Мы учим работать на этом рынке: интервью c сооснователем China Window

Старейшая российская юридическая фирма, которая успешно работает и сегодня, основана больше четверти века назад. Трое энтузиастов-китаистов с юридическим образованием начали сотрудничать в Шанхае, Гонконге и Пекине, создав команду China Window Consulting Group. Один из трех управляющих партнеров этой фирмы, Александр Зайнигабдинов, рассказал Право.ru об этапах развития компании в КНР и нескольких интересных проектах российского бизнеса, которые команда сопровождала.

С чего все начиналось

Изначально были команды двух российских юристов — Романа Саяпина в Пекине и Михаила Дроздова в Шанхае, которые независимо оказывали услуги бизнесу в Китае. В 2002 году они объединились под брендом China Window 20 лет назад работа в юрисдикции КНР для российских юристов считалась экзотикой. Многие даже в юридическом сообществе не понимали, зачем вообще развивать это направление, если открывались более близкие и понятные западные рынки. Бизнес, в свою очередь, не очень верил, что китайское право в принципе существует, а потому избегал ситуаций, в которых требовались бы специалисты с релевантными знаниями.

Тем не менее спрос все же был в сопредельных с Китаем регионах и со стороны ресурсных компаний.

«В 2005 году я окончательно присоединился к команде и стал развивать пекинское направление, а Роман сосредоточился на развитии других проектов. С тех пор команда работает, имея три крупных офиса — в Пекине, Шанхае и Гонконге — и несколько представительств в меньших китайских регионах».

Вехой в развитии для нас стало получение лицензии на оказание юридических услуг в Тяньцзине в 2016 году. Мы были, наверное, первой командой из России, которая решилась получать юридическую лицензию в континентальном Китае. И, судя по всему, остаемся чуть ли не единственными и по сей день. А в 2023 году нам удалось получить такую же лицензию в провинции Хэйлунцзян, которая расположена на границе с Россией. Это сильно повысило интерес клиентов из России еще и по географическому принципу. 

Через нас прошли многие нынешние эксперты по китайскому рынку, а со второй половиной мы либо сотрудничаем, либо вместе работали, продолжая укреплять узнаваемость Китая для российского бизнеса и оставаясь гостеприимно открытым окном в Поднебесную.

Специфика юрисдикции

Мы видим, что многие, особенно крупные компании, стремятся при выходе на китайский рынок идти в крупные финансовые центры, такие как Шанхай, Пекин, Шэньчжэнь и другие. Мы их понимаем, это такое восприятие собственной репутации компании, которая не может начать выход откуда-то не из центра, по их мнению. Но в условиях китайской специфики сделать это сложно. Зачастую получить поддержку и необходимые разрешения куда проще в еще не «раскрученных» регионах, где этот бизнес ждут — ему там готовы помогать, а в крупных мегаполисах даже крупнейший российский бизнес будет всего лишь одним из многих. Причем, скорее всего, далеко не самым интересным из заходящих.

Отдельно стоит упомянуть, что юрисдикция континентального Китая специфична и сильно отличается от привычных нашим соотечественникам европейской и западной. Из самых ярких примеров: в КНР не работают привычные бизнес-схемы, например институт номинальных директоров. «Так, как принято в Европе», там не сработает, но многие предприниматели из РФ в это не верят, на чем и обжигаются. Поэтому российский бизнес остается токсичным для Китая, а в крупных городах лакомые места заняты местными бизнесменами и известными западными инвесторами, которые уже давно закрепились на местном рынке.

Проекты China Window в Китае

За четверть века работы в этой юрисдикции мы могли бы нарисовать полноценную историю российско-китайского бизнес-сотрудничества. Расскажу о двух крупных проектах, которые нам довелось сопровождать. Один из них касался создания широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета Comac C929. Этот лайнер задумывался как конкурент суднам Boeing и Airbus. Мы этот проект вели от переговоров по созданию совместного предприятия до сопровождения и регистрации организации.

Еще один отечественный клиент, которому мы помогаем в китайской юрисдикции, — Российский морской регистр судоходства. Это государственное учреждение технического надзора и классификации морских судов, подведомственное Минтрансу. Организация занимается классификацией и освидетельствованием различных судов, плавучих буровых установок, морских стационарных платформ, плавучих нефтегазодобывающих комплексов, подводных трубопроводов и других морских сооружений. 

Мы помогали Российскому морскому регистру судоходства открыть офис в Шанхае. Это, кстати, крупнейший работодатель из РФ в Китае. 

«Основная наша задача при сопровождении российского бизнеса во время выхода на китайский рынок — оградить его от ошибок и по возможности объяснить, как здесь все устроено».

Что изменилось после 2022 года

Заметно изменилась глубина запросов со стороны российских юристов за последние три года. Им уже не надо объяснять какие-то банальные вещи о том, что в КНР всего две стадии рассмотрения судебных дел. Основные особенности местной юрисдикции они знают, а потому ставят нам более четкие задачи. Еще в 2022 году обращались российские консультанты и инхаусы, которые нас просили «сделать так, как это работает в Великобритании и ОАЭ». Мы объясняли, что так делать нельзя.

И придется признать, что в последние три года российские компании во многом вынужденно пошли в КНР из-за западных санкций. В частности, и по этой причине объем российского бизнеса там сравнительно небольшой. Для нас, как русскоязычных монополистов на юррынке Китая, это выгодно, но для российской экономики — не очень позитивный сигнал. 

Мы понимаем, что международная политика и надежды на возвращение привычных и понятных рынков сильны в сердцах соотечественников. Тем не менее, видим, что все больше российских компаний внимательнее присматриваются к огромному китайскому рынку, который мы с радостью поможем им открыть.

Биография Александра Зайнигабдинова

В 1993 году поступил в Восточный институт Дальневосточного государственного университета. В 1995-м по программе обмена уехал в Китай для обучения в Шаньдунском университете, юридический факультет которого окончил в 2001 году. 

После возвращения из Китая получил диплом экономиста-китаеведа. В 2001–2005 годах жил во Владивостоке, где преподавал китайский язык в ДВГУ. 

В 2005-м присоединился к команде China Window в Китае и через год стал партнером компании.