Основные трудности
Уже пять лет в России работает система маркировки «Честный знак», с помощью которой потребители могут проследить путь товара и убедиться в его качестве. Для этого достаточно скачать мобильное приложение и навести камеру на код. В карточке пользователи увидят детальную информацию: срок годности, состав и другие данные.
На сегодня обязательной маркировке подлежат более 20 товарных групп, и постепенно Минпромторг планирует распространить этот режим на всю продукцию, которой торгуют в магазинах. Правда, на практике внедрение маркировки идет не без проблем.
С трудностями столкнулись производители одежды, которых обязали маркировать вещи 1 апреля текущего года, дав на это три месяца. В столь короткие сроки пришлось наносить штрихкоды на все предметы гардероба — от галстуков до лыжных костюмов. В итоге власти пошли бизнесу навстречу и дважды продлили дедлайн. Предприниматели рассказали «Коммерсанту», что сложности возникли с маркировкой одежды, которую уже ввели в оборот и хранили на складах маркетплейсов: компаниям пришлось вывозить эту продукцию на собственные фабрики и там наклеивать на нее ярлыки. Некоторым поставщикам оказалось выгоднее утилизировать товар, чем оплачивать его обратную перевозку и получение.
Непросто пришлось и региональным ИП, для которых маркировка стала дополнительной финансовой нагрузкой. При этом чиновники регулярно обращают внимание на два главных позитивных момента от обсуждаемого механизма. Во-первых, увеличились налоговые поступления от маркировки, и за все годы бюджет дополнительно получил 471 млрд руб. Во-вторых, идет постепенное обеление всех отраслей: доля нелегальных товаров парфюмерной отрасли сократилась на четверть, обуви — на треть, по шинам и покрышкам доля контрафакта снизилась в два раза. На эти плюсы указывал глава Минпромторга Денис Мантуров.
Крупные игроки тоже оценивают внедрение маркировки положительно. Артем Подшибякин, руководитель юрдепартамента, директор по GR крупного ритейлера одежды «Новая Мода» (бренды Maag, Dub, Ecru, Vilet) подчеркивает, что технологический процесс отлажен и идет донастройка отдельных компонентов IT-платформы «Честный знак».
Есть и другие проблемы. Контрабандисты при желании могут обойти требования обязательной маркировки, выдавая незаконно импортированный товар за российский, говорит Подшибякин. По его словам, такие вещи злоумышленники маркируют как локальную продукцию, из-за чего искажается статистика роста производства некоторых товаров в РФ. Кроме того, иностранным поставщикам сложно понять и выполнить требования российского законодательства, говорит глава юрдепа «Новая Мода». «У нас «на входе» при приемке от зарубежных фабрик немаркированной продукции не бывает — мы строго за этим следим», — уверяет он.
Мы всегда участвуем в экспериментах по маркировке товаров. Это очень полезно: из первых рук узнаешь повестку Минпромторга и его планы, можешь донести обоснованные сомнения в тех или иных решениях. Если их качественно аргументировать, регулятор прислушивается.
По итогам экспериментов Минпромторг обычно принимает обязательные требования о маркировке товара, в отношении которого проводился эксперимент. Так участники эксперимента получают возможность заранее ознакомиться с системой и порядком нанесения маркировки, по возможности внести свои предложения и наладить рабочие контакты с регулятором, объясняет Анастасия Сивицкая, советник А значит, говорит она, «по итогам эксперимента бизнес может спрогнозировать расходы на нанесение маркировки, а к моменту введения обязательных правил — оптимизировать бизнес-процессы, обучить персонал».
Так, этой осенью Минпромторг предложил провести эксперимент по маркировке сладостей и кондитерских изделий с 15 декабря 2024-го по 31 августа 2025-го. Проект соответствующего постановления правительство разместило на официальном портале нормативно-правовых актов. Маркировка может затронуть шоколад, конфеты, зефир, пастилу, печенье, желе, джемы, мармелад, жевательную резинку и другие виды сладостей. Участие в эксперименте добровольное.
- Убедитесь, что товары, с которыми вы работаете, должны маркироваться, либо что для них скоро введут обязательную маркировку.
- Получите квалифицированную электронную подпись и настройте ПО для работы с ней.
- Подключитесь к оператору электронного документооборота.
- Зарегистрируйтесь в системе «Честный знак».
- Определитесь, как вы будете печатать коды. Если их немного, можно печатать этикетки на обычном принтере на самоклеящейся бумаге. Если объем большой, придется либо покупать специальный принтер, либо наносить коды в типографии.
- Купите специальный сканер штрихкодов. Кассиры в розничных магазинах сканируют им код товара и передают оператору фискальных данных. Но сканер нужен также оптовикам, производителям и импортерам. Например, чтобы провести инвентаризацию на складе и убедиться, что товар, отраженный в учетной системе компании, числится за этой компанией в системе маркировки.
- Для розницы обновите прошивку онлайн-кассы, чтобы она могла работать со сканером, добавлять коды маркировки в чек и пересылать оператору фискальных данных сведения о продажах маркированной продукции.
- Доработайте или замените свою учетную систему: она должна уметь работать с кодами маркировки.
Наказание за отсутствие маркировки
За это предусмотрена административная и уголовная ответственность. К первому варианту относится как производство и ввод оборот товаров без маркировки, так и их продажа. Таким образом, нарушителями могут признать и производителей, и продавцов немаркированных товаров.
Санкция за административное правонарушение предусматривает не только штраф, но и конфискацию немаркированного товара. Сивицкая обращает внимание, что зачастую потеря товара может оказаться более суровым наказанием, чем штраф, величина которого варьируется для юрлиц от 50 000 до 300 000 руб., а для оборота немаркированной алкогольной продукции и табачных изделий — до 500 000 руб.
Сейчас уже сформирована практика привлечения к административной ответственности за отсутствие маркировки. Например, Верховный суд в деле № 5-АД23-18-К2 признал законным привлечение к административной ответственности индивидуального предпринимателя за продажу товаров легкой промышленности (полотенца, постельное белье и прочее) без маркировки.
Нередко суды снижают размер взыскиваемого штрафа по ст. 15.12 КоАП со ссылкой на то, что фирма-нарушитель относится к малым предприятиям и «включена в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в категории микропредприятие».
Маркировка товаров на маркетплейсах
С 1 марта 2023 года маркетплейсы тоже обязаны передавать в «Честный знак» данные о выводе маркированных товаров, даже если по договору они оказывают только информационные услуги или услуги хранения и доставки. Это упростило работу продавцам — им не нужно выводить из оборота коды на товары, которыми они торгуют. Раньше после продажи товара маркетплейс передавал коды реализованной продукции продавцу, и тот сам выводил ее из оборота. При продаже через маркетплейс товара без маркировки или при отсутствии сведений в системе «Честный знак» о реализации маркированного товара площадку оштрафуют. Длительное время селлеры на маркетплейсах не всегда выполняли требования об обязательной маркировке, но сейчас ситуация улучшается, считает Подшибякин. «Корректность маркировки — обязательное условие при приеме товара на наш склад, — говорит Мухамед Хамуков, директор по антимонопольным вопросам Ozon. — Если на товаре, подлежащем маркировке, не считывается код по любой причине, то его не смогут разместить на складе, а значит, в продажу его не пустят».
При этом предпринимателей не штрафуют за отсутствие или неисправность кодов маркировки, подчеркивает Хамуков. Если Ozon выявляет проблему со считыванием кода при приеме на вклад, предприниматель может вывезти его и перепроверить корректность маркировки.
Как показывает статистика, до судебных разбирательств почти не доходят дела о нарушении маркировки со стороны крупного бизнеса. Два типичных спора этой категории против Wildberries заключались в оспаривании штрафов, которые «выписал» сам маркетплейс. Так, индивидуального предпринимателя Зайнидина Дуйшобаева онлайн-площадка наказала на 1,1 млн руб. за то, что он не замаркировал более 2000 «ювелирных изделий». Бизнесмен безуспешно пытался доказать, что речь шла об обычной бижутерии, которую по закону не надо маркировать (дело № А41-84166/2023).
Для предпринимателей может быть проблематичным корректно заполнить карточку товара, а именно — указать верный код ТН ВЭД. Проблема заключается в том, что фактически код ТН ВЭД предприниматель выбирает самостоятельно и может выбрать ошибочно. При этом необходимость нанесения средств идентификации может быть обусловлена кодом ТН ВЭД.
Например, в деле № А41-43409/2024 суд признал обоснованным штраф, который Wildberries наложил на предпринимателя. Тот оспорил наказание со ссылкой на то, что изначально ошибочно выбрал неверный код ТН ВЭД в карточке товара, а такой код предполагал обязательную маркировку товара средствами идентификации. Штраф был наложен из-за отсутствия маркировки на момент поставки товара маркетплейсу. В дальнейшем предприниматель изменил код ТН ВЭД на корректный, который уже не требовал обязательной маркировки товара. Но суд согласился с правомерностью штрафа, поскольку изменения кода ТН ВЭД были внесены уже после поставки товара, обращает внимание на это решение Сивицкая.
Компании «Эндакси» повезло больше. Wildberries оштрафовала фирму на 1,5 млн руб. за то, что она без маркировки продавала молочную продукцию. Арбитражный суд Московской области в этом конфликте согласился с позицией «Эндакси», так как их товар — сухое молоко кокосовое не подлежит маркировке, поскольку считается растительным продуктом и заменителем молока, а не молочным продуктом животного происхождения (дело № А41-54843/2023).
Современное право
в ритейле