ПРАВО.ru
Практика
14 марта 2025, 18:11

Платформенная занятость и грамотное увольнение: юристы обсудили тренды трудового права

Платформенная занятость и грамотное увольнение: юристы обсудили тренды трудового права
Бурными темпами сейчас развивается платформенная занятость. Клиенты и исполнители все чаще находят друг друга через приложения, их отношения частично похожи на трудовые, хотя имеют свою специфику. Но они до сих пор не урегулированы на законодательном уровне. А вот работа с персональными данными, наоборот, уже жестко контролируют власти, поэтому компаниям надо учиться грамотно работать с такими сведениями и бережно их хранить. Об этих и других темах говорили эксперты на конференции Право.ru по трудовому праву.

Проблемы регулирования платформенной занятости

Отдельную сессию мероприятия посвятили платформенной занятости. Речь идет о гибком формате включения в рынок труда, которое предполагает использование цифровой платформы как посредника между исполнителями работ и потребителями. Такое определение этому термину дают эксперты НИУ ВШЭ. Из примеров подобных платформ в России: «Яндекс Такси», profi.ru, YouDo и другие. На первый взгляд, такой формат сотрудничества удобен и клиентам, и поставщикам услуг, отметила Марина Рыжкова, партнер, руководитель трудовой практики Nextons Но есть и обратная сторона медали. 

Платформа всего лишь посредник, который не гарантирует качество оказываемых услуг.

Марина Рыжкова, партнер, руководитель трудовой практики Nextons

С обсуждаемой сферой связано несколько проблем, которые перечислила Ольга Чиркова, советник BIRCH Во-первых, платформенная занятость не урегулирована на законодательном уровне, во-вторых, интересы платформенных занятых не защищены, и, в-третьих, туда активно привлекают мигрантов. А потому властям необходимо предпринять несколько шагов. По мнению Чирковой, в действующем законодательстве обязательно следует предусмотреть социальные гарантии для платформенных занятых, четко обозначить их статус в национальных законах, квалифицировать платформенные отношения с учетом уникальных специфических черт и урегулировать деятельность граждан других стран. О роли иностранцев рассказал Николай Курдюмов, президент международного альянса «Трудовая миграция». Он сделал акцент на важности протекционистской политики российских властей в этом вопросе. 

В существующих реалиях правоотношения оператора платформы с платформенными занятыми строятся на двух типах договоров: агентские (ст. 1005 ГК) или возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК). О том, какие условия можно в них предусмотреть, говорила Ольга Тянгаева, юрист по трудовому праву «Яндекс Go». Она объяснила, что альтернативой штрафам за неоказанные услуги из услугового договора может выступать положение о success fee в агентском, а наказание за низкое качество заменяют взаимные рейтинги исполнителя и заказчика. 

Есть и другая проблема: ФНС может добиться переквалификации подобных отношений в трудовые, предупредила Тянгаева. Так произошло в деле № А76-20897/2023. Предприниматель Фарит Садыков нанимал самозанятых для выполнения работ, не заключал с ними трудовые договоры и не платил НДФЛ как налоговый агент. После проверки инспекция доначислила бизнесмену 2,6 млн руб. налогов. Юлия Заскальченко, советник Инфралекс , в своем выступлении как раз назвала шесть признаков, по которым можно четко квалифицировать платформенные отношения как трудовые:

  • договоренность сторон о личном выполнении работ;
  • стабильный характер взаимодействий (регулярные похожие заказы);
  • подчиненность и зависимость труда;
  • для исполнителя выполнение таких заказов — основной источник дохода;,
  • признание прав физлица на еженедельные выходные и отпуск;
  • обеспечение условий труда и гарантий, свойственных трудовым отношениям.

Сейчас разрабатывают законопроект о платформенной экономике, который обсуждают на разных площадках вплоть до Совета Федерации. По словам руководителя практики трудового права и защиты данных Stonebridge Legal Дениса Бушнева, не так страшен этот документ, каким его рисуют. Во-первых, инициатива еще находится на стадии проработки профильными ведомствами и ей только предстоит попасть в Госдуму. Во-вторых, среди представителей государства и бизнеса точно есть общее понимание, что платформенная занятость хоть и не равнозначна трудовым отношениям, но ей необходимо стимулирование социального страхования, пусть и пока на добровольных началах, заметил Бушнев.

Константин Лейбовский, начальник отдела экономической безопасности сервиса доставки продуктов «Купер» рассказывал о рисках, которые возникают при использовании платформенной занятости. По его словам, самая опасная категория — стратегические риски, способные привести к краху всего бизнеса. Докладчик привел в пример историю с приостановкой работы «Кухни на районе» после отравления клиентов. По словам Лейбовского, обычно риски претензий от потребителей возникают по двум основным причинам: низкое качество услуг или нарушение сроков выполнения работ. Чтобы их предотвратить, нужно контролировать все этапы и давать оперативную и понятную обратную связь клиентам.

Грамотные увольнения

О тенденциях правоприменительной практики в сфере трудового права говорила Нелли Айзитулина, руководитель Госинспекции труда в Московской области. Она подчеркнула, что количество ежемесячных обращений в их ведомство не снижается, составляя в среднем 4000 по Москве и 1500 — в Московской области. Чиновник попросила бизнес обратить особое внимание на новые формы проверок, заработавшие с 2021 года. Речь идет об инспекционном визите, рейдовом осмотре, наблюдении и выездном обследовании. Например, при наблюдении используют различные инструменты, среди которых и публичные реестры. Айзитулина объяснила, что наблюдение позволяет более точечно определять объекты для внеплановых проверок, опираясь на индикаторы рисков, утвержденные Минтрудом. 

Вообще, одна из самых болезненных тем отрасли — расставание с сотрудниками. Ситуация осложняется, если речь идет о дистанционных работниках. Так, уведомлять дистанционщика об увольнении из-за сокращения нужно по электронной почте. И подтверждением, что он получил письмо, будет ответное сообщение, пояснил Максим Плахотин, руководитель направления трудового права «Алросы». Более того, работодатель обязан предложить все вакансии по месту своего нахождения, даже если удаленный работник живет в другом регионе. И не стоит скрывать, что вакантные должности в штате есть. Мария Юмашева, главный юрист Mercury, предупредила, что при судебном разбирательстве это обычно обнаруживают в корпоративной рассылке, на ресурсах по поиску работы или в ответах Социального фонда. 

Особенно непросто увольнять топ-менеджеров. Георгий Мжаванадзе, партнер Melling, Voitishkin & Partners , привел случай из практики. Гендиректор компании отказался уходить по соглашению сторон и уехал в заграничную командировку. Тогда руководителя решили уволить по решению собственника, чьи интересы представлял Мжаванадзе с коллегами. 

Документы об увольнении мы направили через WhatsApp, смс и электронную почту.

Георгий Мжаванадзе, партнер Melling, Voitishkin & Partners  

В итоге решение об увольнении устояло в суде, уведомление бывшего топ-менеджера признали надлежащим, а все его доводы отклонили. Среди прочего, суд обратил внимание, что истец пропустил месячный срок для обжалования решения собственника компании. Более того, в мотивировочной части суд отметил, что госинспекция труда не вправе разрешать трудовые споры, поэтому обращение в этот орган не приостанавливает течение процессуальных сроков, обратил внимание Мжаванадзе. 

Продолжая тему судебной практики, Елена Питиримова, партнер Melling, Voitishkin & Partners , выделила три главных, на ее взгляд, разбирательства в сфере трудового права за 2024 год. Среди них оказалось дело № 36-КГПР24-3-К2, которое дошло до Верховного суда. Судьи ВС указали, что четыре выговора меньше чем за год свидетельствуют о желании нового руководства избавиться от работника с 40-летним опытом работы и различными наградами. Увольнение сотрудника признали незаконным.

Но не только ВС формирует значимую для отрасли практику. Важный вывод о правилах взыскания судебной неустойки в трудовых спорах сделал Конституционный суд (Постановление КС от 14.11.2024 № 52-П).

Если работодатель не исполняет решение суда, принятое в трудовом споре, то за такую просрочку к нему можно применить правила о судебной неустойке, установленные нормами процессуального законодательства. Такой вывод сделал Конституционный суд.

Марина Абрамова, партнер, руководитель практики «Трудовое право», Андрей Городисский и партнеры

Были и вопросы из зала от гостей конференции, на которые отвечали эксперты. Так, Юлия Ершова, замначальника отдела трудовых споров Центра судебной работы Дирекции по правовым вопросам «Московского метрополитена» объясняла, что работодатель не может заменить накопившиеся и непотраченные дни отпуска компенсацией. Только за дополнительные отпуска полагается подобная выплата, если о ней попросил сам сотрудник, сказала она. 

Работа с персональными данными

Грамотная работа с персональными данными — дополнительная головная боль работодателей. Тем более что Роскомнадзор взял курс на тотальное регулирование и борьбу с утечками в этой сфере, как охарактеризовала подход ведомства Ирина Голованова, советник Иванян и партнеры При этом эксперт пояснила, что будет считаться утечкой персональных данных: неправомерное копирование базы персданных, попадание ее в открытый доступ в интернете и подобное. 

Обязательно нужно принимать превентивные меры, направленные на защиту персональных данных. При утечке важно показать Роскомнадзору, что вы делали все возможное, чтобы не допустить этого.

Артем Дмитриев, управляющий партнер Comply

При этом число утечек персональных данных продолжает расти. Если в 2023 году их было 300 млн, то в 2024-м — уже 710 млн. Такую статистику со ссылкой на Роскомнадзор привела Мария Гуторова, юрист практики Трудового права BBNP Она отметила, что почти в половине случаев утеря данных происходит по вине сотрудников компаний. Поэтому неудивительно, что с 30 мая заработают оборотные штрафы за утечку персональных данных. В связи с этим Дарья Калиш, юрист по работе с персональными данными «Солара», посоветовала обратить внимание на несколько моментов: индивидуальные предприниматели отвечают как юридические лица, отменяется «скидка» в размере 50% за раннюю уплату штрафа и смягчается ответственность по специальным правилам лишь в случае, когда произошла повторная утечка персданных.

От утечек эффективно защитит качественная система сбора и хранения персональных данных работников и клиентов в компании. О том, как грамотно ее выстроить, говорила Александра Гурцкая, старший юрист «Сибур Диджитал». Она призвала руководствоваться несколькими принципами в этом процессе. Во-первых, обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки. Во-вторых, субъекты персданных должны знать, какие данные и кто обрабатывает. В-третьих, их нужно хранить не дольше, чем того требуют цели обработки сведений.

При этом работника никак не наказывают за отказ от предоставления персональных данных. То есть работодатель не может привлечь к ответственности работника, отказавшегося предоставить персональные данные, кроме необходимых для заключения трудового договора, рассказала Наталья Бордукова, юрисконсульт ГК «Белая Дача». По ее словам, нет оснований и для увольнения работника, который не соглашается на обработку предоставленных им персональных сведений. 

Советы о построении рабочей команды

О секретах построения успешной команды говорили в финальной части конференции. По словам Татьяны Казаковой, начальника управления по корпоративной культуре и внутренним коммуникациям FESCO, в больших компаниях важно научиться выстраивать открытые диалоги между сотрудниками и руководством. Вопросы при таком формате могут быть жесткими, но на них надо учиться отвечать. По словам эксперта, важна сама обратная связь, даже если это негативный ответ.

Еще нужно сформировать принципы и ценности, но не абстрактные вроде «Мы за все хорошее и против всего плохого», рекомендовала Валентина Попова, руководитель отдела комплаенса VK. Если хочется сформировать сильный HR-бренд, нужно четко формулировать реальные преимущества по сравнению с конкурентами, добавила Казакова. И не стоит забывать, что самая большая потребность у многих людей — желание самореализоваться, поэтому план развития надо подбирать индивидуально. В компании важно создать ощущение, что каждый сотрудник — ее неотъемлемая часть, уверен Юрий Донников, директор юридического департамента и комплаенса HeadHunter. 

Не менее важно учиться разрешать конфликты в команде. По мнению Поповой, почти любой конфликт между коллегами ― это симптом чего-то бóльшего, например плохо настроенного процесса в фирме. Поэтому конфликтов не нужно бояться — необходимо учиться с ними работать, резюмировал Никита Селезнев, бизнес-тренер из школы возможностей «Бум».