Инструменты структурирования активов
Что из себя представляет управление активами, как ими управлять и что будет, если это пустить на самотек, говорила руководитель практики семейного и наследственного права Ирина Зимина. Она выделила ключевые этапы управления семейными активами.
- Определить цели управления
Это может быть желание упорядочить активы для себя, подготовить их для наследования, обеспечить регулярный доход для незащищенных наследников или исключить их из управления бизнесом. - Составить перечень активов и пассивов
Начать следует с полной инвентаризации имущества, включая обязательства. Особое внимание стоит уделить правоустанавливающим документам, так как их отсутствие или ошибки в них влекут риски вплоть до утраты имущества или контроля над компанией. - Провести комплексную проверку (due diligence)
Важно оценить все аспекты: корпоративные структуры, недвижимость, судебные споры, санкционные риски. - Разработать систему управления и определить шаги ее реализации
Выбрать инструменты, такие как личные фонды, ЗПИФ, брачные договоры или корпоративные соглашения. Затем определиться со структурой, которая будет отвечать текущим и будущим задачам. - Регулярно проверять, как функционирует система управления
Законодательство и рыночные условия постоянно меняются, поэтому необходимо проводить мониторинг и актуализировать систему.
Структурирование капитала — это не просто вопрос завещания или брачного договора. Это комплексный процесс, включающий анализ рисков, целей и инструментов управления.
Систематизация и учет частного капитала нужны и для того, чтобы избежать потерь, связанных с неосведомленностью наследников и ограниченными полномочиями нотариусов. Если не заниматься структурированием и учетом активов, то до 30% наследственного имущества в России станет выморочным, поскольку наследники зачастую не обладают информацией об активах родственника, предупреждает партнер Виктория Дергунова. Зачастую при работе с клиентами выявляются не только запросы, например, на наследственное планирование, но и сопутствующие риски: налоговые, банкротные, корпоративные, семейные, санкционные. Часто это приводит к пересмотру изначального запроса и выбору других инструментов, таких как личные фонды или брачные договоры.
Партнер Роман Баханец отметил, что раньше все доверяли иностранным консультантам, считая, что это более безопасно, поскольку они находятся не в России, а значит, не заинтересованы в имуществе клиента. Но ситуация изменилась. Дергунова рассказала, что доверие к иностранным консультантам сейчас упало из-за необходимости раскрытия информации, которая может попасть к регулятору, за чем могут последовать санкции и блокировка активов.
Без личных фондов сегодня не обходится ни одно обсуждение структурирования активов. Это относительно новый инструмент, который можно создать как на определенный срок, так и бессрочно. По форме он считается некоммерческой организацией. Для его регистрации потребуется решение о создании, устав, отчет независимого оценщика о вносимом имуществе и разрешение на использование личного имени в наименовании личного фонда.
Личные фонды максимально интересны с точки зрения структурирования и грамотного подхода к налогообложению и уже совсем неплоской ставки.
О том, какие основные задачи помогает решить личный фонд, говорила старший партнер и руководитель практики по структурированию бизнеса и созданию личных фондов Юлия Мясникова. Инструмент помогает консолидировать активы в одном месте и сохранить их. Одним из главных плюсов эксперт считает то, что ни выгодоприобретатели, ни кредиторы не имеют права распоряжаться этим имуществом, а вся информация об учредителях фонда и его активах конфиденциальна. Из минусов эксперт выделила отсутствие судебного опыта в силу новизны инструмента. «Но такая практика не появится в ближайшие десятилетия, а потребность защитить капитал есть уже сейчас», — подчеркнула спикер.
С августа личному фонду присвоили статус квалифицированного инвестора, что дает ему более расширенные инвестиционные и финансовые инструменты. Благодаря этому фонд может быть пайщиком ЗПИФ, такие примеры даже уже появились в России, отметила Мясникова.
Управляющий партнер и адвокат Вячеслав Голенев рассказал о скрытых преимуществах личных фондов, на которые редко обращают внимание. В налоговой сфере это однократное взимание 15% налога на прибыль и возможность применения УСН, а в наследовании — отсутствие сложных правил об обязательной доле, сроках и очередности. Спикер также указывает, что передачу активов внутри личного фонда можно организовать по подназначению. Согласно закону, можно определить круг лиц, которому будет переходить наследование фонда, и указать нисходящую линию. Тогда имущество останется внутри «родового древа». Но личный фонд имеет смысл создавать тогда, когда все хорошо, а не когда все плохо, предупреждает Голенев. В течение трех или десяти лет (предельный срок исковой давности) на имущество могут обратить взыскание, поэтому надеяться, что фонд поможет укрыть активы, не стоит.
Почему частный капитал выбирает ЗПИФ — рассказала управляющий директор ЗПИФ для корпоративных и частных клиентов «УК Промсвязь» Елена Часовских. Она подчеркнула, что спрос на ЗПИФ активно растет в связи с изменениями в законодательстве и налоговой реформой, которые простимулировали развитие этого инструмента. К тому же ЗПИФ — проверенная модель для управления частным капиталом, которая существует уже 20 лет. Сейчас такие фонды можно создавать на 15 лет, но правительство уже планирует улучшить работу фондов, в том числе предусмотреть возможность их создания на более длительный срок (до 40 лет).
Профессиональное управление фондом — ключевое преимущество ЗПИФ. Управляющая компания несет ответственность за результаты работы фонда, что важно для инвесторов. Еще она помогает решать конфликты и вопросы, связанные с управлением активами и привлечением новых инвестиций. При этом ЗПИФ могут привлекать не только корпоративных, но и частных инвесторов, отметила Часовских.
О роли семейных офисов в управлении активами рассказала партнер Екатерина Попова. Семейный офис — это структура, которая помогает состоятельным семьям управлять своими делами, начиная от персональных ассистентов и заканчивая полными управляющими командами. «Сколько семей — столько и офисов», — добавила спикер. Чаще семейный офис формируется из сотрудников основного бизнеса, например корпоративных юристов. Эти специалисты, зная структуру компании и финансовые потоки, начинают заниматься и личными делами владельцев. Такой подход удобен, но нередко приводит к конфликтам, особенно если в бизнесе несколько партнеров.
Главная задача семейного офиса — сохранять и приумножать ресурсы семьи, помогая управлять активами и выстраивать преемственность.
Попова упомянула и другую форму — мультисемейные офисы, которые обслуживают сразу несколько семей. Они чаще встречаются в западной практике, но в России их число растет, особенно за счет крупных банков и консалтинговых компаний, предлагающих похожие услуги.
Одна из функций семейного офиса — управление личным фондом. Управляющий партнер и руководитель практики управления частным капиталом и налоговой практики Роман Маргулис говорил о том, как эти два инструмента взаимодействуют. При интеграции семейного офиса в структуру личного фонда клиенты хотят решить три задачи: учесть интересы наследников, разрешить конфликты внутри семьи, построить долгосрочное планирование. Все эти цели, по словам Маргулиса, можно реализовать через совет фонда. Он включает в себя самых доверенных лиц учредителя, которые принимают решения о взаимодействии с выгодоприобретателями и внешними структурами. В завершение эксперт подчеркнул, что правильная организация личного фонда позволяет создать полноценный семейный офис, который не только эффективно работает при жизни учредителя, но и предотвращает хаос после его смерти.
Заведующий МГКА Никита Филиппов говорил о прямых инвестициях в бизнес и их правовом сопровождении. Он отметил, что, несмотря на сложности, прямые инвестиции остаются одним из наиболее эффективных способов вложения капитала. Эксперт подчеркнул, что цель прямых инвестиций не только во вложении средств в развитие бизнеса, но и в получении доли участия в нем. Для этого есть два основных способа реализации таких инвестиций: приобретение доли в капитале компании или заключение договора конвертируемого займа. Конвертируемость позволяет инвестору до последнего момента выбирать, приобретать ли долю в бизнесе или получать деньги с процентами.
Для минимизации рисков Филиппов посоветовал предварительно проверять компании, в том числе через использование открытых источников и даже частных детективов. Ключевым инструментом защиты интересов инвесторов, по мнению эксперта, становится корпоративный договор. Документ регулирует права и обязанности участников, он содержит порядок выхода из бизнеса в случае достижения или недостижения определенных показателей. Но главное для успешных инвестиций и минимизации потерь — грамотное юридическое сопровождение и тщательный расчет всех возможных рисков.
Фонды и активы за рубежом
Советник Дмитрий Сорокин выступил с обзором наследования в ОАЭ, выделив особенности для различных групп населения. Эксперт подчеркнул, что планирование наследства в Эмиратах требует учета местных законов, детального подхода и профессиональной юридической поддержки. Так, шариат применяется ко всем мусульманам независимо от их гражданства или резидентства. По завещанию можно распоряжаться только третью активов, остальное распределяется по установленным нормам. При этом использование фондов и трастов позволяет избежать некоторых ограничений шариата. Еще с 2022 года в ОАЭ действует закон о персональном статусе, предоставивший упрощенную систему для немусульман-резидентов. По его условиям 50% активов передаются пережившему супругу, остальные распределяются между детьми или другими наследниками. Но процедура наследования проходит через суд, что может повлиять на стоимость и сроки.
Управляющий партнер Сергей Герасимов в своем выступлении сделал акцент на личных фондах в ОАЭ как одном из оптимальных механизмов для структурирования в условиях, когда значительное количество активов россиян остается за рубежом. Спикер отметил такие преимущества Эмиратов, как дружественность, развитую банковскую систему и усиленную защиту фонда. Рассматривать споры в отношении активов фонда можно только в ОАЭ, что исключает влияние зарубежного права. Еще закон устанавливает срок в три года, после которого невозможно оспаривать переданное в фонд имущество. При этом активы фонда выводятся из личной собственности учредителя, что устраняет риски заморозки, обязательных долей и других сложностей наследования.
Эмиратские фонды предлагают механизм защиты должностных лиц, что исключает возможность их преследования за рубежом в связи с деятельностью фонда.
Партнер Игорь Кузнец затронул ключевые изменения и практические аспекты процесса разблокировки иностранных активов, которые застряли в российских и международных системах после введения санкций. По словам спикера, процесс получения лицензий на разблокировку ценных бумаг, оставшихся в Euroclear и Clearstream, остается сложным и малорезультативным. Вдобавок Минфин Бельгии теперь требует указывать конкретные бумаги в заявке на разблокировку (подавать обобщенные заявки больше нельзя). Но есть и послабления. Гражданам и резидентам Великобритании и США разрешили переводить свои активы в банки этих стран, что ранее было невозможно.
Многие опасаются, что к 2025 году, через три года после начала санкций, истечет срок давности для подачи заявок. Но Минфин Бельгии и европейское законодательство таких сроков не устанавливали, поэтому ситуация остается стабильной.
Летом США ввели санкции в отношении Национального расчетного депозитария, и теперь для разблокировки нужно получать лицензию Управления по контролю над иностранными активами Минфина США. Но есть и другие варианты: подарить активы близкому родственнику с иностранным ВНЖ или бенефициару, если дело касается акций юрлиц. Кузнец также отметил множество появившихся предложений о покупке заблокированных активов иностранными инвесторами. Эксперт отметил, что это не всегда возможно из-за российских ограничений, но вполне реально для контролируемых иностранных компаний. Последний способ, который упомянул Кузнец, — продажа на Мосбирже с 80–90%-м дисконтом. Такой вариант пригодится тем, кому нужно скорее избавиться от активов.
Наследственное планирование
По словам партнера Ильи Алещева, наследственное планирование — это не просто формальные процедуры. Даже идеальные с юридической точки зрения конструкции могут не сработать, если между поколениями нет диалога. «Без открытого разговора ни одна структура не будет работать так, как задумано», — отметил он. В России многие состоятельные семьи традиционно избегают обсуждения вопросов капитала. Это, в свою очередь, создает серьезные проблемы, поскольку отсутствие открытости приводит к ошибкам и конфликтам.
Многие наследодатели не готовы обсуждать деликатные вопросы. Но Алещеев советует начать с малого, например оставить контакты юриста, который вел дела семьи, или создать базовый план на случай непредвиденных обстоятельств. «Важно обсуждать не только кто что получит, но и общую стратегию: откуда берутся деньги, какие у семьи ценности, как принимаются решения», — заключил эксперт. По его мнению, это позволяет создавать структуры, которые работают эффективно и поддерживают гармонию между поколениями.
Один из форс-мажоров — конфликт, когда наследники не смогли друг с другом договориться. Советами о том, как в этом случае минимизировать риск дробления активов, делилась старший юрист Дарья Балмашнова. По словам эксперта, одна из главных причин конфликта все та же — отсутствие наследственного планирования. В России до сих пор немало случаев, когда у наследодателя нет ни завещания, ни брачного договора, а порой даже базового плана распределения активов. Неопределенность в составе наследников — еще одна распространенная причина. Нередко о существовании детей от прошлых браков или внебрачных отношений становится известно уже после смерти наследодателя. Это приводит к эмоциональному напряжению, ревности и личным обидам.
Для избежания проблем Балмашнова выделила несколько ключевых мер:
- наследственное планирование — чем раньше создан юридически грамотный план, тем меньше шансов, что возникнет спор;
- медиация и мировые соглашения — конфликты можно решить, если стороны готовы к диалогу;
- продажа спорных активов — если ни один из наследников не заинтересован в сохранении объекта, лучше реализовать его и разделить вырученные средства;
- использование компенсационных механизмов — например, одному наследнику передается актив, а другому выплачивается компенсация.
Рецептом идеального брачного договора поделился партнер Дмитрий Мальбин. Брачный договор позволяет супругам устанавливать практически любые условия о собственности, если они не противоречат закону. Например, можно предусмотреть компенсацию за передачу личного имущества одному из супругов. Практика показывает, что такие условия допускаются (определение ВС № 18-КГ19-82). При этом договор действует только в период брака, а если его расторгнуть, то документ прекращает действовать (определение ВС № 24- КГ23-26-К4).
Полное лишение имущества одного из супругов — это прямой путь к признанию брачного договора недействительным.
Мальбин напомнил, что с 2015 года соглашения о разделе имущества должны быть нотариально удостоверены. Если этого не сделать, соглашение признают недействительным. Срок исковой давности для оспаривания договора начинается с момента, когда один из супругов осознал неблагоприятные для себя последствия его исполнения. Например, начинается раздел имущества, и супруг понимает, что условия договора нарушают его права. В завершение спикер обратил внимание на желание некоторых супругов включать эмоционально мотивированные положения: полное лишение имущества в случае «недостойного поведения». Эксперт предупредил, что с юридической точки зрения такие положения часто невозможно реализовать.
Адвокат Анастасия Дегтярева говорила о нюансах сопровождения расторжения брака, особенно когда речь идет о крупных активах и сохранении бизнеса. В первую очередь эксперт советует проанализировать корпоративные документы, в том числе устав компаний, поскольку часто именно они регулируют вопросы о вступлении супругов и третьих лиц в состав участников общества. Обратить внимание следует и на изменение долей в уставном капитале, увеличение капитала или внесение дополнительных вкладов — это все важно учитывать, чтобы не столкнуться с неприятными сюрпризами. Когда приходит время разрешать конфликт, Дягтерева рекомендует заранее продумать варианты развития ситуации — от самого благоприятного до худшего. Особенно это важно, когда один из супругов активно вовлечен в бизнес, а другой лишь имеет общее представление о компании. В таких случаях может быть сложно договориться, так как один супруг не всегда понимает реальную стоимость и риски бизнеса.
Дегтярева также подчеркнула, что любой раздел имущества в рамках разводов всегда влечет турбулентность в бизнесе. Чем дольше длится конфликт, тем больше страдает сам бизнес: он теряет в стоимости, к тому же могут возникнуть проблемы с проведением корпоративных процедур. В итоге это может привести к банкротству. Поэтому чем быстрее стороны договорятся, тем лучше будет для бизнеса.
Как правильно подойти к инвестициям
Инвестиционный советник Wealth IQ Антон Джуган в выступлении подчеркнул несколько важных аспектов, касающихся формирования и сохранения личного благосостояния и стратегий инвестирования. Он отметил, что основным фактором успешного финансового планирования становятся четко поставленные цели, для каждой из которой есть свой инвестиционный инструмент. Например, депозиты не могут обеспечить доходность, превышающую инфляцию, но зато они гарантируют сохранение средств. В то время как акции связаны с большим риском, но могут принести как колоссальные прибыли, так и убытки.
Другой важный момент для формирования благосостояния — максимальное использование всех доступных налоговых льгот и преференций, которые могут значительно ускорить накопление капитала. При этом Джуган напомнил, что для наращивания капитала всегда придется принимать риски, без которых не будет и высокой доходности. Эксперт также посоветовал: никогда не следует консультироваться с теми, кто продает инвестиционные продукты, и нужно находить независимых консультантов, которые смогут предоставить объективную информацию без конфликта интересов.
Прогнозами аналитиков поделился персональный брокер «БКС-мир инвестиций» Роман Абуков. Он отметил, что аналитики делают прогнозы на основе текущих данных и сценариев, но, как показывает практика, их точность может сильно варьироваться. В условиях же неопределенности эксперт советует действовать, подстраиваясь под разные экономические сценарии. Абуков подчеркнул, что ценность аналитической работы заключается в аргументации, на основе которой составляются прогнозы. При этом всегда нужно быть готовыми корректировать свои стратегии в зависимости от изменения ситуации.
Абуков рассказал и о важности диверсификации инвестиций, которая помогает снизить риски. Например, комбинирование облигаций, акций и золота в портфеле может снизить риски и повысить доходность. В условиях изменчивой экономики, таких как текущие, использование разнообразных активов и проактивная корректировка портфеля становятся ключевыми для эффективного управления личным благосостоянием.
О том, как изменился рынок за три года, рассказал управляющий директор департамента крупного бизнеса «Россельхозбанка» Илья Шумов. Согласно статистике, с 2022 года больше всего подорожали бананы, спички и иностранные автомобили. В то же время некоторые товары, такие как гречка, капуста и древесно-стружечная плита, подешевели. Эксперт обратил внимание на вступающие в силу с нового года изменения налогового законодательства. Отмена льготы на налог для владельцев акций старше пяти лет и повышение налоговых ставок, по его мнению, негативно скажутся на рынке прямых инвестиций. Шумов выделил перспективы в distressed-активах, особенно в недвижимости, и проектах импортозамещения в IT и технологическом секторах. При этом эксперт подчеркнул, что фондовый рынок остается недооцененным, тогда как нынешние низкие мультипликаторы создают хорошие возможности для вложений.
Глава семейного офиса и советник владельцев крупнейших состояний по защите активов и планированию преемственности Алексей Станкевич говорил о вопросах налогового резидентства, гражданства и управления активами. Эксперт подчеркнул, что сегодня налоговое резидентство влияет на возможность открытия счетов, инвестиции и международные сделки. По его словам, в условиях усложнившихся требований банков важно следить за соответствием своих документов реальному месту проживания и источникам дохода. При этом владельцам активов стоит тщательно разделять российские и зарубежные активы и использовать международные структуры, такие как трасты и фонды, для снижения юридических и налоговых рисков.
Эксперт указал и на значимость наследственного планирования. По его словам, важно грамотно составлять завещания и учитывать особенности каждой юрисдикции, в которой находятся активы. «Современные условия требуют гибкости, проактивного подхода и готовности корректировать стратегии», — заключил Станкевич.