Legal Digest
17 июля 2024, 8:38

Утренний обзор за 17 июля

Бельгийский депозитарий Euroclear разъяснил порядок разблокировки активов, связанных с юрисдикцией США. Еврокомиссия разрешила возобновить конвертацию российских расписок. В Федеральной палате адвокатов дали старт образованию Ассоциации адвокатов в сфере реструктуризации и банкротства. Об этих и других новостях — в утреннем обзоре Право.ru.

Euroclear: для разблокировки активов нужна лицензия OFAC. Бельгийский депозитарий Euroclear сообщил Национальному расчетному депозитарию (НРД), что для разблокировки активов, связанных с юрисдикцией США, теперь нужно предварительное разрешение Управления по контролю над иностранными активами США (OFAC). Это касается и тех случаев, когда инвестор уже получил разрешение бельгийского Минфина на распоряжение этими активами. Такое сообщение опубликовано на сайте НРД. НРД разместил список ценных бумаг, имеющих связь с юрисдикцией США, и уточнил, что клиент должен сам определить, применяется ли в его случае генеральная лицензия OFAC либо нужно индивидуальное разрешение. Еще депозитарий подготовил инструкцию по исполнению индивидуальных лицензий, если разрешение получил депонент НРД, и инструкцию на случай, если разрешение получено клиентом депонента. Подробнее об этом рассказываем в новости «Euroclear разъяснил порядок разблокировки активов».

В ЕС разрешили возобновить конвертацию российских расписок. Еврокомиссия сообщила странам ЕС, что они вправе возобновить конвертацию депозитарных расписок на акции российских компаний, заблокированных на счетах НРД. Об этом власти Люксембурга уведомили местный депозитарий Clearstream, говорится в его сообщении клиентам, с которым ознакомились «Ведомости». Разрешение касается заявок на конвертацию, поданных до 25 сентября 2023-го и разрешенных национальными компетентными органами ЕС до 25 декабря 2023 года. Отмечается, что послабление затронет лишь граждан и резидентов Евросоюза. Clearstream обработает поручения клиентов на конвертацию расписок по тем депозитарным программам, в рамках которых эта возможность поддерживается депозитарным агентом. Например, Clearstream упоминает расписки на акции «Лукойла», «Роснефти», «Фосагро», «Акрона», НЛМК и «Аэрофлота».

Апелляция взыскала с Glencore в пользу Сбербанка €115 млн. 9-й ААС подтвердил законность апрельского решения АСГМ о частичном удовлетворении иска Сбербанка к Glencore PLC (дело № А40-153363/2023). Банк требовал обязать компанию раскрыть ее бенефициарных владельцев и взыскать €114,8 млн убытков. Ответчиками по иску выступили трейдеры Viterra Limited и Glencore International AG и связанные с Glencore компании: британские Glencore PLC и Glencore UK Lt, нидерландские Renaisco B.V. и Rambero Holding AG и Glencore Group Funding Ltd из ОАЭ. Спор был связан с договором, в рамках которого швейцарский трейдер Sber Trading Swiss AG поставил нефть Glencore Energy UK Ltd., а тот не оплатил поставку из-за санкций. Суд по иску Сбербанка ранее взыскал €117 млн по этому же договору, но решение не удалось исполнить из-за отсутствия у должника активов. Ответчики утверждали, что компании группы не отвечают по обязательствам одного из юрлиц и Сбербанк должен был добиваться исполнения первого решения. АСГМ же отметил, что иск направлен «на достижение эффекта, противоречащего санкционному регулированию США и ЕС, а именно — на продолжение получения денежных средств от лица, подчиняющегося иностранной юрисдикции», и удовлетворил его. Теперь с этим согласилась и апелляция.

Платежная дисциплина российских налогоплательщиков снижается. Об этом свидетельствуют данные Счетной палаты из заключения по результатам проверки исполнения ФНС федерального бюджета на 2023-й и плановый период 2024 и 2025 годов, с которыми ознакомился РБК. Аудиторы выявили, что объем просроченных долгов перед ФНС вырос в 1,3 раза в 2023 году и составил 1,32 трлн руб. Совокупная дебиторская задолженность по доходам ФНС, которая включает в себя просроченные и срочные долги по налогам, сборам, взносам, пеням, санкциям и процентам, выросла вдвое и достигла 2,37 трлн руб. Наибольший прирост долга произошел по налогу на прибыль организаций: он вырос в 3,3 раза, или на 117 млрд руб. Просроченный долг по нему прирос на 12%, или на 2,4 млрд руб. Выросли долги и по НДС на 27%, или 116,7 млрд руб. Просроченная задолженность по НДС выросла на 18%, или на 71,4 млрд руб. Такую динамику в ФНС объяснили техническими причинами: отражением в дебиторской задолженности с 1 января 2023 года страховых взносов на обязательное социальное страхование.

Началось образование Ассоциации адвокатов в сфере банкротства. На встрече президента Федеральной палаты адвокатов Светланы Володиной и д-ра юрид. наук, профессора кафедры гражданского права МГЮА имени О. Е. Кутафина, директора Института реструктуризации и банкротства МГЮА Евгения Суворова стороны обсуждали вопросы участия адвокатов в делах о банкротстве. Как сообщает пресс-служба ФПА, участники встречи пришли к выводу, что нужно выделить специализацию и создать профессиональное сообщество адвокатов в этой сфере. «По итогам встречи был дан старт образованию Ассоциации адвокатов в сфере реструктуризации и банкротства, намечены первоочередные направления деятельности, критерии для вступления в члены Ассоциации», — отметили в пресс-службе.

В ГД внесли проект о небанковских поставщиках платежных услуг. Законопроект № 673197-8 предлагает создать на платежном рынке институт небанковских поставщиков платежных услуг (НППУ). Они будут оказывать услуги по инициированию и агрегированию переводов денег, в том числе электронных, после включения в реестр ЦБ. Сейчас эти функции исполняют банки и небанковские кредитные организации. Юрлица, соответствующие требованиям, смогут совмещать их функции с деятельностью НППУ. Поставщиков поделят на три типа: с капиталом минимум 5, 10 и 50 млн руб. От этого будет зависеть объем их полномочий. НППУ первого типа смогут только инициировать переводы по поручению клиентов, второго — агрегировать переводы, а третьего — переводить средства с открытием электронных кошельков. «Принятие законопроекта будет способствовать качественному развитию безналичных платежей, усилению конкуренции на рынке платежных услуг, формированию среды для развития инновационных платежных сервисов, сглаживанию негативных экосистемных эффектов», — считают авторы проекта.