Комплаенс-системы как способ управления рисками
Что такое комплаенс-системы и как их используют
Комплаенс-системы — это базы данных, которые используют для проверки контрагентов, компаний и их бенефициаров, инвесторов и клиентов. В целом с помощью такого инструмента можно проверить любое лицо, с которым планируется финансовое или деловое сотрудничество, резюмирует старший партнер, глава практики разрешения споров и расследований LEVEL Legal Services Алексей Дудко.
Основные пользователи комплаенс-систем — это финансовые учреждения, юридические и консалтинговые фирмы и бизнес. Они проверяют потенциальных клиентов и партнеров на соответствие требованиям по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма, антикоррупционным законам, перечисляет партнер, глава практики сопровождения сделок и проектов «Дякин, Горцунян и партнеры» Ольга Шмакова. Еще с помощью комплаенс-систем можно узнать конечного бенефициара компании, посмотреть судебную практику с конкретным контрагентом, отследить негативные упоминания в СМИ, причастность к коррупции и другим преступлениям, посмотреть судимость. Кроме этого, комплаенс-системы оценивают санкционные риски. Они подсвечивают, что лицо находится под ограничениями, связано с государством или имеет статус политически значимого (politically exposed person, PEP). «Для частных лиц скрининг по базам комплаенс-систем — это часть стандартных KYC- и KYB-проверок», — говорит юрист санкционной практики КА Delcredere Денис Хлопцов.
Информацией из комплаенс-систем пользуются и государственные органы: финансовые разведки и налоговые выявляют преступные схемы, а санкционные регуляторы на их основании формируют новые ограничения. «Известно, что Управление по контролю за иностранными активами США использует Moody’s Orbis Database для поиска новых лиц, подлежащих включению в SDN-лист», — делится Хлопцов.
Еще используют Dun&Bradstreet, Sayari, Descartes, RiskScreen. В России помимо этих сервисов действуют X-Compliance и «Контур. Комплаенс».
Кому стоит отслеживать информацию в комплаенс-системе и зачем это делать
По словам Хлопцова, чаще всего комплаенс-системы создают профили на того, кто:
находится под санкциями или связан с санкционным лицом;занимает или занимал в прошлом высокие должности в публичных структурах, госкорпорациях и компаниях с госучастием, политических партиях либо позицию дипломата и другого лица с публичной функцией;был фигурантом дел о финансовых и других преступлениях;приходится близким родственником кому-либо из вышеперечисленных лиц.В случае с компаниями под контроль подпадают государственные предприятия, высокорисковый бизнес (например, связанный с оружием, торговлей драгоценными металлами, азартными играми) и все, кто с такими лицами связан, — бенефициары, дочерние компании и другие участники корпоративной структуры. Кроме этого, внимание комплаенс-систем могут привлечь фигуранты дел об антимонопольных нарушениях, добавляет Хлопцов. Но юристы советуют проверять свои профили не только подсанкционным лицам или тем, кто был замешан в каких-то преступлениях.
Отслеживание сведений о себе в международных комплаенс-системах должно быть частью личного комплаенса для любого серьезного бизнесмена и топ-менеджера, а равно для компаний с интересами за пределами России.
Дело в том, что комплаенс-системы формируют свои базы из открытых источников. И это может быть даже желтая пресса, сомнительные телеграм-каналы и социальные сети, предупреждает юрист практики комплаенса и санкционного права BGP Litigation Нина Маханова. «В итоге из-за ложной информации банк может отказать в открытии счета или выдаче кредита, а при получении визы или покупке недвижимости за рубежом появляются проблемы», — разъясняет юрист. Кроме того, такую информацию могут использовать контрагенты, которые не хотят исполнять обязательства по договорам, добавляет Шмакова.
Еще у комплаенс-систем нет четкого перечня компаний или людей, которых они проверяют или нет. Так, в профиле иногда можно увидеть маркер SIC (special interest categories), рассказывает Хлопцов. Такая пометка возникает, если комплаенс-система по какой-то причине считает, что нужна проверка. Если система обнаружит что-то подозрительное, то лицу присвоят определенный статус:
политически значимое лицо (PEP);контролируемая государством компания (state-owned enterprise, SOE, или state investor enterprise, SIE);санкции (sanctions);негативные упоминания в СМИ (adverse media);отрасли с повышенным риском (high-risk industries);преступления или нарушения закона (criminal/law enforcement).Последствия негативного маркера или статуса достаточно широки — от углубленного due diligence со стороны банков и контрагентов, что тормозит все бизнес-процессы, до отказов в открытии счета или в трудоустройстве, говорят опрошенные юристы. При этом под ударом не только лица, указанные в комплаенс-системе, но и те, кто с ними связан. В первую очередь это члены семьи (супруги, дети, родители, братья и сестры). «В нашей практике был случай, когда из-за PEP-статуса бывшего топ-менеджера российского банка лондонский университет отказался зачислять его сына», — рассказывает Хлопцов. Кроме этого, под подозрение могут подпасть бизнес-партнеры и даже сослуживцы, добавляет Маханова.
Как оспорить статус, присвоенный комплаенс-системой
В работе с комплаенс-системами важно не только мониторить свой статус, но и быть готовым его оспорить. Базы работают с источниками в ручном режиме, поэтому информация обновляется с большой задержкой и иногда уже устаревшие факты выдают за актуальную информацию, разъясняет Хлопцов.
Скорректировать недостоверный статус в комплаенс-системе можно. Это даже нужно делать для нивелирования проблем в будущем и защиты чести, достоинства и деловой репутации. Возможно и полное исключение из базы комплаенс-системы.
Оспаривание статуса — это непростой процесс, предупреждает Дудко. Сначала нужно запросить позицию юристов, GR- и PR-специалистов, которые занимаются такими вопросами. Они помогут оценить шансы на успех корректировки статуса лица и подскажут, что нужно делать, чтобы изменить информацию в первоисточнике.
Первый шаг во взаимодействии с комплаенс-системой — это выяснение того, на каком основании лицу присвоили конкретный статус, что не всегда легко. «Некоторые базы данных охотно отвечают на запросы. Но некоторые на них не реагируют, и приходится тратить много время на установление контакта», — рассказывает Дудко. Потом подают заявление на имя администратора комплаенс-системы, продолжает Маханова, и приводят аргументы в пользу изменения статуса. К нему также прикрепляют документы, подтверждающие слова заявителя. Некоторые комплаенс-системы могут потребовать официально опубликовать такую информацию в сети, предупреждает Шмакова.
Этот шаг осложняется тем, что часто надо работать еще и с первоисточниками, где содержится некорректная, недостоверная и непроверенная информация. Им нужно направлять множество запросов об удалении и корректировке данных.
Но, по словам Хлопцова, комплаенс-системы, как правило, корректируют по запросу неактуальную фактическую информацию (например, даты пребывания в должностях, данные о корпоративной структуре, бенефициарах и подобное).
При этом обращение к самой компании не всегда сработает. Так произошло с Перселлой Иоаннидес и инвестиционной компанией MeritKapital, которой она владеет на 100%. Отец Перселлы Деметрис Иоаннидес подпал под санкции Великобритании еще в 2023 году за создание офшоров и управление ими в интересах Романа Абрамовича. После этого комплаенс-система World-Check добавила статус «Санкции» в профиле Перселлы и ее компании. Дополнительно база данных указала, что отец девушки владеет, контролирует MeritKapital или связан с ней. Как результат, банки и контрагенты начали считать компанию санкционной, блокировать ее активы и отказываться от сотрудничества.
Санкционный статус MeritKapital сначала пытались оспорить на основании «Общего регламента по защите данных ЕС» и Закона Великобритании «О защите данных». Но это не принесло результата, поэтому Иоаннидес подала иск в Высокий суд Англии и Уэльса. По данным The Sanctions Law, решение по этому делу станет первым прецедентом в спорах на стыке санкционного комплаенса и позиционирования в комплаенс-системе.
Одновременно есть положительные случаи оспаривания статуса политически значимого лица. В таком случае можно добиться получения неактивного статуса (Inactive PEP) или даже полного исключения из PEP-листа, объясняет Хлопцов. Шмакова добавляет, что такая чистка профиля потом пригодится в судебных спорах, если контрагенты будут ссылаться на устаревшие данные. Кроме того, удаление определенного статуса поможет оспорить санкции. «Мы не раз обращали внимание, что даже правоохранительные органы европейских государств используют данные из комплаенс-систем, чтобы доказать существование связей с подсанкционными лицами», — рассказывает Шмакова.
Хотя комплаенс системы формально не считаются первоисточником (и все содержат дисклеймеры на этот счет), на практике их данные часто воспринимают как юридически значимые и достоверные. Проактивная работа с собственным комплаенс-профилем — это часть правовой защиты интересов компании.