Антимонопольный дайджест за сентябрь: правила для банков и страховых и обновление рекламы
ФАС разрабатывает законопроект, который впервые закрепит на уровне федерального закона правила взаимодействия банков и страховых компаний. Сейчас эти отношения регулируются постановлениями правительства, действующими уже 15 лет. Начальник управления контроля финансовых рынков ФАС Ольга Сергеева на XXII Международном банковском форуме в Сочи уточнила, что в документ войдут все подходы, накопленные за годы практики. По ее словам, новые нормы должны расширить выбор страховых продуктов для заемщиков и усилить конкуренцию на рынке.
Ранее антимонопольное ведомство совместно с ЦБ и Минфином согласовало ключевые принципы регулирования. На прошлой неделе проект обсуждали с представителями банков и страховых компаний, по итогам стороны готовят совместное письмо регуляторов.
Действующие постановления предусматривали аккредитацию страховщиков и были направлены на борьбу с навязыванием страховых услуг при кредитовании. Новый законопроект закрепит эти правила в законе и заменит временные меры постоянными нормами.
Консолидация допустимых условий соглашений между банками и страховщиками в одном документе действительно будет полезна. Ценно, что к работе над законопроектом планируется подключить участников рынка: это позволит учесть их интересы и снизить риск появления непрактичных норм.
Возникает вопрос: нужно ли закреплять регулирование именно на уровне закона? По мнению Махлай, постановления правительства удобнее в применении — их проще оперативно корректировать под изменяющиеся условия рынка. Закон же предполагает сложную и длительную процедуру изменений. При этом у регулирования подзаконными актами тоже есть очевидные минусы: появляются многочисленные документы, которые быстро теряют силу, дублируют друг друга и создают сложности для правоприменителей. Принятие закона могло бы устранить эти проблемы.
При этом правила от 18.01.2023 № 39 утратили силу с 1 сентября. Документ действовал всего два года, так как ожидалось принятие закона, который так и не появился. В итоге участники рынка оказались в условиях правовой неопределенности в части допустимых условий соглашений между банками и страховщиками, отмечает Махлай. По ее мнению, решить проблему могло бы оперативное принятие единого системного документа, который собрал бы все наработанные подходы к регулированию. Важно, чтобы этот акт был рассчитан на долгосрочную перспективу и не требовал постоянных временных корректировок.
Порядок учета интернет-рекламыПравительство обновило регулирование интернет-рекламы. Постановление от 18.09.2025 № 1427 вступило в силу в день опубликования и скорректировало правила работы операторов рекламных данных (ОРД) и Роскомнадзора.
Согласно документу, каждое лицо, участвующее в распространении рекламы или социальной рекламы в интернете, обязано передавать сведения ОРД. Причем после исполнения обязательств по договору информацию о рекламе необходимо предоставлять и хранить в течение года, за исключением отдельных случаев (например, если речь идет о рекламе в составе авторских видеороликов).
Кроме того, расширили состав информации, которая подлежит учету. Теперь в Роскомнадзор будут поступать конкретизированные сведения о договорах между рекламодателями и рекламораспространителями, операторами рекламных систем, их представителями и посредниками. Добавили и новые обязательные параметры: размер и сумма НДС, идентификатор рекламы, дата исполнения обязательств по размещению и характеристики охваченной аудитории (пол, возраст, регион проживания и другие социально-демографические показатели, если такие данные есть).
Реклама в космосеПрезидент подписал закон и разрешил размещать рекламу на объектах космической техники и инфраструктуры «Роскосмоса». Доходы от такого формата разделят: если реклама продается без торгов, условия и стоимость определит правительство, а средства полностью поступят в федеральный бюджет. В остальных случаях половина средств уйдет в бюджет, вторая половина — в резервные фонды госкорпорации.
По оценкам «Роскосмоса», реклама на космической технике может приносить до 200 млн руб. в год, а на наземных объектах — до 5 млн руб. в год. Рекламодателями смогут выступать банки, страховые и другие компании. Закон вступит в силу 1 января 2026 года.
Минимальные объемы продаж на бирже для производителей цементаФАС и Минпромторг предложили обязать крупнейших производителей цемента реализовывать часть продукции через биржевые торги. Приказ касается компаний, которые занимают доминирующее положение на рынке. Для них предлагают установить минимальный объем продаж на бирже в размере 5% от среднеарифметического значения месячных объемов реализации цемента за три года, предшествующих году расчета. Норма должна вступить в силу с 1 марта 2026 года и будет действовать в течение года.
По замыслу разработчиков биржевая торговля сократит количество посредников в цепочке поставок и даст доступ к цементу широкому кругу покупателей. Они смогут приобретать продукцию напрямую и по конкурентным ценам. Кроме того, сделки на бирже сформируют рыночный ценовой индикатор, на который смогут ориентироваться участники рынка.
Порядок параллельного импортаМинпромторг вынес на публичное обсуждение проект приказа с уточнением порядка параллельного импорта. Документ содержит обновленный перечень товаров, которые можно ввозить в Россию без согласия правообладателя, и вводит новое требование — указывать не только наименование и коды ТН ВЭД, но и номера регистрации товарных знаков в реестре Роспатента. При этом приказ Минпромторга от 21.07.2023 № 2701 утратит силу.
Ключевое изменение связано с расширением охвата параллельного импорта на все типы товарных знаков, включая графические изображения. Ведомство отмечает, что это устранит сложности с идентификацией знаков и правообладателей, а таможенные органы смогут работать с товарами, которые до сих пор не подпадали под действующий режим.
Перечень банков для гарантий ФЗ № 44Минфин опубликовал новый список банков, которые соответствуют требованиям закона ФЗ № 44 и вправе выдавать независимые гарантии для обеспечения заявок, исполнения контрактов и гарантийных обязательств по закупкам. Из перечня исключили КБ «Ростфинанс». Теперь в списке числится 208 кредитных организаций.
АСГМ признал законным решение ФАС о штрафе для фармкомпании «КРКА-РУС» в размере 650 000 руб. (дело № А40-136017/2025).
Антимонопольная служба установила, что компания, занимая доминирующее положение на рынке жизненно важного препарата «Ко-Дальнева» (международное непатентованное наименование, или МНН, — амлодипин + индапамид + периндоприл), повысила отпускные цены на отдельные дозировки на 10–16%. Ведомство предписало «КРКА-РУС» скорректировать стоимость и установить экономически обоснованный уровень на препарат, у которого нет аналогов.
Обжаловать решение в первой инстанции у фармкомпании не вышло. Суд отметил, что порядок привлечения компании к ответственности соблюден, срок давности не пропущен, а доводы заявителя сводились к переоценке обстоятельств, уже подтвержденных вступившими в силу судебными актами.
При рассмотрении дела об административном правонарушении суд не оценивает заново, было ли нарушено антимонопольное законодательство, — он исходит из ранее принятого решения. В случае с «КРКА-РУС» таким основанием стало решение ФАС, признанное законным и обоснованным в деле № А40-297158/2024. Оно создало преюдицию для текущего процесса, поэтому у АСГМ не было оснований считать назначенный штраф необоснованным или незаконным при отсутствии иных нарушений, объясняет Махлай.
Дело поворотное для фармацевтической отрасли и демонстрирует отход от традиционного подхода к определению взаимозаменяемости лекарственных препаратов по МНН, что существенно повлияет на бизнес. Так, ФАС выделила в отдельные товарные рынки лекарственные препараты с одним МНН, но в разных дозировках. Cузив продуктовые границы рынка, регулятор признал компанию доминирующей и нарушившей антимонопольное законодательство путем необоснованного повышения цен.
Суд согласился с позицией ФАС, что совпадение МНН не означает отнесение препаратов к одному товарному рынку, если их дозировки не эквивалентны и не дают одинакового терапевтического эффекта. Такой подход повышает риск признания фармкомпаний доминирующими на рынке, подчеркивает Потапова.
Эксперт рекомендует компаниям проанализировать отношения с контрагентами по отдельным дозировкам, уделив внимание ценовой политике и порядку изменения цен. При необходимости стоит пересмотреть коммерческие условия так, чтобы они были единообразными или обоснованно дифференцированными, в частности и по дозировкам.
По мнению адвоката Kulik & Partners Law.EconomicsМарии Канунцевой, на дело интересно посмотреть в разрезе участившейся практики выдачи антимонопольным органом предписаний о перечислении в бюджет дохода, полученного от монополистической деятельности. «КРКА-РУС» признали виновной в злоупотреблении доминирующим положением и оштрафовали по ч. 1 ст. 14.32 КоАП. Для сравнения: в тот же период ФАС рассматривала дела против МТС и издательства «Просвещение» — там было предписано перечислить в бюджет более 3 и 2 млрд руб.
Сегодня сложилась такая практика, когда за одинаковое по природе правонарушение — злоупотребление доминирующим положением, которое не привело к ограничению конкуренции, — административный орган по усмотрению может применить такую серьезную меру воздействия, как взыскание в бюджет незаконно полученного дохода. А он многократно превышает максимальный размер предусмотренного КоАП фиксированного штрафа в 1 млн руб.
Сейчас правовое регулирование в сфере антимонопольных дел не позволяет ответчику предвидеть последствия своих действий или бездействия. Это снижает гарантии защиты прав и законных интересов компаний от произвольного административного преследования и наказания — на это не раз указывал Конституционный суд. «На наш взгляд, необходимы изменения: в законе должны быть четко закреплены условия, при которых выносится предписание о перечислении дохода в бюджет, а если они не соблюдены, применяется административный штраф», — считает Канунцева.
Включение в РНП за несоответствие товара данным из реестраАрбитражный суд Омской области поддержал решение ФАС о признании поставщика недобросовестным и включении его в реестр недобросовестных поставщиков (дело № А46-9573/2025). Спор возник из-за поставки электродвигателей по контракту. Индивидуальный предприниматель победил в аукционе, заявив товар российского происхождения и указав реестровую запись в подтверждение национального режима по постановлению правительства № 1875. Но заказчик отказался от приемки: в реальности ему поставили иные двигатели, не соответствующие заявленным данным.
Суд установил, что предприниматель не подтвердил российское происхождение поставленного товара документами, предусмотренными постановлением. Напротив, предоставленная в деле декларация ЕАЭС указывает на китайского производителя, что опровергает сведения о «стране происхождения — Россия» в документах о приемке. Учитывая несоответствие поставки условиям контракта и требованиям национального режима, односторонний отказ заказчика от исполнения договора суд признал правомерным.
ФАС продолжает продвигать законопроект об отмене антимонопольных иммунитетов для правообладателей, но инициатива встретила резкую критику со стороны бизнеса. 17 сентября служба провела расширенное заседание научно-методического совета, где вместе с бизнесом обсуждала поправки к закону «О защите конкуренции». Документ предлагает лишать владельцев исключительных прав иммунитета, если их действия ведут к ограничению конкуренции. Заседание длилось почти четыре часа, а представители отечественных разработчиков ПО негативно отозвались о проекте, рассказывает Ярослав Кулик, управляющий партнер Kulik & Partners Law.Economics
1 октября стало известно, что крупнейшие IT-компании направили в Минэкономразвития письмо с просьбой не поддерживать инициативу ФАС. Бизнес опасается, что поправки снизят привлекательность отрасли для инвестиций: по оценкам участников рынка, вложения в стартапы могут сократиться на 20% в течение ближайших 3–5 лет из-за риска усиленного контроля и непредсказуемых проверок. В ФАС считают, что текущий вид иммунитета позволяет крупным игрокам злоупотреблять правами без риска ответственности.
Ведомство уже 14 лет пытается отменить антимонопольные иммунитеты, введенные при вступлении России в ВТО. Несмотря на их формальное действие, в некоторых резонансных делах суды поддержали антимонопольную службу, ссылаясь на Конституцию и ГК, так что иммунитеты не мешали ФАС применять меры, подчеркивает Кулик.
Сегодня рынок вновь выступает против предлагаемых поправок, хотя их формулировки несколько изменились. По сути, ФАС предлагает внести исключения из иммунитетов в ст. 10 и 11 закона «О защите конкуренции» (раньше предлагали их полностью отменить). Речь идет о случаях, когда использование исключительных прав или соглашения об их отчуждении при введении товаров в оборот направлены на ограничение конкуренции и не признаны допустимыми по закону.
Одновременно проект расширяет перечень оснований, по которым такие действия могут считаться допустимыми (ст. 13). При этом Кулик обращает внимание, что само владение результатами интеллектуальной деятельности не считается основанием для признания доминирующего положения у правообладателя, а правительству предлагается закрепить отдельные случаи допустимости соглашений.
Бизнес опасается, что принятие поправок даст ФАС возможность контролировать цены на лицензии и товары, созданные с использованием патентов. Помимо разработчиков ПО, отмена иммунитетов вызывает тревогу у крупнейших фармпроизводителей и владельцев товарных знаков.
При этом на заседании совета ФАС подробно обсуждали позиции Конституционного суда, закрепленные в июньском постановлении по делу «Таркетт Рус». Суд подтвердил право антимонопольной службы вмешиваться, если исключительные права используются для ограничения конкуренции. Фактически это означает, что и сейчас ФАС может возбуждать такие дела, отмечает Кулик.
В то же время участники дискуссии отметили: прежде чем принимать закон, стоит заранее определить случаи допустимости соглашений и закрепить их в подзаконном акте вместе с постановлением правительства — это повысило бы предсказуемость для бизнеса. Отдельной темой стало ценообразование в сфере технологий. По словам Кулика, здесь нет четких ориентиров для оценки обоснованности цен на лицензии, поэтому практика по монопольно высоким ценам пока не складывается.
Ситуацию осложняет то, что рост IT-отрасли идет в основном за счет госзаказа и закупок госкорпораций, находящихся под контролем ФАС, Счетной палаты и Казначейства. Эксперт не исключает, что, возможно, есть смысл провести комплексный анализ эффективности господдержки и динамики цен в отрасли, чтобы выработать прозрачные подходы к регулированию.
Правила указания товарных знаков в госзакупкахФАС напомнила участникам закупок по ФЗ № 44 о правилах указания товарных знаков. В заявках допускается указывать только те обозначения, которые зарегистрированы в Государственном реестре товарных знаков. Участник обязан проверить данные в реестре и указать, есть ли там знак. Если этого не сделать или если в заявке будет указан незарегистрированный или недостоверный знак, комиссия вправе отклонить предложение как не соответствующее требованиям закона. Запрещено указывать несколько товарных знаков для одной позиции товара.
Отдельно ведомство уточнило, что изменить товарный знак после заключения контракта можно только по соглашению сторон и лишь тогда, когда это ведет к улучшению характеристик товара.
Схема возврата товаров на маркетплейсеФАС начала проверку новой схемы возврата товаров, которую Ozon планирует ввести с 1 октября. Служба хочет убедиться, что изменения не нарушают антимонопольное законодательство и учитывают интересы продавцов и покупателей.
Новая система касается модели FBS (fulfillment by seller — продавец сам хранит товары, собирает и маркирует, а затем передает маркетплейсу для доставки покупателю): если заказ отменили или вернули без претензий к качеству, товар автоматически отправят в логистический центр Ozon для перепродажи. Продавцы критикуют нововведение, опасаясь роста издержек и ухудшения контроля за качеством, тогда как маркетплейс заявляет, что схема уже используется частью селлеров и позволяет быстрее перепродавать продукцию и сокращать расходы.
Саморегулирование рекламы безалкогольного пиваПредставители пивоваренной ассоциации и отраслевых коммуникационных объединений и ФАС подписали меморандум о саморегулировании рекламы безалкогольного пива и пивных напитков. Документ разработали по итогам заседания экспертного совета службы при участии отраслевых объединений. Он дополняет Российский кодекс практики рекламы и маркетинговых коммуникаций.
В меморандуме закреплены базовые требования к продвижению продукции: компании обязаны четко указывать безалкогольный характер напитка, не допускать сходства кампаний с рекламой алкоголя, учитывать состав аудитории площадок и обращаться исключительно ко взрослым потребителям. Ведомство ожидает, что такой подход снизит риск нарушений законодательства о рекламе и поможет предотвратить недобросовестные практики. Для бизнеса подписание документа означает появление дополнительных ориентиров при формировании маркетинговых стратегий.
Усиление борьбы с картелямиВ начале сентября ФАС провела в Казани межведомственный семинар с участием МВД, ФНС и Росфинмониторинга. Замруководителя службы Григорий Радионов отметил, что в фокусе работы ведомств — совместные меры против картелей и антиконкурентных соглашений. Участники обсудили практику антикартельных проверок, применение законодательства при доказывании сговоров, использование цифровых инструментов для выявления нарушений на торгах и уголовную ответственность за картели.
Семинар прошел в рамках межведомственной программы на 2024–2028 годы, утвержденной правительством. Ее основные задачи — профилактика монополистической деятельности, ограничения и устранения конкуренции, профилактика коррупции при проведении торгов. Особое внимание в ней уделяется цифровизации борьбы с картелями с помощью внедрения государственной информационной системы «Антикартель».
С 1 сентября заработали новые правила в сфере рекламы. Они касаются сразу нескольких направлений и вводят новые обязанности для бизнеса.
Компании больше не могут размещать рекламу на сайтах из реестра ограниченного доступа: у организаций, признанных нежелательными, на ресурсах, связанных с экстремизмом, на пиратских порталах и сайтах иноагентов. За нарушения предусмотрены штрафы: для граждан — от 2000 до 5000 руб., для юрлиц — до 500 000 руб. (ФЗ № 72).
Блогеры с аудиторией более 10 000 подписчиков на одной площадке должны уведомить об этом Роскомнадзор. Незарегистрированные блогеры не могут размещать рекламу и публиковать ссылки для донатов. Если они нарушают эти правила после 1 сентября, то могут получить штраф до 500 000 руб. Рекламодатели, сотрудничающие с такими блогерами, тоже рискуют получить наказание (ФЗ № 303).
Каждая компания или ИП теперь обязаны маркировать свои звонки, указывая название, категорию («банк», «доставка» и прочее) и цель вызова. Массовые обзвоны можно проводить только по договору с оператором. Если компания не предоставит данные, оператор заблокирует такие вызовы (ФЗ № 41).
Дополнительное регулирование сделок с участием финансовых организацийКроме того, с 1 сентября вступил в силу ФЗ № 539, который расширяет антимонопольный контроль за сделками финансовых организаций. Теперь согласие ФАС потребуется не только при превышении лимитов стоимости активов приобретаемой компании, но и во всех случаях, когда приобретатель — крупная финансовая организация того же вида с активами выше установленных порогов.
Таким образом, банки, страховщики и страховые брокеры с активами более 25 трлн руб., 300 млрд и 2 млрд соответственно обязаны получать согласие ФАС на любые сделки с конкурентами. Эти пороги закреплены постановлением правительства № 608, которое также вступило в силу 1 сентября. Документ обновил и пороги для других категорий финансовых организаций: от 32 млрд руб. для кредитных организаций до 100 млн руб. для форекс-дилеров и специализированных депозитариев.
Меры направлены на предотвращение чрезмерной концентрации в финансовом секторе, что, по оценке регуляторов, снижает конкуренцию, повышает риски роста цен и сдерживает инновации.
Общие исключения для соглашений между субъектамиС этого же дня начало действовать постановление правительства № 543, устанавливающее новые «общие исключения» для соглашений между хозяйствующими субъектами. Они касаются:
взаимодействия между покупателями и продавцами;совместных научных исследований и использования их результатов.Нормы будут действовать до 1 сентября 2031 года. Постановление заменяет разрозненные акты и устраняет правовые неопределенности. Бизнес получит более четкие ориентиры допустимости соглашений и возможность использовать превентивную проверку для минимизации антимонопольных рисков.
Правила нацрежима при закупках медизделийВ конце августа правительство скорректировало порядок подтверждения происхождения отдельных товаров, включая медицинские изделия. Постановление вступило в силу с 1 сентября, часть норм заработает позже.
Что изменилось:
Сдвинули сроки. На 31 декабря перенесли дату, с которой заявки на закупку стратегически значимых лекарств, произведенных не по полному циклу в ЕАЭС, приравняют к иностранным. Ранее предполагалось, что это должно произойти с 31 августа.Сертификаты можно использовать дольше. До конца года продлили возможность подтверждать страну происхождения ряда медизделий сертификатом СТ-1.Расширили список ограничений. Перечень иностранных товаров, которые не могут фигурировать в госзакупках, дополнили новыми кодами.