяет уровень благонадежности, социальной и экологической ответственности. Его ведут в баллах и публикуют в открытом доступе. Оценивают все субъекты, включая малый, средний и крупный бизнес, за исключением финансовых организаций (банки и страховые), микропредприятий, бюджетных, казенных и автономных учреждений.

8
Перерегистрация цен на лекарства

С 1 сентября начнет работать оптимизированная процедура перерегистрации цен на лекарственные препараты. Изменения внесут в связи с принятыми 3 мая поправками к постановлению правительства № 1771 «О госрегулировании предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых». 

ФАС предложила усовершенствовать процедуру еще в 2020 году после анализа результатов перерегистрации цен на дефектурные (дефектура — отсутствие необходимого препарата в аптеке) препараты. Теперь с сентября:

Установят трехмесячный срок действия заключения Росздравнадзора о дефектуре.Продлят сроки экономического анализа при большом количестве цен и производителей.Установят отложенное вступление в силу сниженной цены по истечении месяца после принятия решения.

А принимая решение о снижении установленных цен, можно будет не учитывать длительно отсутствующий в России препарат.

По мнению ведомства, изменения помогут быстрее устранять риски возникновения дефицита и установят сбалансированные цены для производителей, потребителей, госорганизаций здравоохранения и льготных категорий граждан. 

9
Соглашения о сотрудничестве

В июне ФАС заключила сразу несколько соглашений о сотрудничестве с ведомствами из разных стран. 

БразилияПрограмму развития сотрудничества на 2025–2026 годы подписали руководитель ФАС и президент Административного совета по экономической безопасности Бразилии Алешандре Кордейро Македо. Документ усилит соглашение в области конкурентной политики, подписанное в 2001 году.НигерияМеморандум о взаимопонимании и сотрудничестве подписали глава ФАС и исполняющий обязанности руководителя Федеральной комиссии по конкуренции и защите потребителей Нигерии Адаму Абдуллахи. Соглашение должно помочь развитию конкуренции на социально значимых рынках. Для этого стороны будут обмениваться актуальными версиями законодательных документов, опытом в части регулирования социально значимых рынков и сотрудничать при расследовании случаев нарушения добросовестной конкуренции. Шанхайская организация сотрудничестваВо время первой встречи глав антимонопольных органов государств, входящих в ШОС (Индия, Иран, Белоруссия, Казахстан, Китай, Киргизия, Пакистан, Россия, Таджикистан и Узбекистан) стороны договорились создать «диалоговую» площадку, где ведомства смогут обмениваться опытом и согласовывать подходы в сфере антимонопольного регулирования и развития конкуренции с учетом региональной специфики и приоритетов. По итогам стороны подписали протокол.