Налоговый дайджест за сентябрь: повышение НДС, «убийство» УСН и отмена IT-льгот
Сентябрь принес россиянам и бизнесу второй раунд повышения налогов, которые и так существенно выросли с января и уже доставили немало проблем малым и средним предприятиям.
В предпоследний день месяца правительство внесло в Госдуму законопроект № 1026190-8 — более 200 страниц поправок к Налоговому кодексу. Ставка НДС вырастет с 20 до 22%, порог для уплаты НДС на УСН упадет с 60 до 10 млн руб., IT-компании потеряют большую часть льгот, а МСП столкнется с ростом страховых взносов до 30%. Изменения вступят в силу с 1 января 2026 года — переходных периодов не предусмотрено.
НДС: ставка 22% и порог УСН в 10 млн руб.Два ключевых элемента реформы — повышение основной ставки НДС до 22% и снижение порога для уплаты НДС на «упрощенке» до 10 млн руб. годовой выручки. Для сравнения: еще в 2024 году этот лимит составлял 250 млн руб. За два года он сократился в 25 раз, отмечает юрист практики налогового консультирования BGP Litigation Алина Макарова.
Власти объясняют изменения борьбой с дроблением бизнеса и необходимостью плавного перехода малых компаний на общую систему налогообложения. Эта логика вызывает вопросы у экспертов. Руководитель налоговой практики NSV Consulting Анастасия Васильева задается вопросами: если порог 60 млн руб. установили меньше года назад, почему он уже не работает? Если цель — плавный переход, то разве 60 млн недостаточно поэтапно, особенно когда «упрощенцы» в целом мало представляли себе учет по НДС? А если дело в дроблении, почему не снизили до 10 млн сразу, а дали бизнесу надежду на стабильность?
Предпринимаемые законодателем шаги не выглядят логичными. Ранее была предоставлена амнистия по дроблению бизнеса, многие ею воспользовались, а теперь с введением, можно сказать, всеобщего НДС и убийством УСН это «обеление» и амнистия кажутся бессмысленными.
Частично на эти вопросы ответил Владимир Путин, который заявил: государство хочет избежать ухода бизнеса в тень после повышения НДС.
Но в том, что это сработает, эксперты сомневаются. С точкой зрения о неэффективности меры для борьбы с дроблением согласна партнер и руководитель группы налоговой практики «Пепеляев Групп» Ксения Литвинова: «Дробление по-прежнему выглядит заманчивым инструментом снижения налоговой нагрузки, особенно с учетом уже состоявшегося повышения ставки налога на прибыль с 20 до 25% в 2025 году и ожидаемого повышения НДС до 22%. А снижение порога лишь подтолкнет к дроблению тот самый микробизнес, для которого даже уплата 5% НДС существенна с позиции конкурентоспособности с самозанятыми», — уверена эксперт.
«С большой долей вероятности получится то же самое, с чем боролись, но в иной обертке. Вот только затронет это не только агрессивных оптимизаторов, но и добросовестных налогоплательщиков», — считает Васильева.
Макарова выделяет три категории бизнеса, для которых изменения окажутся особенно болезненными:
B2C-бизнес — розница и услуги населению: парикмахерские, кафе, фитнес-клубы, небольшие магазины. Все, кто продает напрямую физлицам. Добавление НДС автоматически увеличивает цену на 5–7%. Если покупатели не будут готовы платить больше, бизнес ждет падение спроса, убытки и закрытие.Компании с низким входящим НДС — те, кто мало что покупает у других поставщиков с НДС. Такой бизнес не сможет компенсировать возросшую нагрузку вычетами. Вся нагрузка ляжет на конечную прибыль или цену товаров.Сетевой бизнес — франшизы, бренды с множеством точек. ФНС давно борется с дроблением в этом сегменте, и новые правила усилят контроль.Литвинова добавляет общий прогноз.
Наиболее негативно повышение ставки НДС скажется на том бизнесе, который не сможет переложить повышение на потребителя, поскольку потребитель просто не будет готов покупать товары по более высокой цене. В этом случае повышение НДС приведет к снижению маржинальности в цепочке до потребителя. С позиции бюджета в таком случае повышение НДС будет иметь обратный фискальный эффект в виде снижения общих сумм к уплате по налогу на прибыль.
Отметим, что снижение порога до 10 млн руб. коснется не только «упрощенки», но и патентной системы налогообложения. А еще из перечня разрешенных видов деятельности уберут розничную торговлю через стационарные объекты и автомобильные перевозки грузов. Именно в этих двух сегментах работает больше половины всех ИП на патенте — около 784 000 человек из 1,43 млн.
IT-льготы: сворачивание налогового маневраТехнологическим компаниям законопроект преподносит особенно болезненные перемены. С 1 января 2026 года их ждет двойной удар: отмена нулевой ставки НДС на российское ПО и повышение страховых взносов.
«Опубликованные в конце сентября поправки указывают на завершение периода налогового благоприятствования для IT-отрасли, активная фаза которого началась в 2021 году», — констатирует советник налоговой практики ALUMNI Partners Михаил Голованев. В период максимальных преференций ставка налога на прибыль для IT составляла 0%, страховые взносы — 7,6% только до предельной базы, а предоставление прав на российское ПО из реестра не облагалось НДС.
Юрист приводит наглядное сравнение: в декабре 2024 года при продаже лицензии на ПО из реестра компания платила 0% налога на прибыль, 0% НДС и 7,6% страховых взносов до предельной базы 2,225 млн руб. С января 2026 года на ту же операцию придется заплатить 22% НДС, 5% налога на прибыль, 15% страховых взносов до предельной базы (2,979 млн руб.) и 7,6% сверх нее.
В структуре расходов IT-компаний большая часть — это фонд оплаты труда, на приобретение товаров и услуг они тратят гораздо меньше. Как следствие, IT-компании не смогут зачесть сколько-нибудь значительную сумму входящего НДС. В итоге на разработчиков и операторов цифровых сервисов ляжет дополнительная налоговая нагрузка вплоть до 22% от оборота.
Голованев развивает эту мысль: «Несмотря на то что НДС — косвенный налог и предъявляется покупателю, многие крупные лицензиаты, например банки и страховщики, приобретают ПО для использования в необлагаемой НДС деятельности. Это означает, что НДС они не принимают к вычету, а включают в расходы. Для таких лицензиатов появление НДС существенно увеличит затраты».
Божор видит два возможных сценария для компаний. Небольшая часть попытается сохранить льготы через получение статуса участника «Сколково» или другого специального технологического центра, хотя и для них законопроект предусматривает запрет на применение пониженных ставок страховых взносов. «Остальные в новых условиях либо выживут за счет достаточного запаса прочности и маржинальности, либо окажутся на грани банкротства и будут искать способы радикально сократить расходы, включая фонд оплаты труда», — предупреждает эксперт.
Но даже в этой картинке можно увидеть позитивный момент. «Отпадут риски, связанные с переквалификацией лицензионных договоров в договоры оказания услуг, которые имели место в случаях, когда на стороне лицензиата были ограничения по вычету входящего НДС», — подчеркивает Голованев. Также он предлагает компромиссное решение: «Понятно, что бюджетная ситуация определяет состав налоговых льгот, но российское ПО нуждается в более низкой налоговой нагрузке. Ставка НДС 10% могла бы стать промежуточным решением».
Налоговый мониторинг: от партнерства к скрытой проверкеНалоговый мониторинг, который изначально позиционировался как добровольная альтернатива проверкам и цифровое партнерство с ФНС, меняет свою суть. Законопроект превращает его в инструмент постоянного контроля. «Раньше налоговый мониторинг позиционировался как добровольное прозрачное взаимодействие с ФНС через цифровые каналы. Теперь все меняется», — констатирует Макарова.
Первое ключевое изменение — отмена требования соответствовать всем трем критериям (выручка, активы, уплаченные налоги). Теперь достаточно выполнить хотя бы один из них. Это приведет к массовости мониторинга, к которому к осени 2025 года подключилось чуть больше 700 компаний, но это число может кратно вырасти. Второе изменение еще серьезнее. Инспекторы получат право осматривать помещения и изымать документы у участников мониторинга.
Налоговый мониторинг превращается в проверку, только без формального начала и окончания. Даже добросовестные налогоплательщики окажутся под постоянным прицелом.
Законопроект содержит и другие новшества. Вводится госпошлина за внесение данных в систему маркировки товаров — одежды, обуви, лекарств. «Формально это плата за услугу. Фактически — новый квазиналог, который увеличит издержки производителей и ретейлеров», — отмечает Макарова.
Еще одна важная деталь пакета повышения налогов — регионы лишат права снижать ставки по «упрощенке». Сейчас субъекты вправе уменьшать ставку до 1% по схеме «доходы» и до 5% по схеме «доходы минус расходы». После реформы минимальный порог планируют закрепить на федеральном уровне. Мера должна пресечь фиктивную регистрацию компаний в регионах с наиболее выгодными условиями и снизить масштабы «налоговой миграции».
Есть и небольшое позитивное изменение — упрощение получения отсрочек и рассрочек по налогам. Их смогут получать сезонные предприятия (туризм, сельское хозяйство), если их доход падает более чем на 50% из-за климата или спроса. Сокращен перечень документов для подачи и оснований для отказа. «Это поможет избежать банкротств бизнеса после налоговых доначислений, которые часто достигают сотен миллионов», — заключает Макарова.
ФНС все чаще отказывается учесть смягчающие обстоятельства при начислении штрафов. Внутренние рекомендации ведомства, с которыми ознакомился Forbes (в открытом доступе документа нет), кардинально меняют сложившийся за годы подход налоговой службы.
Так, рекомендации ограничивают возможности плательщиков сократить размер санкций. Теперь штраф нельзя снижать более чем в десять раз, а минимальные суммы взысканий составляют 1000 руб. для граждан, 3000 руб. для ИП и 10 000 руб. для большинства компаний.
При умышленном уклонении от налогов штраф не снизят больше чем вдвое.
Изменились и правила учета уточненных деклараций. Если плательщик уже уплатил часть налоговых обязательств, штраф смягчат пропорционально этой сумме, а не от полного размера санкции. При доплате после подачи «уточненки», но до решения налоговиков коэффициент применяется только к половине штрафа.
А еще налоговикам запретили считать смягчающим обстоятельством материальные трудности, с которыми плательщик может столкнуться в будущем из-за уплаты налогового штрафа.
До этого налоговики старались трактовать смягчающие обстоятельства максимально широко и в пользу налогоплательщика, говорят опрошенные изданием юристы. Но потом экономическая ситуация ухудшилась, а Счетная палата посоветовала ФНС унифицировать и ужесточить подход, рассказывает Forbes издания, близкий к ФНС.
О том, как сейчас работает снижение ответственности, рассказывает Васильева. За каждое смягчающее обстоятельство штраф снижается в два раза. Например, три смягчающих обстоятельства — штраф снижается в шесть раз, а если восемь смягчающих обстоятельств — штраф снижается в 16 раз. «Логика следующая: чем больше смягчающих обстоятельств — тем больше можно снизить штраф. Предела снижения штрафа не было, поскольку перечень смягчающих обстоятельств открытый», — объясняет юрист.
Теперь же предлагается установить максимальный предел снижения штрафа — в десять раз, независимо от количества смягчающих обстоятельств. По словам юриста, это «еще одно подтверждение тенденции к пополнению бюджета и ужесточения налогового администрирования».
Время экспериментов подходит к концуГлава Минэкономразвития Максим Решетников с трибуны Совфеда предложил начать обсуждение вопроса о налогообложении самозанятых до завершения эксперимента с налоговым режимом.
Министр напомнил, что власти обещали не вносить изменения в налоговый режим для самозанятых на протяжении десяти лет, с 2018 по 2028 год. Срок окончания эксперимента близок, поэтому правительству следует «всерьез» пересмотреть концепцию уже в 2026 году, чтобы дать людям время адаптироваться к изменениям, сказал министр. По словам Решетникова, вопрос нужно решать не только по самозанятым, но и по индивидуальным предпринимателям, для которых ставка налога на доход в некоторых регионах может составлять 1% вместо 4–6%.
Конкретных параметров нового налогового режима для более чем 12 млн российских самозанятых власти не раскрывают. Вероятно, речь как минимум идет о повышении ставки по налогу с нынешних 4–6% до близких к таковым по НДФЛ. Также можно предположить, что власти попытаются закрыть компаниям, которые хотят сэкономить на налогах и страховых взносах, возможность нанимать сотрудников через договоры ГПХ вместо трудовых.
Россия и ОАЭ подписали меморандум о налоговом сотрудничествеФНС России и налоговое ведомство ОАЭ подписали меморандум о взаимопонимании и техническом сотрудничестве. Документ дополняет заключенное ранее в этом году Соглашение об избежании двойного налогообложения (СИДН), которое вступит в силу в начале 2026-го (мы рассказывали о нем в июльском налоговом дайджесте).
«Подписание меморандума — закономерный шаг в развитии двусторонних отношений в налоговой сфере», — отмечает управляющий партнер PGP Tax&Legal Мария Никонова. Она напоминает, что одна из статей СИДН прямо закрепляет механизм обмена информацией между компетентными органами. «Новый меморандум добавляет к этому практическую основу: акцент сделан на цифровой трансформации, совместных обучающих программах и обмене опытом в администрировании», — говорит юрист.
По мнению эксперта, в совокупности с уже действующими нормами об обмене информацией это означает, что налоговые органы двух стран будут действовать более скоординированно в части контроля трансграничных сделок и структур с участием российских и эмиратских компаний.
Для бизнеса последствия носят двойственный характер. С одной стороны, можно ожидать развития электронных сервисов и сокращения бюрократических процедур. С другой — возрастет прозрачность и точность контроля: налоговые органы получат больше инструментов для анализа данных и выявления несоответствий.
Она советует российским компаниям с присутствием в ОАЭ особенно внимательно относиться к структуре сделок и налоговому планированию. «Важно учитывать этот аспект при представлении информации. Например, при подготовке документации по трансфертному ценообразованию данные, передаваемые российским налоговым органам, должны совпадать с информацией для их эмиратских коллег. В условиях возможного обмена документами любые расхождения будут очевидны и могут стать основанием для дополнительных вопросов и проверок», — предупреждает эксперт.
Россия начала переговоры с Бахрейном о налоговом соглашенииЕще в сентябре Россия и Бахрейн начали переговоры о заключении соглашения об избежании двойного налогообложения. Это единственная страна Персидского залива, с которой у России пока нет такого соглашения, что делает юрисдикцию менее привлекательной для компаний из РФ.
Сегодня при выплатах из России в Бахрейн действуют стандартные ставки налога у источника: 15% — на дивиденды, 25% — на проценты и роялти. Кроме того, в отсутствие соглашения российские компании обязаны удерживать налог у источника при оплате услуг и работ, оказываемых бахрейнскими аффилированными компаниями. Заключение СИДН приведет к снижению ставок налога у источника. «Скорее всего, за основу будут взяты последние соглашения России с ОАЭ и Оманом — 10% по дивидендам, процентам и роялти», — прогнозирует Никонова.
Важным элементом соглашения станет защита предпринимательской прибыли: она будет облагаться только в стране возникновения и не подлежать дополнительному налогообложению у источника в России. «В сочетании с отсутствием корпоративного налога в Бахрейне (его введение пока обсуждается) это открывает возможности для использования страны в качестве площадки для российских холдинговых и операционных структур», — говорит Никонова.
Крупнейшие требования ФНС о взыскании долгов в сентябре
Номер делаСтороныСумма требований, млн руб.№ А40-255261/2025Истец: Межрайонная ИФНС по управлению долгомОтветчики: «Триумф», «МСС»415,6№ А41-80616/2025
Истец: Межрайонная ИФНС № 14 по Московской областиОтветчик: Борис Паньков402,9№ А40-249780/2025
Истец: УФНС по Тверской областиОтветчик: «Лоджиктим», «Лоджикт», «Лоджик тим», «Лоджиктим Спэйс»250№ А75-19760/2025
Истец: Межрайонная ИФНС № 6 по Ханты-Мансийскому АООтветчик: Николай, Всеволод, Надежда Недведецкие, Яна Исламова, Роман Иванов, Екатерина Дорошко230,1№ А53-34295/2025Истец: Межрайонная ИФНС № 23 по Ростовской областиОтветчик: «Гео-Инжиниринг Юг»199,6№ А45-34098/2025Истец: Межрайонная ИФНС № 17 по Новосибирской областиОтветчик: ПСК «Вектор»148,4№ А40-257434/2025
Истец: Межрайонная ИФНС № 16 по Алтайскому краюОтветчик: «СК-Инжиниринг»142,9Госдума приняла в первом чтении законопроект, устраняющий правовой пробел в налогообложении операций по выходу участника из ООО. Ранее НК регулировал только налогообложение у участника, получающего имущество, но не определял порядок признания дохода у самого общества.
Ситуацию изменило январское постановление № 2-П. Конституционный суд признал неправомерным подход Минфина, но не стал отрицать саму возможность появления у ООО экономической выгоды из-за того, что к нему перешла доля вышедшего участника. В итоге КС признал, что положения НК не соответствуют Конституции в той части, в которой они не содержат правил налогообложения дохода в виде стоимости доли, перешедшей к обществу. Законодателю предписано внести необходимые поправки.
«Установлен единый подход: доходом общества признается действительная стоимость доли участника, определяемая на день передачи имущества. Для налогоплательщиков, которые использовали выход участника как схему для практически „безналоговой“ передачи активов, наступают новые времена. Теперь такая операция всегда будет признаваться реализацией и приведет к возникновению налогооблагаемого дохода», — поясняет старший юрист налоговой практики CLS Ирина Лоскутникова.
ФНС запретила подавать декларации через «Электронные заказные письма»ФНС выпустила письмо № АБ-4-19/8039@, в котором запретила прием налоговых деклараций и расчетов, направленных через интернет-сервис «Почты России» «Электронные заказные письма».
Ключевой формальной причиной запрета стало несоответствие механизма подписания требованиям НК к подписи. Кодекс допускает только два легитимных варианта: собственноручная подпись на бумажном носителе или одна из установленных форм электронной подписи (УКЭП или УНЭП). Поскольку сервис «Почты России» не обеспечивал ни того ни другого в строгом понимании закона, представленные через него документы не имеют юридической силы.
Сервис «Почты России» занимал промежуточную позицию, не будучи ни полноценной электронной подачей, ни классическим бумажным документооборотом. ФНС устранила эту «серую зону», чтобы оставить только те каналы связи, которые однозначно соответствуют НК.
«Это письмо — не просто техническое уточнение, а целенаправленное действие по повышению прозрачности налогового администрирования. Убирая слабо контролируемые способы подачи отчетности, ФНС системно закрывает возможности для злоупотреблений, в том числе для подачи деклараций компаниями с признаками „транзитных“ структур и номинальным руководством», — резюмирует Лоскутникова.