Что мешает юристу стать эффективным: десять привычек, от которых нужно избавиться
От юристов ждут не только знания законов, но и гибкости мышления, умения работать в быстро меняющемся поле. Самые неактуальные установки: «Мы делали так в прошлый раз» и «Мы всегда так делаем». «В условиях, когда правовое поле, судебная практика и технологии стремительно меняются, приверженность шаблонам и излишний консерватизм создают серьезные системные риски как для клиента, так и для юриста», — считает управляющий юрист корпоративной практики CLSМария Тимофеева. По ее мнению, для современного специалиста любое решение — не неизменный алгоритм, а рабочий инструмент, который нужно настраивать и адаптировать по мере изменения обстоятельств.
Самое вредное клише — думать, что юрист должен быть просто стражем закона. Это устаревшая модель — юрист как контролер, который говорит «нельзя».
Взаимодействие с государством (government relations, GR) — это часть работы юриста, например когда он получает ответ на запрос органа власти, оформляет лицензию, согласовывает сделку в правительственной комиссии. По мнению управляющего партнера O2 ConsultingОльги Сорокиной, сегодня GR — не просто норма, а необходимость для юриста. В трансграничных сделках без коммуникации с регуляторами, без понимания политико-правового контекста, без способности согласовать «невозможное» сделки не закрываются. Юрист, который умеет говорить с государством на одном языке и сопровождает клиента в этом диалоге, становится стратегическим партнером, считает эксперт.
Тем, кто хочет стать хорошим специалистом в GR-сфере, директор по юридическим вопросам компании Lime Артем Подшибякин советует развивать навыки сторителлинга и подготовки презентаций, хорошо понимать повестку и KPI регулятора, создавать с другими участниками рынка и влиятельными лоббистами дискурсивные коалиции. «Специфика последних десяти лет — все более активное участие юристов в законотворческой деятельности. Например, через различные ассоциации и рабочие группы», — добавляет директор по юридическим операциям FESCO Леонид Гольдман.
Управляющий партнер VinderГор Егорян уверен, что излишняя консервативность в пиаре и коммуникациях сегодня только мешает. «Корпоративный мир сильно сузился, а харизма получила большее значение, чем ранее», — отмечает эксперт. Личный бренд, выстроенная маркетинговая стратегия и нетворкинг стали для юриста не преимуществом, а необходимостью. Юрист, который ими пренебрегает, может, и не исчезнет с рынка, но рискует так и остаться в роли рядового исполнителя, пока более «видимые» коллеги будут забирать лучшие кейсы. По словам Тимофеевой, сейчас профессиональные контакты и продуманное позиционирование становятся таким же активом, как и юридическая компетентность.
Сегодня юристу недостаточно быть хорошим специалистом «в стол» — нужно, чтобы о твоей экспертизе знали. Этому способствуют выступления, публикации в СМИ и активность в соцсетях, нетворкинг.
Тормозят на этом пути устаревшие привычки, свойственные консервативной профессиональной культуре. Это, прежде всего, установка, что качественная работа говорит сама за себя. Ей сопутствует пренебрежение диджитал-средой, профессиональными социальными сетями и тематическими медиа.
Шангареева подчеркивает, что репутация формируется не только в судах, но и в публичном поле — через экспертные комментарии, участие в конференциях, открытость. Поэтому нужно говорить о себе, показывать ценность, а не ждать признания через сарафанное радио.
Сейчас более востребованными становятся удаленные или гибридные форматы работы, которые доказали свою эффективность во время пандемии, рассказывает старший юрист VK PartnersГлеб Базурин. Требование о ежедневном присутствии в офисе в строго отведенное время просто потому, что так было всегда, потеряло актуальность. «Новое поколение юристов — это люди, которые высоко ценят свое время, достаточно четко разделяют рабочее и личное. С учетом этого на первый план выходит эффективность и результат. Если кому-то комфортнее работать удаленно, не тратя время на дорогу и офисные разговорчики, — почему нет, когда задача это позволяет», — считает эксперт. С ним соглашается Тимофеева: «Эффективность юриста должна измеряться не количеством проведенных в офисе часов, а качеством и результативностью его работы». При этом работу юристов корпоративной практики гораздо проще перевести в удаленный формат, чем работу литигаторов.
Профессия юриста уже давно не сводится к правоприменению и юридической чистоте документов. По словам Сорокиной, клиенты ждут не юридически корректного заключения, а решения, учитывающего бизнес-реальность, риски, культуру сторон, регуляторные ограничения и международную политику. Современный юрист — не носитель закона, а архитектор сложных решений. И его мышление должно быть соответствующим: системным, стратегическим, ориентированным на результат. Тимофеева считает, что юрист должен не противопоставлять закон контексту возникшей у клиента проблемы, а находить симбиоз.
По мнению Шангареевой, стоит уже сейчас учиться мыслить как бизнес-партнер, а не как исполнительно-правовой блок. Для этого нужно понимать стратегию компании, рынок, логику цепочек поставок, клиентскую ценность и отказываться от консерватизма и страха перед технологиями.
Современный специалист должен стать для клиента полноценным партнером — тем, кто не просто идентифицирует риски, а выстраивает оптимальные пути для достижения целей в рамках правового поля, говоря с бизнесом на одном языке.
Частая смена направлений специализации и мест работы не позволят стать экспертом в полном понимании этого термина, уверен Гольдман. По его мнению, всесторонне развитые дилетанты вряд ли смогут успешно конкурировать на рынке. Это особенно актуально в эпоху, когда ценность глубоких экспертных знаний возрастает на фоне доступности поверхностной информации. Поиск своей ниши и последовательное в ней развитие — более выигрышная стратегия в долгосрочной перспективе. «Важно активно углублять знания в выбранной узкой области, превращаясь из универсала в признанного специалиста», — добавляет Тимофеева. Именно фокус и глубина создают ту самую компетентность, за которую клиенты готовы платить.
Партнер корпоративной практики и M&A ALUMNI PartnersЕкатерина Дедова убеждена: ценность не в том, чтобы писать «как в учебнике», а в том, чтобы максимально быстро и предметно отвечать на запросы. И делать это по возможности в формате «просто о сложном». Это особенно актуально, когда коммуникация и рабочая переписка переходят из электронной почты в мессенджеры. «Хорошие юристы должны не только обладать глубокими знаниями юриспруденции и уметь внятно излагать свои мысли на языке „родных осин“ (а лучше на нескольких языках), но и понимать потребности бизнеса, говорить на его языке, умело коммуницировать и работать в команде», — соглашается управляющий партнер Никольская КонсалтингАлексей Рудяк.
Классическое образование — это основа, но его уже мало, отмечает Богуславская. Непрерывное обучение сейчас норма, и юристы уходят от идеи одного диплома на всю жизнь, считает эксперт.
Нормой стало и развитие hard skills, потому что постоянное изменение законодательства и практики влечет необходимость держать руку на пульсе. Сейчас доступно наибольшее количество форматов для поддержания квалификации и развития, чем когда-либо. Каждый может выбрать что-то свое, начиная от классических курсов повышения квалификации и конференций, заканчивая онлайн-дискуссиями по узкоспециализированным темам и регулярными материалами в онлайн-изданиях.
Soft skills составляют неотъемлемую часть любой профессии, которая связана с работой с людьми. «Развитие навыков коммуникации во многом происходит по принципу „количество рано или поздно переходит в качество“. При этом все чаще можно увидеть специальные курсы, которые призваны прокачать soft skills, что свидетельствует о росте спроса», — делится Базурин.
Сейчас важно непрерывное обучение — без этого сложно адаптироваться к трансформации рынка. Остается востребованным хороший баланс между hard и soft skills.
Один из ключевых навыков, который отличает сильного юриста от исполнителя, — умение брать ответственность. Дедова убеждена, что юристам надо брать на себя ответственность за то, что и как они делают, за принимаемые решения и результат. Причем не только индивидуальный, но и командный. Без этого невозможно построить доверительные отношения ни с клиентом, ожидающим надежности, ни с коллегами, на которых приходится опираться в сложных проектах. «Юридический консалтинг — это всегда командный зачет, где важна роль каждого из участников и абсолютно необходима взаимная уверенность друг в друге», — считает эксперт. Клиенты платят не только за юридические решения, но и за эту уверенность в надежности команды, которую невозможно создать без личной ответственности каждого.
«Успешный юрист умеет совмещать множество ролей, используя свои навыки и адаптируя поведение в зависимости от конкретной ситуации и потребностей клиента», — отмечает Рудяк. «Мы больше не надзиратели за бизнесом. Мы партнеры. Роль человека-барьера стоит сдать в архив вместе с дыроколом», — соглашается Богуславская.
Хороший юрист — по определению стратег, переговорщик, медиатор и лоббист. Надо быть бизнес-партнером — пожалуйста. Маркетолог в рамках юридической профессии и смежных областей — разумеется. Успешный юрист может быть кем угодно, если этого требует ситуация.
Сорокина считает, что сегодня юристу нужно учиться трем вещам: мыслить как предприниматель, коммуницировать как стратег и действовать как автор и фасилитатор решений. По мнению эксперта, быть просто юристом недостаточно. Надо становиться кросс-функциональным партнером: понимать экономику сделки, архитектуру капитала, динамику семейных систем, если работаешь с частными клиентами. Это уже не про знание закона, а про влияние на результат. «Успешный юрист сегодня — это не ремесленник. Это лидер», — заключает Сорокина.
Подробнее о том, каким сегодня должен быть юрист, расскажут на Форуме «Право-300» — предвестнике церемонии награждения лидеров рейтинга «Право-300».