Проблемы регулирования платформенной занятости
Целую сессию на мероприятии посвятили платформенной занятости. Речь идет про гибкий формат включения в рынок труда, предполагающий использование цифровой платформы как посредника между исполнителями работ и потребителями. Такое определение этому термину дают эксперты НИУ ВШЭ. Из примеров подобных платформ в России – Яндекс.Такси, Profi.ru, YouDo и другие. На первый взгляд, такой формат сотрудничества удобен и клиентам, и поставщикам услуг, отметила Марина Рыжкова, партнер, руководитель трудовой практики . Но есть и «обратная сторона медали».

Платформа – всего лишь посредник, который не гарантирует вам качество оказываемых услуг.
С обсуждаемой сферой связано несколько проблем, которые перечислила Ольга Чиркова, советник . Во-первых, отсутствие регулирования платформенной занятости на законодательном уровне, во-вторых, незащищенность интересов платформенных занятых и, в-третьих, активно привлекаемые туда мигранты. Чтобы справиться с этими трудностями, властям необходимо предпринять несколько шагов. По мнению Чирковой, в действующем законодательстве обязательно следует предусмотреть социальные гарантии для платформенных занятых, четко обозначить их статус в национальных законах, квалифицировать платформенные отношения с учетом уникальных специфических черт и урегулировать деятельность граждан из других стран. Про роль иностранцев высказался Николай Курдюмов, президент международного альянса «Трудовая миграция». Он сделал акцент на важности протекционистской политики российских властей по этому вопросу.
В существующих реалиях правоотношения оператора платформы с платформенными занятыми может строиться на двух типах договоров: агентские (ст. 1005 ГК) или возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК). Про то, какие условия можно в них предусмотреть, говорила Ольга Тянгаева, юрист по трудовому праву Яндекс Go. Она объясняла, что альтернативой штрафов за неоказанные услуги из услугового договора может выступать положение про «success fee» в агентском, а наказание за низкое качество подменяется взаимными рейтингами исполнителя и заказчика.
Есть и другая проблема – ФНС может добиться переквалификации подобных отношений в трудовые, предупредила Тянгаева. Так произошло в деле № А76-20897/2023. Предприниматель Фарит Садыков нанимал самозанятых для выполнения работ, не заключал с ними трудовые договоры и не платил НДФЛ как налоговый агент. После проверки инспекция доначислила бизнесмену 2,6 млн руб. налогов. Юлия Заскальченко в своем выступлении как раз назвала шесть признаков, по которым можно четко квалифицировать платформенные отношения как трудовые:
- договоренность сторонами о личном выполнении работ,
- устойчивый и стабильный характер взаимодействий (регулярные схожие заказы),
- подчиненность и зависимость труда,
- для исполнителя выполнение таких заказов – основной источник дохода,
- признание прав физлица на еженедельные выходные и отпуск,
- обеспечение условий труда и гарантий, свойственных трудовым отношениям
Тем временем, сейчас разрабатывают законопроект о платформенной экономике, который обсуждают на разных площадках вплоть до Совета Федерации. По словам руководителя практики трудового права и защиты данных Дениса Бушнева, не так страшен этот документ, каким его «рисуют». Во-первых, инициатива еще находится на стадии проработки профильными ведомствами и ей только предстоит попасть в Госдуму. Во-вторых, среди представителей государства и бизнеса точно есть общее понимание, что платформенная занятость, хоть и не равнозначна трудовым отношениям, но ей необходимо стимулирование социального страхования, пусть и пока на добровольных началах, заметил Бушнев.
Константин Лейбовский, начальник отдела экономической безопасности сервиса доставки продуктов «КУПЕР» рассказывал про те риски, которые возникают при использовании платформенной занятости. По его словам, самая опасная категория – стратегические риски, которые могут привести к краху всего бизнеса. Докладчик привел в пример историю с приостановкой работы «Кухни на районе» из-за отравления клиентов этого сервиса. По словам Лейбовского, обычно риски претензий от потребителей возникают по двум основным причинам: низкое качество услуг или нарушение сроков выполнения работ. Чтобы предотвратить их наступление, нужно контролировать качество услуг и давать оперативную и понятную обратную связь клиентам.
Грамотные увольнения
О тенденциях правоприменительной практики в сфере трудового права говорила Нелли Айзитулина, руководитель госинспекции труда в Московской области. Она подчеркнула, что количество ежемесячных обращений в их ведомство не снижается, составляя в среднем: 4000 по Москве и 1500 в Московской области. Чиновник попросила бизнес обратить особое внимание на новые формы проверок, заработавшие с 2021 года. Речь идет про инспекционный визит, рейдовый осмотр, наблюдение и выездное обследование. Например, для наблюдения используются различные инструменты, среди которых и публичные реестры. Айзитуллина объяснила, что наблюдение позволяет более точечно определять объекты для внеплановых проверок, опираясь на индикаторы рисков, утвержденные Минтрудом.
Вообще, одна из самых болезненных тем отрасли – расставание с сотрудниками. Ситуация осложняется, если речь идет про дистанционных работников. Так, уведомлять дистанционщика об увольнении из-за сокращения нужно по электронной почте. Фактическим подтверждением получения такого послания станет ответное письмо от сотрудника, пояснил Максим Плахотин, руководитель направления трудового права Алроса. Более того, в таких случаях работнику на удаленке работодатель обязан предложить все вакансии и по месту своего нахождения, даже если фактически работник находится в другой местности. И не стоит пытаться скрыть наличие вакантных должностей в штате. Мария Юмашева, главный юрист Mercury предупредила, что в случае судебного разбирательства эти факты обычно обнаруживаются из корпоративной рассылки, на ресурсах по поиску работы или из ответов социального фонда.
Особенно непросто увольнять топ-менеджеров. Георгий Мжаванадзе, партнер продемонстрировал это на случае из практики. Гендиректор компании отказался уходить по соглашению сторон и уехал в заграничную командировку. Тогда руководителя решили уволить по решению собственника, чьи интересы представлял Мжаванадзе с коллегами.

Документы об увольнении мы направили по WhatsApp, СМС и электронной почте
В итоге решение об увольнении устояло в суде, уведомление бывшего топ-менеджера признали надлежащим, а все его доводы отклонили. Среди прочего суд обратил внимание на то, что истец пропустил месячный срок по обжалованию решения собственника компании. Более того, в мотивировочной части суд отметил, что госинспекция труда не вправе разрешать трудовые споры, поэтому обращение в этот орган не приостанавливает течение процессуальных сроков, обратил внимание Мжаванадзе.
Продолжая тему судебной практики Елена Питиримова, партнер выделила три главных, на ее взгляд, разбирательства в сфере трудового права за 2024 год. Среди них оказалось решение Верховного суда по делу № 36-КГПР24-3-К2. Судьи ВС указали, что четыре выговора меньше чем за год свидетельствуют о желании нового руководства предприятия избавиться от работника, имеющего более чем 40-летний опыт работы и различные награды. Увольнение такого сотрудника признали незаконным.
Но не только ВС формирует важную для отрасли практику. Важный вывод по поводу правил взыскания судебной неустойки в трудовых спорах сделал Конституционный суд (Постановление КС № 52-П от 14 ноября 2024 года).

Если работодатель не исполняет решение суда, принятое по трудовому спору, то за такую просрочку к нему можно применить правила о судебной неустойке, установленные нормами процессуального законодательства. К такому выводу пришел КС.
Были и вопросы из зала от гостей конференции, на которые отвечали эксперты. Так, Юлия Ершова, замначальника отдела трудовых споров Центра судебной работы Дирекции по правовым вопросам московского метрополитена объясняла, что работодатель не может заменить накопившиеся и не потраченные дни отпуска компенсацией. Только за дополнительные отпуска полагается подобная выплата, если о ней попросил сам сотрудник, сказала она.
Работа с персональными данными
Грамотная работа с персональными данными – дополнительная головная боль работодателей. Тем более, что Роскомнадзор взял курс на тотальное регулирование и борьбу с утечками в этой сфере, как охарактеризовала подход ведомства Ирина Голованова, советник . При этом эксперт четко пояснила, что будет считаться утечкой персональных данных ― неправомерное копирование базы ПД, ее попадание в открытый доступ в интернете и т.д.

Обязательно нужно принимать превентивные меры, направленные на защиту персональных данных. В случае их утечки важно показать Роскомнадзору, что вы делали все возможное, чтобы не допустить ее.
При этом число утечек персональных данных продолжает расти. Если в 2023 году их было 300 млн, то в 2024 уже 710 млн. Такую статистику со ссылкой на Роскомнадзор привела Мария Гуторова, юрист практики Трудового права . Она отметила, что почти в половине случаев утечки происходят по вине сотрудников компаний. Поэтому не удивительно, что с 30 мая заработают оборотные штрафы за утечку персональных данных. В связи с этим Дарья Калиш, юрист по работе с персональными данными Солар посоветовала обратить внимание на несколько моментов: индивидуальные предприниматели отвечают как юридические лица, отменяется «скидка» в размере 50% за раннюю оплату штрафа и смягчается ответственность по специальным правилам лишь в случае, когда произошла повторная утечка ПД.
От утечек эффективно защитит качественная система сбора/хранения персональных данных работников и клиентов в компании. Про то, как ее грамотно выстроить, говорила Александра Гурцкая, старший юрист Сибур Диджитал. Она призвала руководствоваться несколько принципами в этом процессе. Во-первых, обрабатываемые ПД не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки. Во-вторых, субъекты ПД должны знать, какие данные и кем обрабатываются. В-третьих, они должны храниться не дольше, чем этого требуют цели обработки таких сведений.
При этом работник никак не наказывается за отказ от предоставления персональных данных. То есть работодатель не может привлечь к ответственности работника, отказавшегося предоставить персональные данные, кроме тех, которые необходимы для заключения трудового договора, рассказала Наталья Бордукова, юрисконсульт ГК Белая Дача. По ее словам, отсутствуют и основания для увольнения работника, который не соглашается на обработку предоставленных им персональных сведений.
Советы по построению рабочей команды
О секретах построения успешной команды говорили в финальной части конференции. По словам Татьяны Казаковой, начальника управления по корпоративной культуре и внутренним коммуникациям FESCO, в больших компаниях важно научиться выстраивать открытые диалоги сотрудников с руководством. Вопросы при таком формате могут быть жесткими, но на них надо учиться отвечать. По словам эксперта, важен сам факт обратной связи, даже, если это негативный ответ.
Еще нужно сформировать принципы и ценности, но не абстрактные вроде «мы за все хорошее против всего плохого», рекомендовала Валентина Попова, руководитель отдела комплаенс VK. Если хочется сформировать сильный HR-бренд, то нужно четко сформулировать вашие реальные преимущества по сравнению с конкурентами, добавила Казакова. И не стоит забыавать, что самая большая потребность у многих людей ― желание самореализоваться. Поэтому план развития надо подбирать индивидуально. В компании важно создать ощущение того, чтобы каждый сотрудник ощущал ― он действительно неотъемлемая часть компании, уверен Юрий Донников, директор юридического департамента и комплаенс HeadHunter.
Не менее важно учиться разрешать конфликты в команде. По мнению Поповой, почти любой конфликт между коллегами ― это симптом чего-то бОльшего: какого-то плохо настроенного процесса в фирме. Поэтому конфликтов не нужно бояться, необходимо учиться с ними работать, резюмировал Никита Селезнев, бизнес-тренер из школы возможностей «БУМ».