Legal Digest
3 сентября 2025, 10:10

Антимонопольный дайджест за август: иммунитеты для IP и штраф вместо изъятия дохода

ФАС напомнила о старой инициативе — ограничить антимонопольные иммунитеты для интеллектуальной собственности. На этот раз служба предлагает сохранить их формально, но сузить их применение. Скорректировать хотят и госконтроль в сфере рекламы. Тем временем суд вновь назначил банку наказание в виде контррекламы за неполные сведения в ролике. В другом споре кассация указала, что заказчик обязан проверять не только формальное наличие документов, но и их достоверность. А Верховный суд принял к рассмотрению жалобу арбитражных управляющих, которые настаивают, что к ним нельзя применять антимонопольный закон.
Тема месяца: антимонопольные иммунитеты для ИС

ФАС предложила поправки к закону, чтобы компании не могли прикрываться патентами, товарными знаками или другими правами и при этом ограничивать конкуренцию. Сейчас если правообладатели пользуются иммунитетом, то их действия формально не подпадают под запрет на монополистическую деятельность. Это позволяет злоупотреблять своим положением и заключать антиконкурентные соглашения.

О необходимости ограничить антимонопольные иммунитеты для интеллектуальной собственности ФАС заявляла еще с 2016 года. За это время предлагали разные варианты — от полной отмены иммунитетов до разных способов их ограничения,  рассказывает старший юрист Better ChanceАни Тангян. 

Ключевое новшество в том, что иммунитеты формально сохраняются, но их действие резко сужается. Теперь:

правообладателя можно признать злоупотребляющим своим положением, если его действия направлены на ограничение или устранение конкуренции;сделки по отчуждению исключительных прав или предоставлению лицензий также могут быть квалифицированы как антиконкурентные, если они влияют на рынок при введении товаров в оборот.

При этом юрист антимонопольной практики АБ Линия ПраваДмитрий Цембелев обращает внимание, что в обоих случаях действия правообладателя могут считаться допустимыми на основании общих исключений (ст. 13 закона «О защите конкуренции»), и этот перечень даже расширяется — например, допускается возможность поддержания цены товара. Cам факт владения исключительными правами не является автоматическим доказательством доминирования: ФАС по-прежнему обязана будет анализировать рынок и устанавливать долю компании. Кроме того, правительство получает полномочия расширять перечень случаев, когда использование ИС может считаться допустимым.

Юристы относятся к инициативе неоднозначно. По мнению советника антимонопольной практики ALUMNI PartnersАлександра Муравина, поправки избыточны. «ФАС уже десять лет привлекает правообладателей к ответственности на разных рынках от магнитной ленты и учебной литературы до инновационных лекарств и интернет-сервисов, и суды в основном поддерживали его сторону». Эксперт опасается, что новые широкие формулировки могут расширить сферу контроля и затронуть сделки с программным кодом, аудиовизуальными произведениями или селекционными достижениями. Это, по его словам, может сместить баланс между антимонопольным и гражданским правом в ущерб правообладателям.

Не очевидно, с какой целью антимонопольным органом предлагаются соответствующие изменения, учитывая, что ФАС России не только имеет необходимые полномочия по контролю за действиями и соглашениями правообладателей, но и активно их применяет.

Александр Муравин, советник антимонопольной практики ALUMNI Partners

Советник практики антимонопольного регулирования ИнфралексДмитрий Рожков считает, что пересмотр антимонопольных иммунитетов в сфере интеллектуальной собственности действительно назрел. Но ключевой вопрос — как это сделать, чтобы не подорвать законную защиту интеллектуальных прав. Эксперт проводит аналогию между исключительными правами и инфраструктурой естественной монополии. В обоих случаях у потребителя часто нет выбора — будь то уникальное изобретение, программный код или сеть газоснабжения. Но для естественных монополий иммунитетов нет: напротив, государство строго регулирует их деятельность, запрещает злоупотребления и вводит правила недискриминационного доступа. Поэтому, по его мнению, логично было бы отменить безусловный иммунитет для правообладателей ИС и передать правительству полномочия определять, в каких случаях использование интеллектуальной собственности допустимо.

В то же время создание ИС связано с долгими и дорогими исследованиями. Исключительные права нужны правообладателю, чтобы компенсировать эти затраты и получать прибыль. Но в предлагаемой редакции законопроекта даже добросовестное использование прав может быть признано антиконкурентным, подчеркивает Рожков. Например, если правообладатель решит производить товар только сам, не выдавая лицензии, это может выглядеть как ограничение конкуренции. А если он даст исключительную лицензию одному партнеру, то лишит себя возможности выдавать лицензии другим без его согласия — и это тоже может квалифицироваться как ограничение конкуренции.

Предлагаемые формулировки не должны быть оценочными, а должны содержать запреты на совершение конкретных действий по осуществлению исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности. Например, как это предусмотрено ч. 1 ст. 10 или ч. 1 ст. 11 закона закона «О защите конкуренции».

Дмитрий Рожков, советник практики антимонопольного регулирования Инфралекс

Учитывая текущую тенденцию ужесточения регуляторного давления, Цембелев рекомендует правообладателям (в том числе разработчикам ПО и IT-компаниям) не дожидаться принятия законопроекта, и заблаговременно подготовиться, проведя полноценный антимонопольный due diligence действующих практик для выявления оптимальных бизнес-решений при негативном сценарии.

Законы и законопроекты
Особенности сбора оплаты за рекламу

Правительство утвердило порядок расчета и уплаты обязательных отчислений за рекламу в интернете. Кроме того, указали как будет вестись мониторинг этих платежей. В правилах закрепили сроки и периодичность внесения средств, перечень данных для расчета, а также порядок возврата переплаты. Если плательщик не перечислит деньги или сделает это не в полном объеме, Роскомнадзор сможет выявить нарушение, направить уведомление и взыскать недоимку.

Новые правила действуют с 1 апреля: рекламораспространители и операторы рекламных систем обязаны уплачивать 3% от дохода, полученного от интернет-рекламы. Изменения в том числе касаются агентств, маркетологов и фрилансеров.

Соглашения для стабилизации цен в регионах

Возможность заключать соглашения для стабилизации цен могут продлить до 31 декабря 2029 года. Такой проект постановления подготовило правительство, документ сейчас вынесен на публичное обсуждение. Поправки касаются постановления от 26.04.2023 № 662, которое дает регионам право договариваться с хозяйствующими субъектами об ограничении цен. Его срок истекает в мае следующего года. Сейчас такие соглашения действуют в 70 субъектах и, по данным ФАС, помогают сдерживать рост цен.  

Госконтроль за рекламой

Антимонопольная служба вынесла на обсуждение проект о корректировке правил федерального надзора в сфере рекламы. Поправки касаются постановления правительства № 1073 от 30.06.2021, которое регулирует порядок госконтроля. Ведомство предлагает привести процедуру в соответствие с ФЗ № 540 от 28.12.2024 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле». Так, планируют уточнить правила профилактического визита антимонопольщиков (в том числе сделать его обязательным) и сократить до 15 рабочих дней срок рассмотрения жалоб на решения и действия надзорного органа. 

Отдельно хотят ввести институт обязательных профилактических визитов — их смогут проводить по поручению президента или правительства. Еще уточнят основания для контрольных мероприятий. Это могут быть: наличие угрозы ущерба, поручения властей или прокурора, истечение срока исполнения предписаний, выявленные индикаторы риска.

Единая структура тарифной заявки

ФАС предложила закрепить единую структуру заявлений об установлении тарифов и экспертных заключений в сфере обращения с отходами. Документы планируют формировать и направлять только в электронной форме через ФГИС «Тариф». По задумке службы, это сделает процесс прозрачнее и быстрее, упростит взаимодействие с региональными органами власти и избавит компании от громоздкого бумажного документооборота.

Практика
«Не карательные» штрафы

Издательству «Просвещение» не удалось оспорить штрафы на 2 млрд руб., наложенные регулятором за установление монопольно высоких цен на школьные учебники (дело № А40-29559/2025). По мнению ФАС, компания завышала стоимость книг по истории, биологии и русскому языку. При этом во время заседания ведомство настаивало, что выписанный «Просвещению» штраф — это не «карательная санкция». Его слова приводят «Ведомости». Это то, чего не должно было быть у организации, если бы та не допускала нарушений, отметил он. Представитель издательства сообщил суду, что организация не занимает доминирующее положение на рынках, а регулятор неверно провел расчеты рентабельности издательства. 

Штраф вместо перечисления всего дохода в бюджет

В конце прошлого года фармкомпания  «Акрихин» оспорила решение и предписание ФАС. Ранее служба признала, что компания, вводя в оборот препарат фордиглиф, незаконно использовала изобретение по патенту, принадлежащему AstraZeneca, и тем самым нарушила запрет на недобросовестную конкуренцию. Ведомство предписало прекратить продажи до 2028 года и перечислить в бюджет доход более 577 млн руб. 

В суде «Акрихин» настаивал, что его действия правомерны, а предписание ФАС незаконно (дело № А40-305697/2024). А служба и AstraZeneca утверждали, что при продаже фордиглифа компания использовала запатентованное изобретение без согласия правообладателя, получив тем самым конкурентные преимущества на рынке жизненно необходимых лекарств.

Суд признал законными выводы регулятора о нарушении и подтвердил запрет на оборот лекарства до окончания срока патентной защиты. Но часть предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода в размере 577,7 млн руб. отменил, сочтя ее незаконной, поскольку санкция должна назначаться в рамках административной ответственности, а не через взыскание всего дохода. В остальном требования «Акрихина» АСГМ не удовлетворил, а 9-ый ААС оставил решение без изменений, несмотря на жалобу ФАС.

В последнее время участились случаи вынесения ФАС предписаний о перечислении дохода в бюджет вместо взыскания штрафа. Но в апреле Верховный суд высказался в пользу ограничения такой практики, указав, что перечисление возможно только в случае, когда административный штраф рассчитать невозможно. Дело «Акрихина» стало еще одним подтверждением этой позиции.

Ани Тангян, старший юрист Better Chance

В п. 31 апрельского обзора судебной практики, связанной с привлечением к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства, Верховный суд указал: перечислять в бюджет весь доход можно только тогда, когда невозможно рассчитать штраф исходя из выручки компании на соответствующем рынке. «Это служит напоминанием ФАС о сущности такой санкции, как предписание о перечислении дохода. К сожалению, в последнее время антимонопольный орган, как правоприменитель, стал об этом забывать», — отмечает юрист ИнфралексТатьяна Кипарисова.

Эксперт напоминает, что еще в постановлении Конституционного суда от 25.02.2014 № 4-П подчеркивалось, что санкции за административные правонарушения должны быть четко прописаны в законе. Причем так, чтобы у каждого была возможность заранее понять из текста нормы (или ее официального толкования), какие именно последствия могут наступить за его действия.

Возможная убежденность ФАС в несоразмерности потенциального административного штрафа совершенному правонарушению не должна позволять госоргану проявлять не основанную на положениях действующего закона гибкость в выборе санкции. Более того, как указали суды деле «Акрихина», в решении антимонопольного органа должны быть приведены доказательства невозможности расчета административного штрафа с учетом совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ или услуг).

Татьяна Кипарисова, юрист Инфралекс

Контрреклама

Суд обязал «Альфа-банк» разместить контррекламу инвестсчета (дело № А40-93269/2025). Ранее ФАС признала недостоверной реклама банка, в которой сообщалось: Альфа инвестиции — это к деньгам. Дарим 20 акций крупнейших компаний каждому. Откройте счет для инвестиций в «Альфа-Банке». Служба решила, что банк не раскрыл клиентам всю необходимую информацию об условиях акции и предписал банку прекратить распространение недостоверной рекламы и оштрафовал ее.

Воспользовавшись предоставленным ч. 3 ст. 38 закона «О рекламе» правом, регулятор обратился в суд с иском о размещении контррекламы аналогичным способом — показу по «Первому каналу» и «НТВ». Подобные споры редки, поскольку ФАС России в подобной категории споров обычно ограничивается формальным штрафом либо предписанием о прекращении нарушения, поясняет Цембелев. Тем не менее, это уже вторая контреклама для банка. В прошлом году суд удовлетворил аналогичный иск за размещение недостоверной рекламы банковского вклада (дело № А40-195175/24). Первым же случаем назначения контррекламы стало дело «Райффайзенбанка» (дело № А40-17982/2023).

Необходимость применения «дополнительных» полномочий обусловлено масштабами деятельности банковских организаций и, как следствие, последствиями от размещения недостоверной рекламы – не просто на рекламном щите, а на федеральных телеканалах. Публичное признание ошибки имеет, прежде всего, серьезные имиджевые последствия, помимо двойного увеличения «рекламного бюджета». Менеджменту банка и рынку в целом стоит учтет соответствующие сигналы ФАС России при утверждении рекламных компаний.

Дмитрий Цембелев, юрист антимонопольной практики АБ Линия Права

Ограничение конкуренции для арбитражных управляющих

Верховный суд принял жалобу саморегулируемой организации арбитражных управляющих «Созидание», которую ФАС обвинила в недобросовестной координации экономической деятельности (дело № А40-232008/2023). На рассмотрение ее передал и.о. председателя ВС и председатель экономколлегии Юрий Иваненко. 

По мнению регулятора, СРО ограничила доступ к реализации имущества только аккредитованными в ней организаторами торгов и площадками. Ведомство посчитало это нарушением ч. 5 ст. 11 закона «О защите конкуренции» и выдало предписание об исключении таких норм из локальных актов организации. «Созидание» настаивало, что арбитражные управляющие не являются хозяйствующими субъектами, и спор должен регулироваться исключительно законом о банкротстве. Три инстанции согласились с позицией службы, сославшись на практику Конституционного и Верховного судов: ограничения антимонопольного законодательства распространяются и на арбитражных управляющих.

Жалобу рассмотрят 1 октября. 

Достоверность сведений о товаре

АС Северо-Западного округа решил, что в закупках комиссия заказчика обязана проверять не только формальное соответствие заявок, но и достоверность указанных в них сведений. К такому выводу он пришел в деле № А56-95620/2024 о закупке медизделий. Один из участников оспорил допуск победителя, поскольку его товар не соответствовал техзаданию, что можно было проверить по данным Росздравнадзора.

Суды первой и апелляционной инстанций поддержали заказчика, указав на презумпцию добросовестности участников. Но кассация отменила их решения, встав на сторону ФАС, и признала действия комиссии нарушением. По мнению суда, комиссия, рассматривающая заявки участников, должна не только проверять их на формальное соответствие документов и сведений установленному перечню, но и их достоверность, что следует из п. 8 ч. 12 ст. 48 ФЗ № 44. Сведения из базы Росздравнадзора доказывали, что в заявке победителя были недостоверные данные (предложенное изделие отличалось от требуемого). Кроме того, суд учел, что позже заказчик сам расторг контракт из-за этой недостоверной информации.