Личный фонд с нуля: как избежать ошибок и учесть все нюансы на каждом этапе создания

Чтобы создать личный фонд, нужно пройти через несколько этапов. Сначала важно понять, какой сценарий использования фонда вам подходит и какие активы вы хотите передать, ведь это напрямую влияет на налогообложение. Необходимо продумать план управления и порядок выбора выгодоприобретателей — спешка на этом этапе вызовет массу проблем. Не обойтись без нюансов и на последнем шаге у нотариуса. Юристы рассказали, как избежать ошибок на каждом этапе создания фонда и почему следует доверить управление фондом профессионалам.

В 2022 году Гражданский кодекс дополнили статьями о личных фондах. Поначалу механизм не был востребованным: бизнесмены привыкли использовать зарубежные трасты, а отечественная структура доверия не вызывала. Но после принятия поправок в августе 2024-го фонды начали набирать популярность. Их стало проще создавать, снизилась налоговая нагрузка, а сведения об учредителе и учредительных документах перестали быть общедоступными. Управлять частным капиталом с помощью личного фонда удобно — он обеспечивает владельцу высокий уровень контроля и конфиденциальности, считает Мария Кукла, партнер FTL AdvisersПричем сейчас в законе есть всего одно требование: передаваемое учредителем имущество должно стоить не менее 100 млн руб.

Создание личного фонда можно разделить на несколько этапов. Подробнее о них — в карточках.

1
Поставьте цель: для чего вам нужен личный фонд?

Первый шаг к созданию личного фонда — определить цели и задачи его создания. Виктория Шевцова, адвокат и управляющий партнер МКА RUBICON, рассказывает, что с помощью личного фонда можно не только распределять имущество между конкретными лицами, но и управлять этим активом, продолжая извлекать из него доход. Четкое понимание желаемого результата задает «рамку» для проработки учредительных документов, включая состав и полномочия органов управления, объясняет партнер и глава сектора частного капитала BIRCHАндрей Шпак. Они намного гибче в личном фонде, чем в ООО или АО. Нередко на этом этапе потенциальный учредитель и вовсе приходит к выводу, что личный фонд не решает его задачи, добавляет Кукла.

Каждый проект по созданию личного фонда уникален, и большое зло — это типовые или «коробочные» решения. В каждом случае требуется тщательная вдумчивая оценка до передачи актива, учитывающая и историю приобретения, и вид доходов, и планы на дальнейшую судьбу актива и генерируемых им доходов или убытков.

Мария Кукла, партнер FTL Advisers

Подробнее о сценариях использования личного фонда читайте в материале «Передача бизнеса и благотворительность: для чего используют личные фонды».

2
Определите активы, которые хотите внести в фонд

После того как вы разобрались с целью, самое время решить, какое имущество планируете передать в личный фонд. Его стоимость не может быть менее 100 млн руб., а после передачи право собственности на это имущество будет за фондом. Это устраняет притязания со стороны обязательных наследников. Учредитель перестает быть собственником этого имущества, а значит, при открытии наследства обязательные наследники не имеют права на свою долю (как это случилось бы при простом завещании), поясняет Шевцова. А еще, запаковывая активы в личный фонд, учредитель спасает их от требований кредиторов в будущем. 

Эксперт предупреждает: сделку по созданию личного фонда могут оспорить на общих основаниях. Если учредитель пытался скрыть активы от кредиторов и уйти от ответственности, фонд его не защитит. Чтобы снизить риски оспаривания сделки со стороны пережившего супруга, который не был учредителем фонда, Шевцова советует заранее получить его нотариальное согласие на передачу активов в фонд.

Советник корпоративной практики О2 КонсалтингЮлия Лисова напоминает, что законодательство не ограничивает перечень имущества, которое допустимо передавать в фонд. Например, это может быть:

недвижимость;доли и акции в компаниях;паи и иные ценные бумаги;имущественные права;объекты интеллектуальной собственности;валютные ценности;предметы роскоши.

По словам Лисовой, в личные фонды чаще всего передают деньги, доли и акции в компаниях, недвижимость и ценные бумаги, включая паи в ЗПИФ. Но, как уточняет Кукла, не все финансовые инструменты стоит использовать через личный фонд с точки зрения налоговой оптимизации. Многие вопросы налогообложения таких фондов до сих пор не урегулированы, а перечень пассивных доходов требует доработки.

3
Уточните нюансы: налоговый режим и система управления

Особенности фонда во многом зависят от того, какие активы вы решили передать в него изначально. Выбор категории активов определяет дальнейшие шаги: как правильнее поступить, какой налоговый режим выбрать, какую систему управления внедрять, перечисляет Андрей Крупский, управляющий партнер «Лемчик, Крупский и Партнеры»

Юрист предупреждает: по некоторым видам имущества важно тщательно оценивать налоговые риски. Например, если внести в личный фонд коммерческую недвижимость, которую раньше сдавали и планируют сдавать дальше, налоговые органы могут потребовать уплату НДС. Крупский подчеркивает, что каждое внесение имущества нужно ювелирно проверять с точки зрения налоговых последствий.

Следующее, о чем стоит подумать, — выбор налогового режима. Так как личный фонд — это обычное юридическое лицо, несмотря на свой некоммерческий статус, он может применять упрощенную систему налогообложения, напоминает юрист. 

Особенность личного фонда в том, что после смерти учредителя изменить его правила уже нельзя. Пожалуй, это главный недостаток структуры, так как изначально хочется создать фонд на 150 лет, но как будто это лишает инструмент гибкости.

Андрей Крупский, управляющий партнер «Лемчик, Крупский и Партнеры»

4
Решите, кто будет управлять фондом, а кто станет выгодоприобретателем

Теперь, когда вы точно знаете, зачем вам нужен фонд и какое имущество будет ему принадлежать, самое время решить, кому бы вы доверили управление им. Можно продумать систему управления и оставить рекомендации, но невозможно гарантировать, что те лица, которых учредитель видит в качестве управляющих, смогут длительное время действовать эффективно и грамотно, а главное, в пользу выгодоприобретателей, говорит Анастасия Полетаева, адвокат «Аснис и партнеры»Особенно если в составе имущества есть бизнес-активы.

Она отмечает, что обычно учредители передают управление тем, с кем сложились личные доверительные отношения, и дают им инструкции об управлении. Но, по словам адвоката, такие инструкции со временем устаревают. Если у управляющего нет нужных навыков и опыта, сохранить активы будет сложно, не говоря уже о том, чтобы их приумножить.

Но даже самые надежные специалисты не всегда могут гарантировать стабильное и эффективное управление на протяжении долгого времени, уверен Станислав Голотвин, управляющий партнер Павлова, Голотвин, Быканов и партнерыЭто связано с объективными ограничениями, связанными с человеческим фактором и временными рамками профдеятельности. По этой причине Голотвин считает, что стоит привлекать специализированные компании, которые профессионально управляют личными фондами.

Привлечение институциональных управляющих для профессионализации управления личными фондами — важный шаг к их устойчивому развитию. Это повысит качество управления активами, минимизирует риски и обеспечит долгосрочную стабильность фондов.

Станислав Голотвин, управляющий партнер Павлова, Голотвин, Быканов и партнеры

Помимо устава, можно утвердить условия управления личным фондом, и оба документа нужно заверить у нотариуса. В эти условия допустимо включать положения о передаче выгодоприобретателям или отдельным категориям лиц всего имущества личного фонда или его части. Еще их можно поставить в зависимость от наступления обстоятельств, которые произойдут или не произойдут. Выгодоприобретателей можно и не выбирать — есть право возложить это на органы личного фонда. Дополнительно есть возможность указать в уставе создание высшего коллегиального органа, попечительского совета и надзорного органа. 

Правила корпоративного управления личным фондом требуют тщательной и детальной проработки, что занимает гораздо больше времени, чем учредители обычно ожидают.

Андрей Шпак, партнер, глава сектора частного капитала BIRCH

В Гражданском кодексе есть еще одна норма, о которой стоит помнить: после смерти учредителя фонда устав, условия управления и другие внутренние документы получится изменить только по решению суда и лишь в некоторых случаях. А потому не стоит оставлять разработку детального плана управления и определения выгодоприобретателей на потом, советует Полетаева. 

Некоторые учредители слишком торопятся поскорее сформировать имущество фонда. Это ошибка, которая создает серьезные проблемы для его близких, если он умирает до того, как документально оформляет продуманный план.

Анастасия Полетаева, адвокат «Аснис и партнеры»

5
Зарегистрируйте фонд

Это самый быстрый этап. Перед регистрацией нужно посетить нотариуса, который удостоверит устав, решение об учреждении личного фонда и условия управления. Важно убедиться, что вносимое имущество — личное, то есть не входит в состав совместно нажитого в браке, говорит Полетаева. Нотариус может сразу отправить заявление в ФНС, которая теперь занимается регистрацией фондов. В этом случае документы зарегистрируют в день их удостоверения. А если в фонд вносят другие активы, кроме денег, потребуется оценить их рыночную стоимость.

Для регистрации личного фонда понадобятся следующие документы:

устав;решение об учреждении;условия управления;оценка рыночной стоимости вносимых активов.

Кукла советует учесть, что законодательство в сфере нотариата несколько отстает от практики и нотариусы могут по-разному подходить к удостоверению документов. Требования к содержанию и форме документов зачастую существенно различаются, предупреждает она. Поэтому лучше заранее уточнить эти нюансы у нотариуса, у которого собираетесь регистрировать личный фонд.