НДФЛ до 22% на пассивные доходы и налог для ПИФов: юристы оценили налоговые поправки Минфина
24 сентября Минфин внес в правительство проект федерального бюджета на 2027–2029 годы. Вместе с ним ведомство направило пакет поправок к НК, который меняет порядок налогообложения для нескольких групп налогоплательщиков — от частных инвесторов до зарубежных продавцов и добывающего сектора. 30 сентября законопроект уже зарегистрировали в Госдуме, и до 15 октября профильный комитет собирает отзывы и предложения. Основные предлагаемые инициативы ведомства разобрали в карточках ниже.
С 2025 года действует пятиступенчатая шкала НДФЛ, но только для активных доходов: зарплаты, премий, выплат по ГПХ, доходов ИП на общей системе. Ставка растет вместе с доходом, который превышает установленный предел: 13% — до 2,4 млн руб. в год, 15% — от 2,4 до 5 млн руб., 18% — от 5 до 20 млн руб., 20% — от 20 до 50 млн руб., 22% — свыше 50 млн руб.
Пассивные доходы, к которым относят дивиденды, проценты по вкладам, доходы от ценных бумаг и ЦФА, от продажи недвижимости, дарения и страховых выплат, облагаются налогом по двухступенчатой шкале. Так, если такой вид дохода не превышает 2,4 млн руб., то действует ставка 13%. К доходам выше этого значения применяется ставка 15%. Партнер и соруководитель налоговой практики SL LEGAL Юлия Смурова объясняет, что долгое время ставки для дивидендов и иных доходов оставались льготными по сравнению с остальными, чтобы стимулировать инвестиции и сглаживать двойное экономическое обложение, ведь дивиденды выплачивают из чистой прибыли.
Теперь государство рассматривает такие доходы как резерв для бюджета, считает юрист. Так, Минфин предложил распространить пятиступенчатую шкалу и на пассивные доходы: ведомство предлагает изменить п. 2.1 ст. 210 НК и свести налоговые базы в единую, к которой бы применялись ставки по п. 1 ст. 224 НК. При этом п. 6 ст. 210 НК, который выводил инвестиционные доходы в льготный режим, хотят признать утратившим силу.
Последствия для налогоплательщиковЮристы не ожидают, что повышение ставок приведет к оттоку средств с фондового рынка. Партнер VERBA LEGAL Оксана Ярощук считает, что перекладывать деньги в недвижимость или менять дивидендную стратегию на любую другую бессмысленно, так как ведомство планирует повысить ставки для всех видов доходов. Не спасет и перевод активов за рубеж, поскольку российский резидент платит НДФЛ с мирового дохода. И даже если перевести деньги с рынка ценных бумаг на депозиты, то ставка по процентам составит те же 13–22%, добавляет Мария Семенова, директор ФБК Право
Единственный способ уйти от повышенных ставок, по мнению Ярощук, — выйти из налогового резидентства РФ. Но тогда инвестору нужно просчитать, резидентом какой юрисдикции он станет, учесть ставку для нерезидентов и не забыть про налоги «на выход», которые возникают при переезде из одной страны в другую. Еще Ярощук напоминает, что для резидентов недружественных юрисдикций (например, Кипра или Испании), с которыми приостановлено соглашение об избежании двойного налогообложения, ставка налога может увеличиться кратно.
В то же время Семенова видит в реформе принцип справедливости — величина налога начинает зависеть от размера дохода, а не от его источника. Эксперт подчеркивает, что предложенные изменения уравнивают налоговую позицию собственника бизнеса и наемного работника. Но есть и обратная сторона: посленалоговая доходность вложений и привлекательность прямых инвестиций снижается, признает эксперт.
Предлагаемые изменения затронут и сделки по продаже бизнеса. Основная проблема в том, что продавцам-физлицам грозит налог по повышенной ставке. Связано это с тем, что доход от продажи акций или долей считается полученным в момент расчетов, поэтому при выплате, которая приходится на 2027 год, ставка может составить уже 22%, объясняет Семенова. Это касается и сделок, заключенных в этом году и ранее. И если законодатель не введет переходные положения, то продавца ждет неприятный сюрприз, предупреждает Ярощук.
Чтобы избежать таких последствий, продавцы активов будут стремиться закрыть расчеты быстрее и заплатить налоги по действующей ставке 13–15%, прогнозирует Семенова. Кроме того, стороны начнут активнее закладывать налоговый фактор в механизмы completion accounts (расчет по фактическим показателям) или earn out (расчет по заработанному доходу), когда часть цены выплачивают позже и привязывают к будущим результатам бизнеса. А это приведет к дальнейшему удорожанию выхода из бизнеса, считает Смурова. С учетом этого юрист рекомендует владельцам бизнеса, которые планируют такие сделки, ускориться, чтобы успеть их реализовать до вступления в силу изменений.
Дополнительно Семенова прогнозирует снижение интереса к программам долгосрочной мотивации топ-менеджеров. Такие программы бывают двух видов: поставочные и фантомные (беспоставочные). В поставочных сотрудник получает сами акции компании, поясняет эксперт. А в фантомных программах акции не передают и работнику выплачивают денежную выплату, размер которой привязан к стоимости акций на момент завершения программы или к финансовым показателям компании. Сейчас максимальная ставка НДФЛ на поставочные программы доходит максимум до 15%, тогда как ставка для бонусов по фантомной программе — до 22%.
Распространение прогрессивной шкалы налога до 22% на дивиденды и доходы от продажи финансовых активов уравняет налоговую эффективность фантомных и поставочных программ долгосрочной мотивации топ-менеджеров. Соответственно, учитывая, что организация поставочной программы более затратна с точки зрения необходимости создания инфраструктуры для наделения работников акциями, утрата налоговых преимуществ может стать триггером для перехода от поставочной к беспоставочной системе долгосрочной мотивации работников.
Мария Семенова, директор ФБК ПравоПаевый инвестиционный фонд — это обособленный имущественный комплекс, у которого нет статуса юридического лица (п. 1 ст. 10 закона «Об инвестиционных фондах»). По закону налог на прибыль платят юридические лица (п. 1 ст. 246, п. 2 ст. 11 НК), поэтому ПИФ не платит его на доходы, которые получает внутри портфеля. Вместо этого налог платит сам пайщик в тот момент, когда получает доход.
Минфин предложил поменять эту систему и ввести налог на прибыль для ПИФов. Согласно предложенным изменениям, закрытые и интервальные ПИФы для квалифицированных инвесторов будут платить налог с пассивных доходов по ставке 15%. Ведомство объясняет необходимость введения меры тем, что прошлая схема могла откладывать момент уплаты налога на долгий срок.
Последствия для налогоплательщиковМнения экспертов об этом нововведении расходятся. Семенова считает, что мера не заставит инвесторов отказаться от структурирования активов через ПИФ, поскольку налог не избыточно высок, а главное, его можно зачесть в счет налога, который платит инвестор-физлицо. По ее оценке, изменения не столько увеличивают нагрузку, сколько устраняют ситуацию, когда налогоплательщик получал отсрочку в связи с выбором такой формы владения. А Ярощук оценивает влияние изменений на отрасль скорее негативно.
Если прибыль ЗПИФов будет, как предлагается, облагаться по ставке 15%, то это заметно снизит привлекательность ЗПИФа как инструмента инвестирования. Соответственно, пострадает вся отрасль управляющих ими компаний.
Оксана Ярощук, партнер VERBA LEGALМинфин предлагает ввести НДС по ставке 22% для товаров электронной торговли, которые физлица приобретают из третьих стран. Для этого планируют ввести новую ст. 174.4 НК, которая устанавливает, что налоговыми агентами по такому налогу будут российские и иностранные электронные торговые площадки, где физлицо купило товар, и сам иностранный продавец, если он торгует через собственную платформу. Кроме того, вводится фиксированный таможенный сбор 100 руб. за каждую посылку стоимостью до €200. Ведомство отмечает, что эти меры направлены на выравнивание условий торговли на внутреннем рынке.
Последствия для налогоплательщиковСеменова предполагает, что изменения могут привести к росту цен, если иностранный производитель попробует переложить издержки на потребителей. В таком случае повышение цен сыграет на руку отечественным продавцам, которые смогут сделать более привлекательное ценовое предложение и сформировать новую клиентскую базу. Но на конкурентном рынке, где цена уже сложилась, зарубежный продавец скорее потеряет в марже, а отечественный производитель изменения почти не почувствует, предполагает эксперт.
Смурова же считает, что нововведение не позволит потребителям ситуативно приобретать отдельные товары по более низким ценам, чем в России. Но у этого есть и положительный эффект.
Это логичное нововведение, которое позволит выровнять условия для внутренних и внешних продавцов. Как минимум, приобретая товары в России, покупатели имеют больше возможностей защищать свои права.
Юлия Смурова, партнер, соруководитель налоговой практики SL LEGALМинфин также предложил ужесточить режим для капитала на счетах типа «С». По общему правилу доходы и дивиденды нерезидентов облагаются ставкой в размере 15% (п. 3 ст. 224 НК). Законопроект предлагает увеличить до 35% ставку налога на прибыль с дивидендов, перечисляемых на счета типа «С» в пользу иностранцев.
Еще один важный блок поправок касается донастройки налогообложения природной ренты. В этом году на фоне резкого скачка мировых цен на продукцию рентных отраслей (драгоценные и цветные металлы, удобрения и другие) компании получили существенный дополнительный доход. Чтобы укрепить доходы бюджетной системы, Минфин предлагает ввести для отдельных организаций горно-металлургического комплекса новый налог. Его ставка составит 30% от дополнительного дохода, возникшего из-за роста мировых цен в рублевом эквиваленте по отношению к базовому 2025 году. Для золота ставка составит 20%.
Последствия для налогоплательщиковСеменова отмечает, что изъятие в пользу государства природной ренты может оказать негативное влияние на инвестиционные программы добывающих компаний, поскольку бизнес будет лишен возможности накапливать средства для развития и модернизации в периоды благоприятной конъюнктуры. Эксперт указывает на необходимость дополнения меры государственными программами, которые будут направлены на поддержку инноваций и обновление основных фондов добывающих компаний при разовых изъятиях сверхдоходов.
Законопроект № 617-9 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Законопроект № 618-9 «О налоге на сверхдоходы»