Судьи
28 ноября 2024, 21:13

Несправедливое предупреждение и отец-адвокат: как прошел день жалоб в ВККС

ВККС изучила шесть жалоб. Одна из них касалась ситуации, когда региональная ККС вынесла предупреждение судье за нарушение сроков, но не учла общую характеристику его работы. Другая судья совершила ошибку, не повлекшую никакого ущерба, но это все равно стоило ей мантии. Еще ВККС рассмотрела обращение судьи, чья жена открыла счет в иностранном банке. Три претендента, которым ранее отказывали в рекомендации, посчитали такое решение несправедливым. Но лишь одному из них удалось убедить в этом высшую квалифколлегию.

Замечательное дело

Роман Карпунин, судья Дальнегорского районного суда Приморского края, так сильно затягивал сроки судопроизводства, что его привлекли за это к дисциплинарной ответственности. В производстве Карпунина находилось уголовное дело о незаконном получении кредита (ст. 176 УК) и краже с незаконным проникновением в жилище (ч. 3 ст. 158 УК). Дело, по мнению ККС Приморского края, ни правовой, ни фактической сложности не представляло: обвиняемый признал вину, а материалы уместились в двух томах. Карпунин нерационально распределил время, множество раз откладывая рассмотрение по разным причинам. В его производстве дело находилось восемь месяцев. Судья вынес постановление о возвращении дела прокурору, которое впоследствии отменили.

Эти обстоятельства стали причиной, по которой судье вынесли предупреждение. Рассматривая решение нижестоящей квалифколлегии, председатель ВККС Николай Тимошин заметил, что в нем нет ни качественных, ни количественных показателей работы Карпунина. Оказалось, что при вынесении предупреждения эти факторы члены коллегии не учитывали. По этой причине ВККС заменила предупреждение на более мягкое дисциплинарное взыскание — замечание.

Добросовестное заблуждение судьи

Экс-судья Тобольского райсуда Тюменской области Елена Зальбугарова обратилась в ВККС с жалобой на очередной отказ ККС Тюменской области в пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам, и ей снова отказали. В 2017 году ККС и ВККС (по запросу Тюменского областного суда) лишили Зальбугарову мантии за то, что она посчитала иск о взыскании заработной платы трудовым спором и в дальнейшем наложила обеспечительные меры. Она заметила ошибку, прекратила производство и сняла обеспечительные меры, но было поздно. Обжаловать решение не получилось. 

В 2020 году судья пыталась добиться пересмотра решения по новым обстоятельствам дважды: в сентябре и декабре. Оба раза — отказ. Во время нового рассмотрения представитель Зальбугаровой назвал судейскую ошибку «добросовестным заблуждением», отдельно подчеркнув, что она быстро ее ликвидировала без ущерба для сторон спора. Еще он сослался на постановление ВС о дисциплинарной ответственности судей, согласно которому ККС не наделена полномочиями по проверке законности и обоснованности судебного акта.

Выслушав все доводы и посовещавшись, члены ВККС оставили жалобу без удовлетворения.

Брачный договор и счет в Узбекистане

Юрий Кожевников, судья Завьяловского районного суда Удмуртской Республики, решил уйти в отставку и подал заявление. Его уже начали рассматривать, когда внимание квалифколлегии обратили на то, что Кожевников совершил дисциплинарный проступок: два года назад его жена открыла счет в узбекистанском банке «Капитал». На этом основании рассмотрение заявления об уходе в отставку пришлось отложить, пока не решится вопрос о наложении дисциплинарного взыскания. В итоге ККС досрочно лишила Кожевникова полномочий, а его заявление так и осталось нерассмотренным.

По словам судьи, жена сделала это, так как на тот момент они оба находились в Узбекистане и искали способ для безналичных расчетов. Он добавил, что у них есть брачный договор, в котором закреплен раздельный режим имущества. «Супруга передо мной о своих решениях не отчитывается», — подчеркнул Кожевников. Этот аргумент не убедил квалифколлегию, но она обратила внимание на другое: совершенное Кожевниковым нарушение не относится к дисциплинарным проступкам, соответственно, встал вопрос о том, что рассмотрение заявления об отставке приостанавливать не следовало.

После продолжительного совещания ВККС полностью удовлетворила жалобу Кожевникова, отменив решение региональной ККС о приостановлении производства и досрочном прекращении полномочий судьи.

Претенденты, которые не сдаются

Некоторые претенденты на судейские должности не захотели мириться с отказами. Среди них — Сергей Колмагорцев, который метил на должность мирового судьи по Магдагачинскому районному судебному участку № 2. Председатель ККС Светлана Дементьева объяснила негативное решение региональной коллегии о кандидатуре Колмагорцева двумя обстоятельствами: претендент предоставил некорректные сведения о себе, а еще с ним связан конфликт интересов. Она уточнила, что в первом случае обнаружили несостыковки в указанной площади объектов недвижимости и информации о владении личным транспортом, во втором — рассмотренные дела в отношении самого кандидата и его семьи на территории районного участка № 1 (их всего два). Представитель Колмагорцева, в свою очередь, отметил, что упомянутые несостыковки незначительны, а конфликт интересов вообще неприменим — речь о должности на участке № 2, а не № 1. Коллегия жалобу не поддержала.

Неудача постигла и адвоката Инну Новгородскую. Она хотела занять должность судьи Кытмановского райсуда Алтайского края. Региональная ККС ей отказала, сославшись на потенциальный конфликт интересов: отец Новгородской руководит местной адвокатской конторой. Правда, с 1 января 2019 года по настоящий момент Кытмановский суд не рассматривал дела с участием организаций, в которых работают ее родственники, включая отца. Сама Новгородская считает, что соответствует всем заявленным на должность требованиям. Тем не менее ВККС оставила ее жалобу без удовлетворения.

Завершился день рассмотрением жалобы Ильи Сотникова, которого отказались рекомендовать кандидатом на должность мирового судьи судебного участка № 35 Чурапчинского района Республики Саха (Якутия), где он работал и прежде. Сотников оказался единственным претендентом, откликнувшимся на эту вакансию, но после изучения стабильно низких показателей работы ему отказали. Свое качество работы он низким не считал и настаивал, что в протокол неправильно записали мнения и пояснения совета судей. 

Ни сам судья, ни представитель региональной ККС на заседание не пришли. Изучив жалобу в их отсутствие, ВККС сочла ее обоснованной и удовлетворила.