Как в СССР брали налог с холостяков, одиноких и бездетных граждан
«Нелепые выдумки»
Налог на холостяков впервые появился еще в Древнем Риме, но в мировую практику вошел в первой половине XX века. При этом обсуждать подобные инициативы начали в Европе и Америке в 1840-х годах. Зарубежные парламентарии считали, что налог поможет увеличить население, продлить жизнь граждан (ведь женатые якобы живут дольше) и снизить число преступлений, к которым чаще склонны одинокие люди. Российская пресса, иронично рассказывая о европейских законопроектах, называла их нелепыми выдумками, при этом все чаще задумываясь, а возможно ли ввести такой налог и у нас.
Шутки в газете «Петербургский листок», 1898
В 1910 году вопрос из разряда газетных анекдотов перешел на другой уровень. При обсуждении законопроекта о подоходном налоге Государственная дума рассматривала возможность введения повышенной ставки для холостяков. Финансовая комиссия парламента считала, что при равном налогообложении доходов неженатые мужчины окажутся в более выгодном положении, чем семейные граждане, и стремилась устранить эту «несправедливость» — с холостяков предложили взимать полуторную ставку налога.
Большинство депутатов инициативу не поддержали. Одни утверждали, что «привилегированное» финансовое положение характерно не для всех холостых мужчин, ведь многие из них содержат родственников. Другие обращали внимание, что решение вступить в брак зависит от множества личных обстоятельств и все эти нюансы сложно учесть при применении закона. Третьи и вовсе заявляли, что власти предлагают брать налог для помощи многодетным, а тратить будут «совершенно на другие надобности». Пресса шутила, что нововведение сможет порадовать только «засидевшихся дев, тайно мечтающих о вмешательстве в их пользу какой-нибудь кумушки-свахи», а для всех остальных, включая правоприменителей, оно создаст немало проблем.
Предложение обсуждали несколько лет, но, когда в 1916 году наконец приняли закон «О государственном подоходном налоге», статей о повышенной ставке для холостяков в нем не оказалось. Возможно, альтернативой стали льготы для тех, кто воспитывал более двух несовершеннолетних детей
К обсуждению подобных проектов Россия вернулась уже при новом строе.
«Налог со слепых в пользу зрячих»
Первые предложения ввести налог на холостяков в Советском государстве появились весной 1918 года. Собранные средства планировали направить на поддержку детских организаций, но декрет так и не приняли. В последующие 20 лет власть скептически относилась к подобным экспериментам. Пресса, рассказывая о практике капиталистических стран, которые приняли законы о налогообложении холостых и бездетных граждан, расценивала ее как ущемление прав человека. Несправедливые налоги, безработица и мизерные социальные пособия свидетельствовали о низком уровне жизни в противовес справедливому советскому порядку. Особенно едко пропаганда высмеивала Германию и Италию, где налог на холостяков еще и постоянно повышали.
В таком контексте принятие аналогичных законов в СССР выглядело бы абсурдным, хотя предложения время от времени звучали. Например, когда в 1936 году граждане публично обсуждали законопроект о запрете абортов, в газете «Горьковская коммуна» вышла заметка некоего Силаева. Он предлагал ввести налог на холостяков, утверждая, что одинокие живут в собственное удовольствие, и выступал за перераспределение собранных средств в пользу больши́х семей.
Газета «Правда» от 8 июня 1936 года
На инициативу откликнулась центральная газета «Правда». Читатель Кузьмин в своей заметке назвал предложения Силаева «несуразными высказываниями», а публикацию в «Горьковской коммуне» — ошибкой. Он писал, что такой закон неизбежно вызовет вопросы о том, с какого возраста считать человека холостым и когда прекращать взимание налога. Кроме того, автор подчеркнул, что супруги часто не могут иметь детей из-за проблем со здоровьем. «Что же, прикажете облагать налогом болезни? — спрашивал он. — Ведь этак можно дойти до того, что товарищ Силаев предложит взимать налог со слепых в пользу зрячих и с глухих — в пользу людей с тонким музыкальным слухом».
Тогда налог на холостяков не ввели, но вскоре все изменилось.
«Повышение рождаемости и поддержка многодетных семей»
В конце 1930-х годов СССР уделял особое внимание защите интересов матери и ребенка. Многодетность считалась «гражданской добродетелью, заслуживающей всемерного одобрения и поддержки». Чтобы повысить рождаемость, власти вводили пособия и льготы для многодетных, улучшали условия труда для беременных и усиливали поддержку детских учреждений. Кроме того, в 1936 году запретили аборты.
Но даже на фоне этих мер указ Президиума Верховного Совета, принятый 21 ноября 1941 года, оказался неожиданным. Документ вводил налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР, причем начал действовать задним числом — с 1 октября.
Согласно указу налогом облагали «одиноких и семейных, не имеющих детей, граждан»: мужчин от 20 до 50 лет и женщин от 20 до 45 лет. Исключение сделали для военнослужащих и их жен, учащихся средних и высших учебных заведений (мужчин до 25 лет и женщин до 23-х), пенсионеров и лиц, которым деторождение было противопоказано по решению врачебной комиссии. Размер налога зависел от социального статуса и дохода человека и составлял либо 60–100 руб. в год, либо 5% заработка.
Платежное извещение, 1942. Источник: goskatalog.ru
Почему налог ввели в военное время — сказать сложно. Очевидно, что он вписывался в общую политику поддержки материнства и детства. Возможно, на решение повлияли гибель населения и необходимость пополнять бюджет, огромная часть которого шла на военные нужды. Государство не объясняло причин, в ноябре 1941 года ему вообще было не до этого: на страницах газет публикация указа соседствовала со сводками о приближении врага к Москве. Но несомненно, что в военные годы налог тяжелым бременем лег на плечи народа. Спустя полвека, в перестройку, газеты назовут его одним из самых циничных решений власти.
В 1944 году указ ужесточили. Теперь он распространялся не только на бездетных, но и на малосемейных — тех, у кого было меньше троих детей. Кроме того, размер налога увеличили до 90–150 руб. в год и 6% заработка. Граждане, воспитывавшие одного или двоих детей, платили от 15 до 50 руб. в год или 0,5–1% дохода.
Одновременно Верховный Совет СССР принял и другие законы в поддержку материнства и детства: увеличил пособия беременным женщинам и многодетным матерям (при рождении третьего ребенка и далее), учредил «Медаль Материнства» и орден «Материнская слава», установил почетное звание «мать-героиня». Идеологи не скрывали, что меры по повышению рождаемости требуют огромных ресурсов. Повышение налоговой ставки и распространение действия указа на малосемейных граждан должны были эти ресурсы обеспечить.
«Мы должны думать о завтрашнем дне»
В послевоенные годы правительство по-прежнему считало налог важным инструментом демографической политики и пополнения казны. Народ с трудом разделял государственные взгляды, особенно семьи с двумя детьми. В 1955 году Никита Хрущев, выступая на собрании комсомольцев и молодежи Москвы, желавших поехать на целину, попытался обосновать непопулярную норму: «У нас есть такие, которые или вообще не женятся, или детей не имеют после брака, — не будем сейчас разбирать, по каким причинам. Но такие граждане живут в обществе, пользуются всеми благами общества. Потом человек стареет. Спрашивается: кто о нем будет заботиться, когда он потеряет возможность трудиться? Да та самая молодежь, которая подрастает у наших замечательных многодетных матерей. Вот товарищ Сталин и предложил давать помощь многодетным семьям. За счет чего? За счет тех, кто живет и не думает о завтрашнем дне. А мы должны думать. <...> Тогда мы будем крепки и будем укореняться в нашем социалистическом обществе и никакая сила не будет в состоянии вырвать эти корни».
Н. Ватолина. Плакат «Слава матери-героине». 1944
Западная пресса посмеялась над Хрущевым, который назвал закон правильным и признался, что инициировал его принятие. «Превосходный источник дохода. Сошлет правительство ваших детей в далекие места или расстреляет их, а затем обложит вас налогом как бездетных. Арестует вашу жену и потребует от вас налога как от холостяка. Советское правительство истребило два десятка миллионов собственных граждан, а теперь волнуется по поводу недостаточного роста населения», — язвительно писала эмигрантская газета «Новое русское слово». Наши соотечественники не могли высказаться так же резко, но относились к закону не лучше.
Вероятно, на волне народного недовольства власти смягчили норму во второй половине 1950-х годов. С января 1957 года налог перестали взимать с граждан, получавших меньше 370 руб. в месяц (ранее было 260), через несколько месяцев снизили ставку для тех, кто получал от 371 до 450 руб. С 1958 года налог отменили для всех, у кого были дети, и для одиноких бездетных женщин. Таким образом, от налога освободили порядка 85% плательщиков (при этом поступления в казну уменьшились на 6 млрд руб. в год). Кроме того, власти периодически повышали необлагаемый размер заработной платы, а к 1965 году планировали отменить взимание налога на холостяков, объясняя это заботой о благосостоянии народа. Но потом об обещаниях «забыли».
«Бесчеловечный способ пополнения бюджета»
Налог взимали еще четверть века, несмотря на множество вопросов и нареканий. Граждане не понимали, почему в число плательщиков включают тех, кто не может иметь детей из-за неутешительных диагнозов, и на каком основании налог начинают брать с женщин сразу после свадьбы, а с демобилизованных — с момента устройства на работу, хотя после увольнения в запас прошло совсем немного времени и жениться они не успели. Юристы объясняли, что по состоянию здоровья от уплаты налогов освобождаются только инвалиды первой и второй групп, с женщин, вступивших в брак, налог полагается брать спустя месяц после регистрации, а демобилизованным стоит быстрее жениться и заводить детей, чтобы не платить.
Пришедшая с перестройкой гласность позволила гражданам не только задавать вопросы в газетной рубрике «Юридическая консультация», но и критиковать правовые нормы. Например, читатели довольно жестко спрашивали, не аморально ли брать налог с родителей, у которых ребенок умер, но ни возраст, ни состояние здоровья уже не позволяют обзаводиться потомством. Наиболее смелые писали, что налог унижает честь и достоинство тех, кто потерял детей в Афганистане, точно так же как он оскорблял женщин, не дождавшихся мужей с Великой Отечественной. К концу 1980-х закон часто характеризовали как «бесчеловечный способ пополнения государственного бюджета».
Газета «Труд» от 28 января 1989 года
В 1989 году в правительстве впервые предложили отменить налог на холостяков, и вскоре Верховный Совет рассмотрел соответствующий законопроект. В апреле 1990-го закон о поэтапной отмене налога приняли единогласно. С 1 января 1991 года от уплаты освободили женщин, состоящих в браке и не имеющих детей, а с 1 января 1992 года — всех.
Впрочем, спустя десять лет предложения о возврате к советской практике появились вновь. Сначала с инициативой «не изобретать велосипед для повышения рождаемости» выступила в прессе неравнодушная публика, потом к ней присоединились чиновники. Как и прежде, сторонники и противники налога столкнулись в острых дискуссиях о том, чем считать браки и количество детей — делом личным или государственным? Каждый отвечал на этот вопрос по-своему, но многие понимали: такая чувствительная сфера, как деторождение, требует деликатных государственных мер, по крайней мере мягче, чем они были в советское время.
Автор: Ольга Арсентьева