Законодательство
9 июля 2025, 9:03

Как государство собирается регулировать маркетплейсы

В России появится первый отдельный закон о цифровых платформах — Госдума рассмотрит его сегодня, 9 июля. Законопроект вводит единые правила для цифровых платформ, определяя термины и требования к договорам с партнерами и стандарты работы с товарами, акциями и спорами. Он четко разграничивает, за что отвечает сама платформа, а за что — продавец, включая маркировку, сертификацию и оборот ограниченных товаров. Особое внимание уделено пунктам выдачи заказов — уникальной российской инфраструктуре, которая сближает клиентов с товарами и поддерживает малый бизнес.

Госдума готовится рассмотреть законопроект о платформенной экономике — первый в России нормативный акт, который устанавливает единые правила работы цифровых платформ. Инициативу внесли в парламент 3 июля.

Законопроект закрепляет базовые понятия отрасли: «платформенная экономика» и «цифровая платформа» — и вводит термин «посредническая цифровая платформа» (ПЦП). Он относится к маркетплейсам и другим сервисам, через которые пользователи заключают сделки и оплачивают товары или услуги. Такие площадки должны будут зарегистрироваться в специальном реестре. Его создаст и будет вести уполномоченный правительством орган.

Опыт других стран

В последние годы платформенное регулирование стало глобальным трендом. Страны выстраивают собственные модели контроля за цифровыми сервисами и стремятся найти баланс между интересами пользователей, партнеров и самих платформ. При этом вместо универсальных подходов, ранее применявшихся в торговле или телекоммуникациях, законодатели разрабатывают новые нормы, учитывающие особенности бизнес-модели цифровых посредников.

В 2022 году Евросоюз выстроил двухуровневую модель. Digital Services Act устанавливает обязанности платформ по борьбе с незаконным контентом, защите прав пользователей и прозрачности алгоритмов. Digital Markets Act регулирует действия крупнейших игроков цифрового рынка — так называемых вратарей (gatekeepers), ограничивая возможность навязывать собственные сервисы, приоритизировать их в поисковой выдаче и препятствовать конкуренции. Эти нормы применяются как к торговым, так и к контентным платформам, включая соцсети, маркетплейсы и поисковые системы.

Китай использует комплексный подход. Регулирование платформ основывается на ряде нормативных актов, постановлений и антимонопольных мер, которые направлены на защиту персональных данных и запрет дискриминации продавцов. Другая их цель — добиться прозрачности алгоритмов и «справедливого распределения дохода» между платформой и ее партнерами. Так, в мае были опубликованы руководящие стандарты, обязывающие маркетплейсы соблюдать принципы прозрачности при взимании комиссий (Guidelines for Online Transaction Platforms’ Compliance in Charging Fees), рассказывает юрист Digital & Analogue PartnersАлександра Сокольникова. Платформы должны четко информировать продавцов о структуре всех сборов, включая комиссии, плату за продвижение, размещение, маркетинг и заранее уведомлять о любых изменениях условий оплаты.

Регулирование в России

Изначально во время обсуждения регулирования маркетплейсов на них предлагали распространить нормы закона «О торговле», приравняв цифровые платформы к традиционным ретейлерам. Но от этой идеи отказались, поскольку бизнес-модели и механизмы взаимодействия с участниками рынка в корне различаются.

Во-первых, закон «О торговле» в первую очередь охватывает оборот продовольственных товаров, тогда как большинство маркетплейсов работают с непродовольственным сегментом, на который эти нормы не рассчитаны. Во-вторых, платформа — это не продавец, а посредник. Она не закупает товары, а сводит продавцов и покупателей, создавая условия для сделки. В традиционной торговле барьеры для входа в бизнес высоки: места на полках ограничены, а условия диктуют крупные сети. Это создавало дисбаланс, потому что поставщики зависели от ретейлеров и были вынуждены идти на невыгодные условия. Именно поэтому законом «О торговле» ограничили посреднические схемы. У маркетплейсов все иначе: они дают продавцам доступ к широкой аудитории без ограничений «полочного пространства». Электронная витрина практически безгранична, а вход на рынок доступен даже небольшим продавцам.

Регулирование маркетплейсов в России отражает глобальный тренд на введение дополнительных требований к цифровым платформам на стыке законодательства о защите прав потребителей и конкурентного права. С одной стороны, российский законопроект направлен на формирование справедливых условий на рынке, выгодных как продавцам, так и платформам. С другой — он отвечает задаче создания более прозрачной и безопасной онлайн-среды для пользователей с учетом стремительного развития электронной коммерции.

Александра Сокольникова, юрист Digital & Analogue Partners

В проекте законодатель учел природу цифровых посредников и особенности их работы и пошел по пути создания специальных норм для них, не прибегая к использованию норм закона «О торговле», которые не приспособлены к этой новой экономической модели. При этом законопроект не охватывает нетранзакционные платформы, такие как поисковики, соцсети, мессенджеры и видеохостинги. Не исключено, что выработать правила и для этих сервисов — следующая задача регулятора. Ведь контент, распространяемый на цифровых платформах, влияет на пользователей не меньше, чем приобретаемые ими товары и услуги.

Ключевые нормы законопроекта

В документ вошло более 50 норм, охватывающих ключевые аспекты работы цифровых платформ. В карточках — основные из них.

1
Договор между платформой и продавцом

Что предлагаютЗаконопроект закрепляет перечень обязательных условий, которые платформа должна включить в договор с продавцом. Там должны быть прописаны:

права и обязанности сторон;условия размещения информации о товарах;порядок заключения сделок;способы расчетов;ответственность и основания прекращения договора.

Как сейчасУсловия взаимодействия платформ и продавцов определяют в индивидуальных публичных офертах или договорах, разработанных платформами. Эти документы различаются по структуре, объему прав платформы, условиям вывода средств, порядку прекращения размещения товаров и другим параметрам.

2
Обязанность внедрить досудебное урегулирование

Что предлагаютОбязать платформы внедрить механизм досудебного урегулирования споров с партнерами-продавцами. В законопроекте предлагают закрепить:

минимальные сроки ответа;обязанность рассматривать претензии в электронном виде;обязанность информировать пользователя о результатах.

Как сейчасМногие платформы используют добровольные процедуры рассмотрения жалоб, например через личный кабинет или колл-центр. Но обязательного механизма, регулируемого законом, нет. Ответ может зависеть от внутренних правил, сроков или доступности персонала.

3
Передача данных о продавцах в ФНС

Что предлагаютЗакрепить обязанность для цифровых платформ передавать в налоговые органы сведения о продавце. Это бланкетная норма — конкретные требования появятся позже в подзаконных актах. 

Как сейчасВ настоящий момент параметры систематической передачи таких данных не закреплены. Налоговые органы уже могут запрашивать у площадок сведения о продавцах в рамках действующих процедур налогового контроля. Кроме того, с этого года запустили пилотный проект информационного обмена между крупнейшими площадками и ФНС.

4
Гарантии для продавцов

Что предлагаютУстановить сроки для предварительного уведомления партнеров об изменении условий договоров, запретить блокировать карточки товаров или личные кабинеты без серьезных оснований, устанавливать право продавца отказаться от участия в акциях (снижения цены на его товар за его счет).

Как сейчасПлатформы формируют публичные оферты и регламенты самостоятельно, могут менять их в одностороннем порядке, уведомляя продавцов за 1–2 недели до вступления в силу изменений. Возможности у продавцов оспорить блокировку предусмотрены договорами, но в законодательстве такое право не закреплено, что приводит к проблемам со сроками оспаривания.

Согласно законопроекту, платформа должна предоставлять доступ на принципах прозрачности, недискриминации и свободного доступа. Продвижение за счет платных опций допустимо, но только при равных условиях для всех партнеров и при соблюдении нейтральности поисковой выдачи, поясняет Сокольникова. 

Руководитель направления ценообразования КА DelcredereМария Меркулова отмечает, что маркетплейсам придется раскрывать принципы ранжирования (объяснять, какие метрики влияют на выдачу товара) и соблюдать эти принципы. И если на ранжирование возможно повлиять с помощью платных механизмов, то такая опция должна были доступна всем продавцам.

5
Проверка маркировки и документов

Что предлагаютОбязать платформы предоставлять техническую возможность продавцам размещать информацию о том, что они зарегистрированы в ГИС МТ, а их товары:

подлежат маркировке;сопровождаются разрешительными документами, если это требуется (регистрационное удостоверение, сертификат соответствия, санитарное заключение).

Речь идет о БАДах, медицинских изделиях, пищевых продуктах, одежде, обуви, парфюмерии и продукции другой легкой промышленности. То есть о товарах, подлежащих обязательной маркировке и включенных в систему «Честный знак».

При этом платформы будут интегрировать с государственными информационными системами, с помощью которых можно проверять достоверность представленной продавцом информации.

Как сейчасСейчас маркетплейсы полноценно участвуют в обороте маркированных товаров при реализации товаров через их склады. В будущем даже при реализации товаров в обход складов маркетплейса в карточках таких товаров появится указание на регистрацию продавца в ГИС МТ.

По словам Меркуловой, законопроект предусматривает две обязанности оператора: разработать функционал для размещения сведений о маркировке — подразумевается, что в карточку товара добавят графу «Маркировка». Вторая — проверка регистрации продавца в ГИС по маркировке, которая будет проводиться автоматически.

Маркетплейс не обязан проверять сам товар на предмет физического нанесения маркировки. Презюмируется, что если продавец внесен в ГИС по маркировке, то товар будет промаркирован.

Мария Меркулова, руководитель направления ценообразования КА Delcredere

Того же мнения Сокольникова. «От платформ ожидается не ручная проверка каждой позиции, а системное выполнение своих обязанностей через интерфейс, архитектуру, уведомления и автоматические фильтры», — отмечает эксперт. Именно такое толкование позволяет обеспечить разумный баланс между технической реализуемостью и защитой прав потребителей.

6
Ответственность за исполнение обязательств продавца

Что предлагаютЕсли платформы не исполнят свои обязанности по закону о платформенной экономике, они будут нести ответственность перед потребителем. При этом, если маркетплейс отработал корректно, а продавец представил недостоверные документы или товар плохого качества, ответственность будет лежать, как и прежде, на продавце. Платформа обеспечит покупателю возможность предъявить требования продавцу через сам сервис.

Как сейчасПлатформа отвечает перед потребителем за публикацию недостоверной или неполной информации о товаре, если платформа изменяет информацию о товаре, которую дает продавец.

7
Срок вступления в силу

Что предлагаютУстановить, что закон вступит в силу с 1 марта 2027 года. Ранее в публичных обсуждениях фигурировали более ранние сроки — были варианты и с 1 сентября 2025 года, и с 1 марта 2026 года. Но чтобы обеспечить возможность полноценного внедрения новых правил в практику платформ, срок продлили.