Утренний обзор за 22 октября: страховая для кораблей и роль контролеров для маркетплейсов
Маркетплейсы хотят обязать следить за налоговой добросовестностью продавцов. Согласно подготовленному ФНС проекту поправок к Налоговому кодексу, служба получит право требовать от интернет-площадок блокировать карточки товаров и услуг предпринимателей, нарушающих налоговое законодательство. За невыполнение поручений ФНС площадкам грозят штрафы до 100 000 руб. Как отмечает РБК, новые обязанности вменяют посредническим цифровым платформам с 10 000 контрагентов и более, в первую очередь крупнейшим маркетплейсам и сервисам объявлений. Они будут обязаны выявлять налоговые риски партнеров, передавать данные в ФНС и уведомлять продавцов о выявленных нарушениях. Если их найдут, то ведомство сможет требовать временно заблокировать карточки до устранения нарушений.
Кассация отказала ВТБ в привлечении основателей «Трансаэро» к субсидиарной ответственности. 20 октября АС Северо-Западного округа отклонил жалобы ВТБ и конкурсного управляющего о взыскании с основателей «Трансаэро» 249 млрд руб. долгов авиакомпании (дело № А56-75891/2015). К субсидиарной ответственности пытались привлечь Татьяну Анодину, Александра и Ольгу Плешаковых. Иски рассматривались с 2019 года, но суды первой и апелляционной инстанций также отказали истцам. «Трансаэро», некогда один из крупнейших авиаперевозчиков России, прекратил полеты в 2015 году из-за долгов, валютных рисков и санкций, а позже его признали банкротом.
Комитет по бюджету и налогам предложил плавный переход на уплату НДС. Парламентарии считают, что бизнесу нужно больше времени, чтобы адаптироваться к новым правилам налогообложения, предложенным Минфином. В заключении, внесенном в Госдуму, комитет выделил более 15 проблемных блоков, требующих доработки ко второму чтению, — от технических несоответствий до принципиальных замечаний об обратной силе норм и новых полномочиях ФНС. В частности, комитет рекомендовал постепенно снижать пороги доходов, после которых компании на УСН должны платить НДС. А те, кто работает по патентной системе, со временем утратят право на этот спецрежим. Кроме того, предлагают сохранить патентный режим для розничной торговли в сельских районах, продлить льготные тарифы страховых взносов и ввести мораторий на штрафы для компаний, впервые ставших плательщиками НДС.
ЦБ оспорит изъятие акций Соликамского завода у инвесторов. Банк России подаст жалобу в Верховный суд на решение об изъятии акций Соликамского магниевого завода у частных инвесторов, узнал РБК. Регулятор считает, что изъятие бумаг, купленных на бирже, нарушает права добросовестных владельцев и подрывает доверие к финансовому рынку. 20 октября АС Уральского округа поддержал требование прокуратуры изъять в доход государства 10,6% акций СМЗ, которыми владеют 2000 инвесторов, купивших бумаги на бирже. Суд постановил компенсировать им рыночную стоимость пакета. Этот случай стал первым, когда государство истребовало ценные бумаги не у собственников напрямую, а с биржевого рынка.
Минцифры установит новые требования для софта и оборудования с ИИ. Министерство предложило включать в реестр отечественного ПО только те программно-аппаратные комплексы, которые подходят для работы с искусственным интеллектом и соответствуют техническим требованиям, пишут «Ведомости». Это позволит производителям ИИ-систем получать налоговые льготы и участвовать в госзакупках. Для этого у компаний должен быть дата-центр в России мощностью не менее 10 мегаватт, оборудование с производительностью от 100 квадриллионов операций в секунду (это уровень современных суперкомпьютеров, на которых обучают нейросети вроде ChatGPT) и поддержка сетевых адаптеров не ниже 800 Гбит/с. Кроме того, система должна обеспечивать одновременное обучение моделей на 1000 видеокартах (1000 GPU).
Россия создаст национальную страховую компанию для судов с сырьевым экспортом. Власти готовят проект о национальной страховой компании, которая будет страховать российские суда, перевозящие нефть и другое сырье. Как пишут «Известия», эту меру включили в проект Стратегии развития Северного морского пути и Трансарктического транспортного коридора до 2050 года. Необходимость создания новой компании связана с санкциями: западные страховщики отказываются работать с российскими танкерами, нарушающими ценовой потолок. По мнению экспертов, признание отечественной страховой структуры со стороны Китая, Индии и других партнеров позволит обеспечить бесперебойный экспорт и снизить риски для судоходства.